16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Письма в Кемерово. Школьным учителям о детском горе

После трагедии в Кемерове в редакцию «Психологической газеты» приходят письма от психологов с поддержкой в адрес кемеровчан.

Вчера доктор психол. наук, проф. М.М.Решетников обратился к родителям, переживающим гибель ребёнка.

Сегодня доктор психол. наук, проф. Т.Ю. Базаров, канд. психол. наук Г.Т. Базарова и канд. психол. наук Н.И. Евсикова написали открытые письма в поддержку школьных учителей:

Уважаемые коллеги!

Трудно представить, как начнётся следующая неделя в школах Кемерово. Профессиональное сообщество не может остаться в стороне от этой страшной трагедии, последствия которой трудно спрогнозировать. Отклик от случившейся драмы ещё долго будет отзываться в сердцах кемеровчан и особенно важно помочь детям, которые придут в понедельник в школу.

Слова, обращённые к школьному учителю, сегодня особенно важны.

Полностью солидарен с рекомендациями и советами моих коллег, кандидатов психологических наук Гули Базаровой и Натальи Евсиковой. Уверен, что их практический опыт  работы в рамках школьной психологии заслуживает внимания читателей «Психологической газеты.

С уважением, Т. Базаров
 

Дорогие коллеги!

Позвольте выразить искреннее и глубокое сочувствие постигшему вас несчастью. Вся Россия с вами в эти трудные и тяжелые дни. Но особенная поддержка необходима детям, пережившим это трагическое событие.

В каждом образовательном учреждении переживаемое горе затрагивает всю его систему: учащихся, родителей, педагогов, администрацию и всех его сотрудников.

Как произойдет встреча в понедельник учителей и учеников кемеровских школ, переживших трагический пожар?

С чего начнется новый этап их жизни?

Наверное, с минуты молчания, отражающей общее чувство потери и дальнейшего негромкого разговора о тех чувствах, которые пережили и переживают ученики.

Слушайте детей, дайте им возможность выразить в словах все трудное, страшное, с чем они столкнулись в эти дни.

Этот разговор имеет несколько задач:

  • описать и поддержать проявление нормальной реакции горя (беседа о проявлениях горя, эмоциональных реакциях, ощущениях, связанных с потерей, чувства грусти, страха, растерянности);
  • поддержать «здоровые» реакции и уменьшить обратные, предложить учащимся подумать о том, как можно справиться с трагедией;
  • обсудить неприменимость деструктивных способов выхода из кризисных состояний, например, боязнь выйти из дома;
  • очень важно предоставить информацию о том, где в городе можно получить консультации и помощь и родителям, и детям.

Разговаривая с детьми, давая им возможность выговориться, следует обратить особенное внимание на следующее:

  • отсутствие эмоциональных реакций у ребенка;
  • неспособность ребенка совладать с эмоциями;
  • повышенное самообвинение, ярость, злость;
  • суицидальные намерения;
  • странное поведение.

Будьте готовы к вопросам и будьте честными в ответах,  особенно о смерти. Очень важно знать культурный уровень семьи ребенка, ее религиозные установки. Ваши собственные чувства никогда не должны вступать в противоречие с чувствами родителя или смущать ребенка.

Покажите ребенку, что плакать не стыдно. Если ваши глаза наполнились слезами, не скрывайте этого.

Никогда не говорите: «Ты ведь так не думаешь, не правда ли?». Не говорите, что вы надеетесь на исчезновение у ребенка страхов, и не пытайтесь сменить тему разговора. Когда ребенок говорит, что считает себя виноватым в смерти отца, он действительно так думает. Дети честны, они говорят то, о чем думают. Их чувства реальны и сильны, и о них надо знать, им надо верить, о них надо говорить. Очень важно признать право ребенка на переживание.

Сводите разговоры о событии с описания деталей на чувства. Повторяйте, что чувствовать беспомощность, страх, гнев совершенно нормально.
Самый  важный вопрос, который волнует каждого из нас, как сделать так, чтобы подобные трагедии не повторялись?

Один из возможных ответов – чтобы каждый человек честно, ответственно и профессионально занимался своим делом.  Чтобы электриком работал электрик, а врач – врачом. Чтобы наша жизнь не была в руках у недоучек и невежд.

Необходимо заверить учащихся в том, что о них позаботятся в школе и что педагогический коллектив готов к выпавшему на его долю испытанию.

Старайтесь быть в контакте с родителями своих учеников. Дети быстро чувствуют связь между учителем и своей семьей, и это создает у них ощущение безопасности. Убедите родителей в необходимости контроля за тем, как ребенок пользуется средствами массовой информации. Постоянный просмотр новостей может просто вывести из строя человека, для которого небезразлично горе другого.

Направить учащихся с наибольшей тревожностью, страхом, дезадаптивным поведением на дополнительную консультацию к специалисту.

Постарайтесь быть не только рядом, но и вместе с учениками: не скрывайте своего горя и будьте опорой друг другу.

С уважением, Гули Базарова и Наталья Евсикова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»