16+
Выходит с 1995 года
16сентября2024
Е.В. Леонова: «В образовании важно использовать достижения психологической науки»

Елена Васильевна Леонова — доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, главный эксперт центра компетенций культуры безопасности и надёжности человеческого фактора АНО ДПО «Техническая Академия Росатома». Интервью состоялось в 2021 году, когда Елена Васильевна заведовала кафедрой общей и юридической психологии Института психологии Калужского государственного университета им. К.Э. Циолковского.

О детстве и родителях

— Елена Васильевна, расскажите о своем детстве...

— Я родилась в Обнинске — первом наукограде России. Родители — ученые, всю жизнь работали в атомной энергетике, в Физико-энергетическом институте. Отец Василий Евсеевич — физик-исследователь, по совместительству преподавал в Обнинском филиале МИФИ. Кстати, по его книгам до сих пор учатся студенты. Мама Инга Васильевна — математик, работала в отделе научно-технической информации. Родители были прогрессивными, творческими, спортивными людьми. Любимые виды спорта — теннис и лыжи. С детства мы всей семьей ходили в походы, путешествовали. Родители очень любили музыку, у папы была огромная коллекция пластинок классической музыки. Разумеется, мы с сестрой занимались музыкой, хотя без особого успеха. Родители много лет выписывали журнал «Наука и жизнь», больше всего меня привлекал раздел «Психологический практикум».

О первом психологическом опыте

— Интересно, Ваши первые психологические опыты связаны как-то со школой?

— В школе я училась хорошо, мне легко давались математика и физика. Но было и тайное увлечение, о котором я никому не говорила, считала его несерьезным, а сейчас бы я назвала его «психологическими опытами». Мне нравилось наблюдать за одноклассниками и учителями, по поведению и одежде определять настроение и предсказывать, что человек скажет или сделает. Помню, придумала способ, чтобы меня спросили на уроке, когда я этого хочу. Для того чтобы учитель спросил именно меня, нужно было постараться поймать его взгляд и быстро отвести глаза. Срабатывало на 100 процентов! И когда зашла речь о выборе профессии, то я выбрала математику, но с новым тогда компьютерным уклоном. Поступила на факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ. Профессиональный путь казался мне вполне предопределенным — по родительским стопам. Так оно вначале и вышло, в отличие от своих однокурсников я не стремилась остаться в Москве — только домой, в Обнинск!

Развитие с «Эврикой»

— Вы вернулись в наукоград и начали работать в Физико-энергетическом институте?

— Да. Вскоре я вышла замуж, родился сын. И вот тогда мое увлечение психологией разгорелось с новой силой. Это было начало 90-х. В книжных магазинах стали появляться книги по психологии, я зачитывалась ими. Когда сын немного подрос, отдала его в студию центра «Эврика». Центр пользовался популярностью, расширялся, и меня пригласили там преподавать. Через год сделали предложение, от которого я не смогла отказаться, — получить второе высшее психологическое образование. В это время был организован межвузовский факультет КГУ и Обнинского университета атомной энергетики для подготовки психологов. После получения диплома я два года занималась исследованиями, конференциями школьников. Жизнь бурлила! Центр «Эврика» стал широко известен, к нам приезжали для обмена опытом из разных уголков страны. Потом работала научным сотрудником в РАО, в лаборатории дополнительного образования.

О жизни на Байконуре

— К тому времени в обнинском университете уже была создана кафедра психологии, и я там начала преподавать. Это было прекрасное время — свобода исследований и творчества, незабываемые поездки на Байконур. Представляете, на Байконуре, где мы обучали наших студентов-заочников, я была 11 раз! Жили мы в гостинице космонавтов и даже смотрели легендарный фильм «Белое солнце пустыни» в том самом зале! Была на знаменитом Королевском пуске (700 метров до ракеты, всей кожей почувствовала дыхание старта). Вместе с Путиным и Назарбаевым запускали первый казахстанский спутник! И работать приходилось на грани возможного. Например, зимой нужно было вставать в 4 утра по Москве, ехать преподавать, а в аудитории кроме студентов сидят 5–6 дипломников. Они даже со своими ноутбуками с нами в кафе на обед ездили — сядут за соседний стол и ждут, пока преподаватель суп доест. А вечером, святое дело, все дипломники сидят в холле или в гостиничном номере. Хорошо, если в час ночи расходились. Но зато какие это были работы! Многие из них потом стали «пазлами» моей докторской диссертации.

О гармонии

— Вы большое внимания уделяете исследованиям взаимоотношений родителей с детьми. Как последние события, связанные с пандемией, повлияли на них?

— В нашем недавнем исследовании проблем детско-родительских отношений в период весеннего карантина, о результатах которого я докладывала на международных онлайн-конференциях, обозначена удивительная закономерность. Выяснилось, что субъектные качества родителей позволили им переосмыслить и перестроить свою жизнь, использовав сложившуюся ситуацию. Творческое начало — ключевой фактор психологического здоровья и взаимопонимания в семье. И я убеждена в том, что одна из главных задач современного образования — использование достижений психологической науки в целях гармонизации саморазвития человека начиная с раннего возраста. Или, говоря словами В.И. Вернадского, образование совершенно нового источника энергии — энергии человеческой культуры.

Музыка вдохновляет!

— На какую тему была Ваша диссертация?

— Изначально исследование было посвящено проблеме адаптации в контексте непрерывности образования. При переходе на новый уровень каждый школьник или студент сталкивается с проблемой адаптации: это и первоклассники, и пятиклассники, и десятиклассники, и первокурсники. Я чувствовала, что существует некоторая закономерность, обоснование которой требует анализа обязательно всех возрастов, но общая концепция никак не складывалась. И здесь мне помогла музыка!

Был момент, когда я, сидя на концерте, вдруг услышала произведение, которое помогло мне понять, что такое докторская диссертация. Это была «Пассакалия» Генделя. Есть музыка, соответствующая различным состояниям и помогающая найти решение. А ещё есть исполнители-интеллектуалы, которые не боятся нарушить каноны и вдохновляют на смелые поступки. Так и я осмелилась сделать слово «субъектность» ключевым термином своей диссертации.

Фото из архива Е. Леоновой.

Источник: Калужские губернские ведомости, 05.03.2021

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»