16+
Выходит с 1995 года
13 октября 2024
Эксперты «Единой России» одобрили законопроект о психологической помощи

Проект закона о психологической помощи, подготовленный при участии специалистов МЧС и факультета психологии МГУ, прошел одобрение рабочей группы экспертного совета «Единой России».

Законопроект «Единой России» поможет обеспечить граждан качественной психологической помощью и повысить её доступность, подчеркнула один из авторов документа, замсекретаря Генсовета партии, вице-спикер Госдумы Анна Кузнецова. Инициатива разработки законопроекта о психологической помощи была озвучена на площадке партийной комиссии по защите материнства, детства и поддержке семьи.

«Через общественные приёмные партии к нам поступает много запросов о необходимости увеличивать число психологов в школах, в системе здравоохранения, для работы с людьми с особенностями развития, родственниками паллиативных пациентов, семьями. Особенно заметна нехватка специалистов-психологов в образовательных организациях. По данным Российской академии образования, в 12 регионах на одного школьного психолога приходятся менее 400 детей, в остальных — больше, а максимальный показатель — 882», — рассказала она. 

При этом, отметила замсекретаря Генсовета «Единой России», почти половина школьных психологов имеют стаж работы менее 5 лет, а высшее психологическое образование — только 39%.

Много вопросов, по её словам, возникает и к качеству подготовки психологов. Сегодня действует множество самых разных курсов, после прохождения которых люди выдают себя за специалистов в области психологии, оказывают соответствующие услуги, не имея необходимой квалификации. Отсутствие специального правового регулирования в сфере оказания психологической помощи сказывается, в первую очередь, на людях.

«Наш законопроект предлагает установить системное правовое регулирование этой сферы, определив понятие психологической помощи, профессиональный статус тех, кто в ней участвует, единые требования к качеству и доступности оказания психологической помощи. Это позволит расширить возможности подготовки высокопрофессиональных специалистов-психологов и повышения их квалификации, участия в помощи людям», — заключила замсекретаря Генсовета «Единой России».

Ранее депутат Госдумы Татьяна Дьяконова сообщала, что законопроект об оказании психологической помощи будет внесен в Госдуму уже в сентябре.

По словам Татьяны Дьяконовой, в законопроекте очень детально прописали понятие психологической помощи и права некоторых категорий граждан на получение бесплатной квалифицированной психологической помощи.

«Необходимость внесения такого законопроекта назрела давно. Да, есть бесплатные психологи в детсадах и школах, но, как правило, их не хватает. Кроме того, часто их квалификация не позволяет оперативно решить какие-то проблемы. Ну и главное – психологическая помощь нужна не только в этой сфере, наш законопроект расширяет масштабы ее оказания», – уточнила Татьяна Дьяконова.

Она добавила, что законопроект предполагает создание сети государственных центров психологической службы, где получить бесплатную психологическую помощь могут люди, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, инвалиды I и II групп, люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, дети-инвалиды, дети-сироты, усыновители.

«Законопроект сейчас дорабатывается. Я думаю, что список возможных получателей бесплатной психологической помощи будет расширяться, – подчеркнула Татьяна Дьяконова. – К примеру, психологическая поддержка, сопровождение, а зачастую реабилитация нужна не только тем, кто возвращается к мирной жизни в Донбассе, но и тем, кто работает там, – волонтерам. Такая помощь, бесспорно, нужна семьям наших военных».

Депутат Госдумы отметила – особое внимание в законопроекте уделено тому, кто и как будет оказывать психологическую помощь. По ее словам, «государство будет контролировать, чтобы этим занимались высококвалифицированные специалисты, а не те, кто прошел недельные курсы».

Источник: пресс-служба «Единой России», пресс-служба проекта «Лидеры России».

Источник фото: ER.RU

Комментарии
  • Инга Геннадьевна Реуцкая
    01.09.2022 в 10:07:11

    "создание сети государственных центров психологической службы, где получить бесплатную психологическую помощь могут люди, среднедушевой доход семей, которых ниже величины прожиточного минимума, инвалиды I и II групп, люди, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, дети-инвалиды, дети-сироты, усыновители".

    Такие центры существуют уже много лет. Большой минус в том, что государство в них мало вкладывается финансово, центры не развиваются, а затухают.

    и в школах, и в здравоохранении, и в полиции есть давно психологи. Без высшего образования? Да кто ж сейчас возьмет на себя ответственность, принять на гос.работу специалиста без образования? Фантастика просто.

    Очень странно читать про законопроект, который не несет в себе практически никакой инновации, повторяет избитые истины. И, если это то, над чем бились многие люди, как-то грустно за этих людей

      , чтобы комментировать

    • Денис Сергеевич Крюков
      01.09.2022 в 16:52:50

      А где можно увидеть проект этого Закона простым практикам с полей?

        , чтобы комментировать

      • Виктория Александровна Трифонова
        02.09.2022 в 15:21:16

        Денис Сергеевич, «Психологическая газета» направляла запрос о тексте законопроекта, но, к сожалению, до сих пор не получила никакого ответа…

          , чтобы комментировать

        • Алексей Олегович Шарапов
          03.09.2022 в 00:02:55

          В свое время МЧС приглашали читать лекции Григория Грабового, которые до сих пор можно увидеть в ВКонтакте и не только. Очень слабенькие специалисты, при огромных бюджетах.

            , чтобы комментировать

          • Виктор Ефимович Каган
            Виктор Ефимович Каган
            Берлин, Германия
            03.09.2022 в 17:56:26

            "«Психологическая газета» направляла запрос о тексте законопроекта, но, к сожалению, до сих пор не получила никакого ответа…" ======
            Это много говорит о законе, "который не несет в себе практически никакой инновации, повторяет избитые истины" (Инга Геннадьевна Реуцкая) и обсуждается не профессиональным сообществом, а экспертами и почему-то экспертами даже не правительства или министерства, а партии.

              , чтобы комментировать

            • Денис Сергеевич Крюков
              05.09.2022 в 11:33:21

              Самое интересное, что и предыдущую версию законопроекта уже не найдешь. Все шито-крыто. Я общался с юристами. Так, формулировка: "...психологом может называться только лицо, имеющее высшее психологическое образование не ниже уровня специалиста..." (редакция Законопроекта 2018 г., статья 3 (???) - прямое нарушение прав психологов, имеющих переподготовку на базе иного высшего образования. Если в такой формулировке Закон будет принят Думой, то все дипломы, свидетельства о повышении квалификации, многие годы учебы, личной терапии, супервизии, огромные деньги, потраченные на все это просто обесценятся.... А ведь у многих - это дело всей жизни и единственный источник дохода. В итоге, Закон, призванный бороться с лже-психологами и самозванцами (что очень и очень правильно!!!) ударит по простым труженикам. А те кто пришел в сферу психологической помощи с целью "срубить бабла" и удовлетворить свои нарциссические потребности, просто получат высшее психологическое (или купят дипломы) и еще с большим рвением продолжат свое дело. Только теперь они не будут самозванцами и лже психологами, они будут вполне легальными и прикрытыми дипломами. Так что этот Закон можно назвать "Закон о легализации лжепсихологов и самозванцев". Дело ведь не только в образовании и подготовке. Дело в ценностях и установка личности, а они на высшем образовании, какое бы оно ни было, не создаются. Предполагаю, что будет много судебных процессов, много борьбы и недовольства.

                , чтобы комментировать

              • Юлия Юрьевна Бельденкова
                07.09.2022 в 01:29:43

                Согласна с Денисом Сергеевичем! Иногда бывает так, что психологическая переподготовка "ложится" на фундаментальное гуманитарное образование, которое очень близко к психологическому. Например, философское, религиоведческое, педагогическое. А ещё бывает, что при этом у человека есть многолетний педагогический опыт.
                Вот интересно, нам говорят, школьных психологов не хватает! А я, например, была бы не против пойти даже тем же школьным психологом работать, имея 12-летний педагогический стаж работы с детьми-инвалидами, красный диплом МГУ философа-религиоведа и профессиональную переподготовку по психологии, да вот только меня, увы, не возьмёт никто! Надо, видимо, снова в МГУ поступать, теперь уже на психологический факультет! А то, что психология берёт своё начало в философии и тот факт, что в процессе обучения на отделении религиоведения студенты прослушивали много курсов по психологии (начиная с общей и социальной психологии и заканчивая зоопсихологией и психологий религии), сейчас уже никому неинтересно! Но все упорно говорят о том, что надо бороться с излишней бюрократией!))))

                  , чтобы комментировать

                • Виктор Ефимович Каган
                  Виктор Ефимович Каган
                  Берлин, Германия
                  07.09.2022 в 11:08:48

                  Юлия Юрьевна, подготовка школьного психолога это специальная задача, которая не решается самостоятельным внутри отдельной головы суммированием отрывочных общих сведений о психологии в ходе подготовки философской и религиоведческой даже со стажем работы в области специальной педагогики. Снова в ВУЗ не надо, но прохождение дополнительной подготовки необходимо. Иначе, если не иметь в виду редкие исключения в виде талантливых одиночек, получаем вместо специалиста суррогат.

                    , чтобы комментировать

                  • Юлия Юрьевна Бельденкова
                    07.09.2022 в 14:09:14

                    Виктор Ефимович, я не против окончить курсы дополнительного образования и получить профессиональную переподготовку! Вот только есть ли такие курсы? И, что ещё более важное, смогу ли я устроиться в школу, окончив эти курсы? В предыдущем варианте законопроекта говорилось, что психологом может называться лишь лицо, получившее высшее психологическое образование, а это значит, что надо идти снова в ВУЗ! Как будет в этом варианте законопроекта, покажет время! Но мне кажется, сейчас важно разрабатывать систему профессиональной переподготовки кадров, а не загонять всех в ВУЗ.

                      , чтобы комментировать

                    • Евгения Александровна Цырульник
                      07.09.2022 в 15:22:11


                      Мне совершенно непонятно, почему нигде нельзя ознакомиться с новым проектом закона… У меня высшее гуманитарное образование, специалитет, на базе этого образования я прошла две профпереподготовки по психологии и клинической психологии, курсы повышения квалификации, интервизии, личную терапию, имею волонтёрский опыт, готовилась к вступительным экзаменам и поступила в магистратуру по психологии. Считаю это делом своей жизни. И что теперь? Если требования к специалисту в обновлённом проекте не пересматривались, то получается, что все мои труды были зря? А главное, что же теперь делать? Магистратура, в которую я поступила не бесплатная, проекта закона нигде нет, откуда узнать что делать дальше? Отчаяние.

                        , чтобы комментировать

                      • Виктор Ефимович Каган
                        Виктор Ефимович Каган
                        Берлин, Германия
                        07.09.2022 в 16:55:39

                        Юлия Юрьевна, в Моске не знаю, а в Питере есть такие курсы - и школьных психологов, и педагогов-психологов. По-моему, их даже многовато, чтобы все были хорошими, ну так повыбирать тоже удовольствие. Уверен, что и в Москве тоже есть.

                          , чтобы комментировать

                        • Аркадий Борисович Балунов
                          08.09.2022 в 21:40:32

                          "Проект закона о психологической помощи, подготовленный при участии специалистов МЧС и факультета психологии МГУ..."
                          А что же мы тогда обсуждали на протяжении многих лет?!

                            , чтобы комментировать

                          • Денис Сергеевич Крюков
                            09.09.2022 в 03:14:45

                            Юлия Юрьевна, спасибо большое за поддержку))))!!!!

                              , чтобы комментировать

                            • Денис Сергеевич Крюков
                              09.09.2022 в 03:31:26

                              Евгения Александровна! Предлагаю не отчаиваться! Пока план такой: 1. Ждем, когда законопроект окажется в Госдуме. Далее, после его публикации на сайте ГД до рассмотрения депутатами, знакомимся с текстом. 2. В случае, если что либо в содержании законопроекта нас не устраивает, пишем письма (лучше много-много индивидуальных и одно коллективное) в ГД в СМИ и т.п. с требованием разъяснений тех положений, которые напрямую или косвенно нарушают наши права. 3. В случае, если нас не слышать, и ничего не меняется, создаем объединение психологов (союз, общественная организация ассоциация и т.п.) для защиты и отстаивания своих прав. Можно и без подобного объединения, но с ним будет легче. (Пусть это будет, например, "Союз психологов 2-го сорта" (Лозунг "2й сорт- не брак"!) - ШУТКА!))))
                              Так что будем бороться и отстаивать свои интересы. По моим даже очень оторванным от реальности подсчетам, действующих психологов без высшего психологического, но с переподготовкой на базе другого высшего примерно тысяч 10-15. А может и больше. Так что недовольных, и не желающих остаться на улице и голодными, а также не желающих переходить в ряды гадалок, знахарей и гороскопщиков-звездочетов достаточно, что бы нас услышали.

                                , чтобы комментировать

                              • Аркадий Борисович Балунов
                                09.09.2022 в 11:04:10

                                Дорогой Денис Сергеевич, по моим подсчетам, успешных психологов без высшего психологического образования на порядок больше. И работают они в строгом соответствии с действующим Законом об образовании.

                                  , чтобы комментировать

                                • Екатерина Владимировна Потапчик
                                  10.09.2022 в 12:55:07

                                  Этот проект очень нужная вещь. Хорошо еще если бы урегулировали цены за обучение, супервизии, сертификации, а то психологи не все миллионеры, я уже около 700 т.р. в обучение по психологии вложила.

                                    , чтобы комментировать

                                  • Карина Николаевна Стратилат
                                    11.09.2022 в 11:11:34

                                    Этот проект безусловно важен. Но нужно не только вводить должности психологов в различные государственные учреждения, но и повышать им зарплаты и оборудовать кабинеты. Зарплаты очень низкие, а нагрузка достаточна большая. Например, на одного школьного педагога-психолога 800 детей. Или же у меня был опыт работы в школе, в которой училось 300 детей, но нужно было еще работать с детьми с ОВЗ со всего города, а также оказывать психологическую помощь детям из еще двух школ. Все это на 0, 75 ставки и зарплата была около 10000 (2017 год).
                                    Для работы приходится все приобретать самостоятельно. Хорошо, если бумагу дадут. Также нужно повышать квалификацию работающих психологов. Далеко не везде этому удаляется внимание. Приходится тратить деньги на повышение квалификации, супервизии. А зарплаты и так низкие.
                                    Также, на мой взгляд, не совсем обоснованна колоссальная разница в зарплатах между аттестованными психологами в силовых структурах и психологами вольнонаемными. У всех своя специфика работы, но по сути все психологи занимаются психодиагностикой, психоконсультированием, психокоррекцией, психотерапией и психопрофилактикой.

                                      , чтобы комментировать

                                    • Надежда Викторовна Вахрушева

                                      Интересно, будет ли какая-то хоть социальная защита самих психологов? Отработала в образовании 27 лет, отработала, я считаю, на совесть, имея 3 высших психологических образования и что в итоге? Оклад меньше учительского, жилье даже в сельской местности (где учителям предоставляют) психолога не полагается, пенсия по выслуге лет - тоже психолог обойдётся...
                                      Такое отношение к психолога не способствует качественной работе. И в законопроект, я уверена, вновь ни слова о поддержке самих психологов...

                                        , чтобы комментировать

                                      • Сергей Иванович Ануфриев
                                        12.09.2022 в 00:57:02

                                        Коллеги, кто-нибудь вообще видел этот законопроект?

                                          , чтобы комментировать

                                        • Наталия Наврусовна Баширова
                                          12.09.2022 в 16:24:10

                                          Странно, что в подготовке проекта не участвовали психологи от здравоохранения, образования, социальной службы. МГУ - это хорошо, но они реальных проблем не знают. Из практиков - только МЧС. Но это серьезно отличается от здравоохранения, например.

                                            , чтобы комментировать

                                          • Любовь Анатольевна Малинычева

                                            Согласна, что абсолютно не логично реально работающих специалистов-психологов загонять в ВУЗы. Они уже миллион раз сами всё изучили. Тут выше говорили что они 'второго сорта' - считаю такое обозначение даже в шутку недопустимо, поскольку часто бывает наоборот, окончившие ВУЗы - на деле самый настоящий второй сорт.

                                              , чтобы комментировать

                                            • Карина Николаевна Стратилат
                                              15.09.2022 в 15:43:02

                                              Не думаю, что вообще корректно разделять любых людей на «первый» и «второй сорт». Тем более психологов имеющих высшее психологическое образование и практиков без вузовского высшего психологического образования. Я — о'кей, ты — о'кей ;)
                                              У всех свой путь в профессию психолога и свои профессиональные ниши в психологии, клиенты, целевая аудитория. Главное это реальная психологическая помощь людям. Не навредить людям, профессионально развиваться и в целом соблюдать профессиональную этику.

                                                , чтобы комментировать

                                              • Виктор Ефимович Каган
                                                Виктор Ефимович Каган
                                                Берлин, Германия
                                                15.09.2022 в 15:45:32

                                                Любовь Анатольевна, великий математик Гельфанд не заканчивал ни школу, ни институт (Подробнее: «Израиль Гельфанд: Легенда о математическом гении. Как подросток из провинции стал лидером московских интеллектуалов», Российская газета), но из этого не следует, что никому не надо в них учиться. Психолог, если хочет лицензироваться как психолог, должен иметь психологическое образование или его эквивалент. Никто ведь не мешает лицензироваться в другом качестве, например, гештальт-терапевта или расстановщика по Хелингеру или ... ... ...

                                                  , чтобы комментировать

                                                • Любовь Анатольевна Малинычева

                                                  Виктор Ефимович, из этого непременно следует, что грамотных работающих и давно всё добросовестно изучивших специалистов надо гнать на 1 курс психбакалавра? Чтобы они доросли до окончившей его вчера молодёжи? Действительно, им же больше нечем заниматься, пусть поучатся перед пенсией.

                                                    , чтобы комментировать

                                                  • Виктор Ефимович Каган
                                                    Виктор Ефимович Каган
                                                    Берлин, Германия
                                                    15.09.2022 в 21:24:09

                                                    Карина Николавевна, разумеется, делить людей на сорта в зависимости от того, закончили ли они университет, не стоит: "Но только то дурак вполне вкусил блаженства и высшую награду получил, который дурь свою до совершенства довел, образованьем отточил" - сказала Новелла Матвеева. И, конечно, "главное это реальная психологическая помощь людям" - твержу это постоянно. Но - повторю сказанное Любови Анатольевне: "Психолог, если хочет лицензироваться как психолог, должен иметь психологическое образование или его эквивалент. Никто ведь не мешает лицензироваться в другом качестве, например, гештальт-терапевта или расстановщика по Хелингеру или ... ... ...". Люди имеют право искать помощь там и у тех, где и кого они хотят. Но ... Вот бабушка-знахарка помогает замечательно - высший сорт, возьмёте ли вы её в штат помогающего учреждения - частного или государственного, имея в виду, что должны будете отвечать за её работу, платить ей зарплату, обеспечивать её профессиональную страховку и проч.? Речь идёт о профессиональном лицензировании, а не о сортах психологов. А то ведь можно договориться до того, что, я, мол, сам отлично рисую, нарисовал пятна лучше Роршаха и сам научился работать - что ж вы меня зажимаете?! Или того пуще - я. мол, безо всяких ваших университетов гипнозом владею, человека насквозь вижу и воду заряжаю, а от меня почему-то диплом требуют! Я уже старый - мне, в общем-то, фиолетово, но вам жить в том мире, который вы построите. Я далеко не уверен, что разрабатываемые какой-либо партией или МЧС, а не профессиональным сообществом закон о психологической помощи это верный путь, но это не отрицает, что двери в профессию помогающего психолога должны быть открыты 24/7 дла всех желающих.

                                                      , чтобы комментировать

                                                    • Любовь Анатольевна Малинычева

                                                      Виктор Ефимович, я и говорила про тех, у кого 'эквивалент' - стороннее высшее и псих. переподготовка + добор компетенций и пр. (если вдруг мы друг друга не поняли).)

                                                        , чтобы комментировать

                                                      • Аркадий Борисович Балунов
                                                        16.09.2022 в 12:06:47

                                                        Дорогой Виктор Ефимович, Вы пишите: «Никто ведь не мешает лицензироваться в другом качестве, например, гештальт-терапевта…». То есть Вы полагаете, что закон запретит называться психологом или психотерапевтом специалистам не имеющим строго определенного (формального) образования, но при этом ни как не ограничит их право заниматься по сути той же психотерапией называя это, например, психопрактикой!? Ну что ж, психопрактик – конечно, не так благозвучно как психотерапевт, но зато никто уже больше не отнимет и не присвоит себе! Это как с «прагматицизмом» Пирса.

                                                          , чтобы комментировать

                                                        • Инга Геннадьевна Реуцкая
                                                          16.09.2022 в 15:59:34

                                                          Закон уже сейчас запрещает называться психотерапевтом тому, у кого нет мед.обоазовария +сертификации. Отважные люди (специалисты без соответствующего образования) могут называть себя психотерапевтами до встречи с тем самым клиентом, который подаст в суд по статье о мошенничестве.
                                                          Со статусом "психотерапевт" как раз все понятно. А вот статус "психолог" у нас сейчас может присвоить практически любой человек.

                                                            , чтобы комментировать

                                                          • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                            16.09.2022 в 18:42:25

                                                            Это какой по счету законопроект? )
                                                            Образование коммерческое в погоне за прибылью загнало себя в ловушку.Этот Гордиев узел законопроектам не по зубам. Если рубить - много крови будет, захлебнутся от праведного гнева. А распутывать не представляется возможным.

                                                              , чтобы комментировать

                                                            • Виктор Ефимович Каган
                                                              Виктор Ефимович Каган
                                                              Берлин, Германия
                                                              16.09.2022 в 21:14:09

                                                              Дорогой Аркадий Борисович!
                                                              Каким будет закон, я не знаю. Тема большая, разговор нужен тоже немалый, а я неделю буду занят, да никто, собственно, и не зовёт обсуждать. А в пару строк не уложиться. К сожалению.

                                                                , чтобы комментировать

                                                              , чтобы комментировать

                                                              Публикации

                                                              Все публикации

                                                              Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                                                              Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»