16+
Выходит с 1995 года
14 октября 2024

Кто есть кто

Валентина Ивановна Долгова

Валентина Ивановна Долгова

Челябинск

Доктор психологических наук, кандидат педагогических наук, профессор. Гранд-доктор философии в области фундаментальной акмеологии и общей психологии Оксфордской образовательной сети. Заслуженный работник высшей школы РФ. Заслуженный преподаватель ЧГПУ.

Декан факультета психологии, профессор кафедры теоретической и прикладной психологии Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета. Член двух диссертационных советов. Соучредитель Челябинского городского благотворительного фонда «Жизнь без наркотиков». Член научно-методического совета по базовому психологическому образованию Министерства образования РФ. Ученый секретарь диссертационного совета и член двух диссертационных советов при ЮУрГГПУ.

Член редакционной коллегии журналов «Российский психологический журнал», «Вестник ЧГПУ», «Современные проблемы науки и образования», «Современные наукоемкие технологии», «Концепт», «Международный школьный научный вестник», «Психология. Психофизиология», международных и зарубежных журналов Health & Education Millennium, «Перспективы науки и образования», GISAP: Psychological Sciences (UK), The Open Allergy Journal (Netherlands).

Руководитель Южно-Уральского отделения Геронтологического общества при РАН. Действительный член Международной академии акмеологических наук, председатель Урало-Сибирского отделения МААН. Эксперт Международной академии науки и высшего образования (Великобритания).

В 1975 г. окончила Челябинский государственный педагогический институт по специальности «Учитель математики», в 1987 г. - аспирантуру на кафедре научных основ управления школой ЧГПИ, в 1992 г. - Уральский государственный педагогический институт по специальности «Практическая психология», в 1997 г. - докторантуру на кафедре психологии профессиональной деятельности Российской академии государственной службы при Президенте РФ.

В 1989 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Педагогические условия подготовки организаторов народного образования к внедрению достижений науки в практику управления школой», в 1997 г. - докторскую диссертацию на тему «Психолого-педагогические проблемы формирования готовности к инновационной деятельности у руководителей системы образования». Первый из ученых Челябинской области, защитивший докторскую диссертацию по психологическим наукам.

С 1978 г. работает в Челябинском государственном педагогическом университете (сейчас Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет): ассистент кафедры педагогики; старший преподаватель, доцент кафедры научных основ управления школой; доцент кафедры педагогики и методики начального образования. В 1998 г. создала и возглавила Институт психологии. В 1998–1999 гг. - директор психологического центра ЧГПУ. Заведовала кафедрой теоретической и прикладной психологии. С 2001 г. - декан факультета психологии ЧГПУ.

В 1995–1996 гг. - стажер кафедры психологии профессиональной деятельности РАГС.

В 1997–1999 гг. - ведущий специалист Ленинского районо.

Научный руководитель аспирантуры по специальностям 19.00.07 – Педагогическая психология. Руководитель магистерских программ «Психология безопасности личности», «Психология управления образовательной средой», «Медиации в социальной среде».

На базе ЧГПУ открыла аспирантуру по психологии, специальность «педагог-психолог» и «специальный психолог» (2004), профиль подготовки бакалавров по направлению «Психолого-педагогическое образование» (2009, 2011).

Руководитель научной школы «Формирование инновационной культуры личности».

Сфера научных интересов:

  • психология управления
  • формирование и развитие инновационной культуры
  • психологическая безопасность личности
  • эмоциональная устойчивость личности
  • познавательно-профессиональная активность студентов

Читает курсы:

  • Педагогическая психология
  • Возрастная психология
  • Психология управления
  • Акмеология управления
  • Инновационные технологии деятельности педагога-психолога
  • Технологии целеполагания в образовании.

Основные публикации: более 500 научных и учебно-методических работ, в том числе

  • Долгова В.И., Нуртдинова А.А., Соломатина М.А. Подростковый оптимизм. М.: Перо, 2022.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Превенция конфликтов средствами межкультурной коммуникации субъектов образовательной среды: монография. М.: Перо, 2022.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Нуртдинова А.А. Профилактика конфликтов в образовательной среде: учебно-методическое пособие. М.: Перо, 2022.
  • Долгова В., Апушкина К. Проблемы развития творческого мышления. М., 2021.
  • Долгова В.И., Дергачева Р.Г. Проблемы адаптации детей мигрантов. М., 2021.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Психология развития: комплексная оценка сформированности компетенций: учебно-методическое пособие. М., 2021.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Формирование учебно-профессиональной мотивации субъектов образовательной среды. М., 2021.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Развитие мнемических процессов субъектов образовательной среды. М., 2021.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А. Психолого-педагогическая коррекция конфликтного поведения субъектов образовательной среды. М., 2021.
  • Долгова В.И., Нуртдинова А.А. Конкурс профессионального мастерства. Челябинск, 2021.
  • Долгова В.И., Скоробренко И.А. Психологическая готовность студентов к межкультурной коммуникации. М., 2021.
  • Долгова В.И., Кондратьева О.А. Формирование конструктивной психологической защиты личности: учебное пособие. М., 2019.
  • Долгова В.И., Нуртдинова А.А. Педагогический дебют: конкурс. М., 2019.
  • Долгова В.И. и др. Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях изменяющегося пространства детства. Челябинск, 2018.
  • Долгова В.И., Шаяхметова В.К. Формирование профессионально важных качеств педагога-психолога: учебное пособие. Челябинск, 2017.
  • Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико-аналитическая деятельность психолога в сфере образования: учебник. М., 2016.
  • Долгова В.И., Рокицкая Ю.А. Диагностико–аналитическая деятельность педагога-психолога на разных ступенях общего образования: учебник. М., 2016.
  • Долгова В.И., Барышникова Е.В., Попова Е.В. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе со старшеклассниками. М., 2015.
  • Долгова В.И., Ниязбаева Н.Н. Развитие магистранта: личность, ценности, компетентность. М., 2015.
  • Долгова В.И., Попова Е. Инновационные психолого-педагогические технологии в работе с дошкольниками: монография. М., 2015.
  • Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость личности. Челябинск, 2014.
  • Долгова В.И., Кондратьева О.А. Психологическая защита. М., 2014.
  • Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Познавательно-профессиональная активность студентов. М., 2014.
  • Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия. М., 2014.
  • Долгова В.И. и др. Феномен развития детей дошкольного возраста: коллективная монография. М., 2013.
  • Долгова В.И., Аркаева Н.И. Смысложизненные ориентации: формирование и развитие. Челябинск, 2012.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Кондратьева О.А., Шумакова О.А. Психолого-педагогическое сопровождение детско-родительских отношений: монография. М., 2012.
  • Долгова В.И., Шумакова О.А. Организация профессиональной деятельности психолого-педагогического направления: учебное пособие. М., 2012.
  • Долгова В.И., Иванова Л.В., Рокицкая Ю.А. Практическая подготовка магистров педагогического вуза: учебно-методическое пособие. Челябинск, 2011.
  • Долгова В.И., Ткаченко В.А. Мотивация профессиональной деятельности студентов: монография. Челябинск, 2011.
  • Долгова В.И., Шумакова О.А. Психологу образования: взаимодействие с родителями. Челябинск, 2011.
  • Долгова В.И. и др. Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования. СПб: Книжный Дом, 2011. 226 с.
  • Долгова В.И., Шумакова О.А. Психолого-педагогические основы гармонизации детско-родительских отношений. Челябинск: АТОКСО, 2010.
  • Долгова В.И., Гольева Г.Ю. Эмоциональная устойчивость как ключевая компетенция. Челябинск: АТОКСО, 2010.184 с.
  • Долгова В.И., Жакупова Я.Т. Формирование эмоционально-коммуникативной культуры. Челябинск: АТОКСО, 2010. 240 с.
  • Долгова В.И. Готовность к инновационному управлению в образовании. М.: Книжный дом «Университет», 2009. 250 с.
  • Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационная культура будущего педагога: проблемы формирования и развития. М.: Книжный дом «Университет», 2009. 150 с.
  • Долгова В.И., Шумакова О.А. Инновационные технологии профессиональной деятельности педагога-психолога: учебник. М.: Книжный дом «Университет», 2009. 105 с.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Диагностико-аналитическая деятельность специального психолога: традиции и инновации. Челябинск: АТОКСО, 2008. 115 с.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-психологическая работа специального психолога / Библиотека специального психолога: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. Челябинск: АТОКСО, 2008. 104 с.
  • Долгова В.И., Капитанец Е.Г., Шумакова О.А. Коррекционно-развивающая деятельность специального психолога: современные психологические и педагогические технологии. Челябинск: АТОКСО, 2008. 118 с.
  • Долгова В.И., Мельник Е.В. Эмпатия и коммуникативная компетентность. Челябинск: АТОКСО, 2007. 253 с.
  • Долгова В.И., Крыжановская Н.В. Психодиагностика: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006.
  • Долгова В.И. Общепрофессиональная подготовка студентов педагогического вуза: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006.
  • Долгова В.И., Барышникова Е.В. Организация психолого-педагогической практики в дошкольном образовательном учреждении: методические рекомендации: учебно-методическое пособие. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2006.
  • Долгова В.И., Лавринович Т.М. Библиотека психолога: Установки на профессиональное самоопределение. Челябинск: АТОКСО, 2006. 232 с.
  • Долгова В.И., Соболева О.А. Библиотека психолога: Формирование конструктивной психологической защиты. Челябинск: АТОКСО, 2006. 189 с.
  • Долгова В.И., Аверьянов С.В. Библиотека психолога: Формирование готовности к управленческой составляющей профессиональной деятельности. Челябинск: АТОКСО, 2006. 225 с.
  • Регуш Л.А., Игнатенко М.С., Долгова В.И. Психологическая подготовка бакалавра по направлению педагогического образования. Организация самостоятельной работы. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2005.
  • Долгов П.Т., Латюшин Я.В. Волонтеру-консультанту антинаркотических программ. М.: МПСИ, 2005. 240 с.
  • Долгова В.И., Ткаченко В.А. Формирование мотивации профессиональной деятельности. Челябинск: ЧВАИ, 2003. 205 с.
  • Долгова В.И. Акмеология карьеры в инновационных условиях. М.: РАГС при Президенте РФ, 1997. 176 с.
  • Долгова В.И. Инновационная культура кадров государственной службы. М.: РАГС при Президенте РФ, 1996. 213 с.
  • Долгова В.И. Управление внедрением науки в практику (психолого-педагогический аспект). Челябинск: ЧГПИ, 1991. 239 с.

Награды:

  • медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2002)
  • лауреат Всероссийского конкурса «Фонда развития отечественного образования» научных изданий (2007, 2008)
  • медаль К.Д. Ушинского (2011)
  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (2000)
  • Почетные грамоты Министерства общего и профессионального образования Челябинской области (1967, 1999, 2018)
  • лауреат премии Губернатора Челябинской области (1998, 2005)
  • медаль ЧГПУ «За трудовые заслуги II степени» (2016)
  • медаль ЧГПУ «За трудовые заслуги III степени» (2013)
  • Почетный знак ЧГПУ (1999, 2001)
  • Почётная грамота ЧГПУ (2005, 2007, 2009, 2011-2019)
  • Заслуженный работник ЧГПУ (2010)
  • победитель конкурса ЮУрГГПУ (ЧГПУ) на лучшую научную статью или монографию (2000-2019)
  • Заслуженный деятель науки и образования
  • орден «LABORE ET SCIENTA – трудом и знанием».
  • орден Екатерины Великой «За служение науке и просвещению»
  • орден Петра Великого «Небываемое бывает»
  • золотая медаль «Золотая кафедра России»
  • серебряная медаль В.И. Вернадского
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Поздравления с днём рождения
  • Ольга Александровна Кондратьева

    Валентина Ивановна, поздравляю Вас с днем Рождения! Желаю здоровья, долгих лет жизни, вдохновения в научной деятельности и удачи во всех начинаниях!

  • Анастасия Захаровна Ченцова

    С днем рождения, уважаемая Валентина Ивановна! Желаю Вам крепкого здоровья и чудесного самочувствия! Желаю, чтобы близкие люди Вас радовали!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»