• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
Блонский Павел Петрович, 26.05.1884 - 15.02.1941

Доктор педагогических наук.

Заведующий лабораторией мышления и речи Государственного научно-экспериментального института психологии.

Член редколлегии журналов «Трудовая школа», «Социальное воспитание», «Народное просвещение» Московского отдела народного образования.

Член Психологического общества при Московском университете.

Один из основоположников советской педологии.

В 1907 г. окончил историко-филологический факультет Университета св. Владимира (Киев), в 1910 г. - историко-филологический факультет Московского университета.

Был аспирантом Г.И. Челпанова.

В 1935 г. защитил докторскую диссертацию.

В 1911-1918 выступал с лекциями по педагогической психологии на летних учительских курсах.

С 1913 г. - приват-доцент Московского университета.

Преподавал в нескольких московских гимназиях, Елизаветинском институте и на педагогических курсах Народного университета А. Л. Шанявского, Тихомировских высших женских курсах, в женской учительской семинарии А. В. Липеровского и др.

С 1918 г. - профессор 2-го МГУ, также работал в Институте научной педагогики, Институте национальностей, Институте политехнического образования.

С 1919 г. - председатель и заведующий научно-педагогической частью Московской академии социального воспитания (с 1924 г. - Академия коммунистического воспитания).

В начале 1920-х гг. - один из основателей Русского психоаналитического общества.

В 1920-е гг. выпустил ряд учебников, в том числе школьных, публиковал статьи за рубежом.

В 1922-1932 гг. по рекомендации Н.К. Крупской стал членом научно-педагогической секции Государственного ученого совета, участвовал в разработке учебных программ и в школьной реформе.

В 1923 избран депутатом Моссовета.

С 1924 г. - член Московского правления Губпроса, участник съездов и конференций по вопросам народного образования.

В 1930-1941 гг. заведовал лабораторией памяти, затем лабораторией мышления и речи в Государственном научно-экспериментальном институте психологии.

Под руководством Г.И. Челпанова работал в психологическом семинаре; также интересовался социальными проблемами.

Интересовался античной философией, опубликовал ряд работ по гносеологии и этике.

В первые годы советской власти являлся приверженцем новых форм обучения в единой трудовой политехнической школе, занимался обоснованием принципов марксистской перестройки педагогической науки и разработкой основ трудовой политехнической школы. Стремился реорганизовать учебные программы, разработать новые методы обучения детей; полагал, что создание новой школы является основой развития нового общества. С конца 1920-х в связи с распространением идей экспериментальной педагогики и педагогической психологии разочаровался в педологии и начал проявлять интерес к собственно психологии. Разрабатывал проблемы, смежные для психологии и педагогики. Занимался вопросами развития мышления, памяти и речи школьников, индивидуальных и возрастных особенностей детей. Сформулировал генетическую (стадиальную) теорию памяти, согласно которой различные виды памяти: моторная, аффективная, образная и вербальная, — описываются как этапы развития человека, его речи и мышления, изменения им окружающей действительности.

Выступал за гуманистическую педагогику, преодоление абстрактности в обучении. На основании идей о зависимости между антропометрическими, физиологическими и психологическими свойствами сделал попытку дать целостное представление об особенностях личности ребёнка на различных этапах возрастного развития, показать его как «естественное целое». Придавал большое значение возрастной периодизации для обеспечения научности процесса изучения и формирования личности школьника. Спорил со сторонниками идеи о формирования характера средой, считал, что заложенные природой стадии развития человека (которые он понимал сугубо материально) нельзя ускорить. Выражал идеи о классовом характере воспитания, зависимости школы от общественного строя.

Выступал с критикой современных ему «идеалистических» философско-психологических концепций. Стремился к перестройке психологии на основе материалистического мировоззрения и естественнонаучных принципов «объективизма» (экспериментальной психологии). Был противником интроспекционизма, противопоставляя интроспекционизму естественнонаучный подход. Рассматривая психологию как науку о поведении, повторял постулаты бихевиоризма.

Пропагандировал широкое применение психологических тестов.

В 1930-е гг. выступал с критикой психоанализа.

Своей научной школы не создал, хотя многие его идеи развивает ряд современных психологов.

С 1936 в связи с постановлением ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» подвергся травле со стороны сторонников социогенетизма. До 1960-х гг. работы Блонского были забыты, а его имя не упоминалось в педагогической литературе.

Основные публикации:

  • Блонский П.П. Проблема реальности у Беркли. — Киев: Типография Императорского Университета Св. Владимира, 1908; М.: ЛИБРОКОМ, 2015.
  • Блонский П.П. О национальном воспитании. — М.: Типолитография И. Н. Кушнерев и Ко, 1915.
  • Блонский П.П. Философия Плотина. — М.: Т-во Типографии А. И. Мамонтова, 1918. 368 с.; М.: ЛИБРОКОМ, 2016.
  • Блонский П.П. Психологические очерки. — М.: Новая Москва, 1927.
  • Блонский П.П. Педология в массовой школе первой ступени. — М.: Работник просвещения, 1930.
  • Блонский П.П. Педология. — М.: Учпедгиз, 1934; М.: Юрайт, 2016.
  • Блонский П.П. Очерки детской сексуальности. — М.: Центральный институт охраны здоровья детей и подростков, 1935.
  • Блонский П.П. Память и мышление. — М. - Л.: СОЦЭКГИЗ, 1935.
  • Блонский П.П. Избранные педагогические произведения. — М.: АПН РСФСР, 1961.
  • Блонский П.П. Избранные психологические произведения. — М.: Просвещение, 1964.
  • Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения (в 2 томах). — М.: Педагогика, 1979; М.: Юрайт, 2016.
  • Блонский П.П. Память и мышление. — СПб: Питер, 2001.
  • Блонский П.П. Психология младшего школьника. — М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2006.
  • Блонский П.П. Современная философия. Между идеализмом и наукой. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011.
  • Блонский П.П. Борьба с беспризорностью. — М.: Книга по Требованию, 2012.

  • Генеральный спонсор — «Иматон»
25 октября 2021 , понедельник

В этот день

Татьяна Леонидовна Крюкова празднует юбилей! Поздравить!

Евгения Георгиевна Щукина празднует день рождения! Поздравить!

Ольга Геннадьевна Миланина празднует день рождения! Поздравить!

92 года назад родился(ась) Дмитрий Николаевич Исаев.

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь
25 октября 2021 , понедельник

В этот день

Татьяна Леонидовна Крюкова празднует юбилей! Поздравить!

Евгения Георгиевна Щукина празднует день рождения! Поздравить!

Ольга Геннадьевна Миланина празднует день рождения! Поздравить!

92 года назад родился(ась) Дмитрий Николаевич Исаев.

Скоро

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

29 октября
Онлайн

Круглый стол «О жизни Ученого, Психолога, Учителя и Человека — к 100-летию со дня рождения Льва Ильича Уманского»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

17 — 19 ноября
Рязань

V Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

6 декабря
Москва

Съезд дошкольных и школьных психологов в области образования

9 — 11 декабря
Москва

Международная научно-практическая конференция «Общение в эпоху конвергенции технологий»

1 — 3 июня 2022
Болгария

Международная научная конференция «Психологическое время и жизненный путь: каузометрия и другие подходы»

Весь календарь