Кто есть кто
Лира Владимировна Артищева
Кандидат психологических наук.
Доцент кафедры психологии и педагогики специального образования Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета.
Консультативный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги. Куратор Союза психологов КФУ.
В 2010 г. окончила Казанский федеральный университет по специальности «Психология, в 2013 г. - аспирантуру КФУ, в 2019 г. - магистратуру КФУ по специальности «Специальное (дефектологическое) образование».
В 2014 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Темпоральные особенности взаимосвязи образа психического состояния и когнитивных стилей личности».
Область профессиональных интересов:
- общая психология
- психология состояний
- когнитивная психология
- психология девиантного поведения
- исследование возрастных особенностей состояний детей и подростков в норме развития и с ОВЗ
Гранты:
- грант РГНФ № 10-06-00074 «Субъективный образ психического состояния» (2010, исполнитель)
- грант РГНФ № 13-16-16007 «Метакогнитивные основания познавательных психических состояний» (2013, исполнитель)
- грант РФФИ № 15-06-00884 «Ментальные репрезентации психических состояний» (2015, исполнитель)
- грант РГНФ № 16-06-14119 «Международная юбилейная школа по психологии психических состояний для молодых ученых, аспирантов и магистров» (2016, руководитель)
- грант РФФИ № 17-46-161012 «Проект организации VI Съезда Российского психологического общества» (2017, исполнитель)
- грант РФФИ № 17-06-00057-ОГН «Ментальная регуляция познавательных состояний субъекта» (2017, исполнитель)
- грант РФФИ № 18-013-01012/18 «Субъективный опыт психических состояний в ситуации прогнозирования жизнедеятельности» (2018, руководитель)
- грант РФФИ № 20-04-60201 Вирусы «Психологическая модель вовлеченности субъектов учебной деятельности на основе нейросетевого анализа в цифровой образовательной среде» (2020 , исполнитель)
- проект Фонда президентских грантов № 20-2-001532 «“Мама знает!” - онлайн-курс для родителей по распознаванию тенденций речевого развития ребенка от рождения до пяти лет» (2020, исполнитель)
Организатор Международной Зимней школы по психологии состояний (с изданием сборника материалов). Организатор Международной научной школы «Психология девиантного поведения: междисциплинарные исследования и практика» (с изданием сборника материалов).
Читает курсы:
- Воспитание и обучение детей с задержкой психического развития
- Воспитание и обучение детей с сенсорными нарушениями
- Воспитание и обучение лиц с задержкой психического развития
- Воспитание и обучение лиц с нарушениями зрения
- Воспитание и обучение лиц с нарушениями слуха
- Здоровьесберегающие технологии в специальном образовании
- Логопсихология
- Методика развития пространственной ориентировки детей с нарушениями зрения
- Общепсихологический практикум
- Организация совместной работы логопеда и воспитателя
- Организация специальной психологической помощи детям с нарушением слуха
- Организация специальной психологической помощи лицам с нарушениями зрения
- Педагогика
- Педагогические системы воспитания детей с нарушениями в развитии
- Правоведение с основами семейного права и прав инвалидов
- Практикум по арт-терапии
- Практикум по арт-терапии в специальной психологии
- Практикум по арт-терапии в специальном образовании
- Профилактика компьютерной зависимости у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья
- Профилактическая и коррекционная работа с несовершеннолетними правонарушителями и безнадзорными детьми с ограниченными возможностями здоровья
- Психологическое консультирование и психологическая коррекция
- Психология детей с задержкой психического развития
- Психология зависимости
- Психология лиц с задержкой психического развития
- Психология лиц с нарушением зрения
- Психология лиц с нарушением слуха
- Психология лиц с сенсорными нарушениями
- Психолого-педагогическое образование
- Психопатология
- Семейное воспитание детей с нарушениями в развитии
- Семейное воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья
- Семейное право
- Специальная методика обучения труд
- Специальная методика физического воспитания детей с проблемами в развитии
- Технические средства диагностики и коррекции слуха и речи
- Технические средства коррекции нарушений зрения
- Тренинг коммуникативных умений
- Эмоциональные нарушения и их коррекция в дошкольном возрасте
- Эмоциональные нарушения и их коррекция в подростковом и юношеском возрастах
- История Татарстана
- Концепции современного естествознания
Основные публикации: более 50 работ, в том числе
- Артищева Л.В. Развитие детей с нарушениями зрения: учеб.-метод. пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2018.
- Артищева Л.В. Когнитивные стили в образе психического состояния. - Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2017. - 107 с.
- Артищева Л. В. Логопсихология: учеб.-метод. пособие. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 60 с.
- Образ психического состояния: динамические и структурные характеристики // Экспериментальная психология. 2012. Том 5, №2. С. 63-73.
Награды:
- Лучший выпускник КФУ (2010)
- Лучший выпускник Республики Татарстан (2010)
- Почетная грамота Президиума Российского психологического общества (2017)
- Почетная грамота КФУ (2017)
- Благодарственное письмо за вклад в развитие исследований в области психологии состояний и организацию юбилейной международной школы (2016)
- «VI Съезд Российского психологического общества и Всероссийский психологический форум», 5-7 октября 2017 года, Казань (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2017 г.), лауреат
- «Юбилейная международная школа по психологии состояний», 28-30 сентября 2016 года, Казань (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2016 г.), номинант
- «Темпоральные особенности взаимосвязи образа психического состояния и когнитивных стилей личности», кандидатская диссертация (в номинации «Проект года в психологической науке», 2014 г.), номинант