16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Юрий Зинченко об уроках пандемии и точках роста для психологов

Юрий Зинченко выступил с докладом на круглом столе «Мужество сказать жизни — “да”: антропология преодоления кризиса», который состоялся на международной научно-практической конференции «Пандемия: вызовы, решения, последствия». Юрий Петрович рассказал об уроках пандемии, роли психологов в эти месяцы, психологической работе в «красной зоне» и точках роста, которые выявил массовый переход в онлайн.

Юрий Петрович Зинченко – доктор психологических наук, профессор, президент Российской академии образования, декан факультета психологии Московского государственного университета имени Ломоносова, главный медицинский психолог Минздрава России.

«Пандемия продолжается. Можно говорить о волнах, можно говорить о цунами, но, в первую очередь, хотелось бы поприветствовать всех профессиональных психологов, которые непосредственно приняли участие в сопровождении пандемической ситуации на разных уровнях. Александру Григорьевичу Асмолову – отдельное спасибо, потому что он выступил центром кристаллизации деятельности различных специалистов на площадках высокого уровня, в том числе и на площадке администрации президента Российской Федерации, были также привлечены специалисты из различных вузов. Спасибо большое Льву Игоревичу Сурату. Он тоже оказал неоценимую помощь при организации телефонов психологического сопровождения и привлек специалистов Московского института психоанализа для деятельности в этой ситуации.

Несколько слов о психологических уроках пандемии. Самая главная компетенция, которая была, с одной стороны, опробована, с другой стороны, задействована, – это умение жить и работать в ситуации неопределенности и стресса. Раньше психологи тоже этим очень много и широко занимались, но это были больше академические, университетские исследования. А теперь мы все оказались в ситуации включенного эксперимента. 

Также возник отдельный вопрос по поводу эффективных методов оказания психологической помощи, потому что мы традиционно привыкли чаще действовать лицом к лицу, в офлайне это отточено – это многовековые традиции, различные психотерапевтические практики. Теперь это опробовали онлайн. Не все оказались к этому готовы. Главное, что эту ситуацию без паники перевели в рабочую и адаптировали большую часть видов психологической помощи непосредственно под онлайн-формат.

Самый главный момент – это, конечно, помощь готовности общества к самоорганизации, саморегуляции в условиях ограничений и самоизоляции, потому что это были ключевые вещи. 

Слово «само-» в период изоляции является, наверно, главным системообразующим концептом, вокруг которого выстраивается жизнь. 

Таким образом, в период самоизоляции выстроить систему самоорганизации свою, своих близких, детей, взрослых и поколения «серебряного возраста» – достаточно непростая задача, которую психологи помогали решать и органам государственной власти, и врачам. 

Первые, кто столкнулся с реальной угрозой и опасностью – это медики, врачи, система здравоохранения в целом. Несмотря на сложности, какие-то шероховатости, которые были в начале, система с этим справилась, достаточно успешно и эффективно оказывалась медицинская помощь. 

Пациенты, сами медицинские работники, родственники пациентов также нуждаются в психологической помощи, и в зависимости от запроса эта помощь психологами была предоставлена. Она в основном предоставлялась онлайн, хотя мы тоже прекрасно понимаем, что не все можно осуществить онлайн – тогда психологи протоптали тропинку в «красную зону». Психологическая помощь оказывалась пациентам непосредственно в «красной зоне». Это важно и нужно. Это были различные клиники, в том числе и психиатрические. С Георгием Петровичем Костюком (главным врачом Психиатрической клинической больницы № 1 им. Н.А. Алексеева Департамента здравоохранения города Москвы, главным внештатным психиатром города Москвы – прим. ред.) мы неоднократно обсуждали и прорабатывали вопросы психологического сопровождения именно психически больных, которые находились в «красной зоне». Это требовало отдельного внимания.

Не менее важным был момент психологической помощи и педагогического сопровождения детей, которые оказались в этот период в ковидных клиниках, в «красной зоне». Жизнь продолжается, им нужно было учиться, и эти выпускные месяцы представляли немало стресса для тех, кто должен был завершать школу, кто хотел поступить в высшие учебные заведения. Здесь тоже психологи и психологи-студенты не остались в стороне: была достаточно большая группа студентов факультета психологии Московского государственного университета, РАНХиГС, Московского института психоанализа, наших ведущих региональных университетов. Все они оказали психологическую поддержку, чтобы школьники в этих условиях могли лучше подготовиться к Единому государственному экзамену.

Система образования – одна из редких отраслей, которая практически не остановила свою деятельность. Да, были сложности: с одной стороны, у нас достаточно большое количество электронных ресурсов как отечественных, так и зарубежных, с другой стороны, универсального, уникального ресурса, который можно было бы задействовать в период пандемии и который устраивал бы и учителей, и родителей, и учеников, не оказалось. Есть точки роста, есть, над чем работать для системы школьного образования, для системы профессионального образования и для вузов. 

Вузы наиболее гибко откликнулись на ситуацию цифровых ресурсов и дистантного обучения и успешно завершили обучение в этом году, также были выпускники, которые завершили свое образование с применением дистанционных технологий. Сейчас на первых курсах университетов у кого-то занятия проходят в дистанте, у кого-то в офлайне – зависит от эпидемической ситуации. В зависимости от субъекта Российской Федерации местное руководство принимает те или иные решения в соответствии с эпидемиологической ситуацией и необходимостью предотвращения распространения инфекции. Сейчас в онлайн перешли те первокурсники, которые испытали на себе, что такое дистант в школе, преподаватели были готовы те, кто в весеннем семестре осуществлял обучение непосредственно в дистанте. Первокурсники достаточно легко сочетают офлайн и онлайн обучение. Все обучение какое-то время будет проходить в гибридном формате. Здесь не надо пугаться. 

Мы прекрасно понимаем, что все в онлайн-формат нельзя будет уместить, все нельзя будет оцифровать, но даже в системе образования, в том числе – в системе психологического образования необходимо предусмотреть изменения в федеральных государственных образовательных стандартах, а также в тех стандартах, которые непосредственно устанавливаются рядом высших учебных заведений, чтобы были развиты цифровые компетенции, т.е. психологическая помощь онлайн, использование дистанционных технологий при проведении того или иного вида психотерапии. Эти навыки, а также цифровые и IT-компетенции необходимы, чтобы задействовать имеющиеся платформы, чтобы оказать качественную профессиональную психологическую помощь любому гражданину, который имеет запрос и который в ней нуждается. Здесь тоже нужно воспользоваться кризисом. Мы прекрасно понимаем, что мы самая большая страна на планете, 1/7 часть суши.

Дистантные технологии позволяют нам отработать предоставление профессиональной психологической помощи любому гражданину Российской Федерации, где бы он ни находился. Это возможность выхода в соответствующие цифровые среды, которые позволяли бы эту помощь получить.

Мы ощутили, что такое «цифровое неравенство». Крупные города, мегаполисы достаточно хорошо были оснащены всем необходимым оборудованием и имели все технологические возможности. Не во всех населенных пунктах это одинаково хорошо работало, мы это тоже помним. Вопросы цифрового неравенства тоже должны быть учтены при формировании образовательных стандартов и при реализации образовательных программ. Т.е. психолог должен обладать необходимым количеством IT-компетенций, чтобы в онлайне и офлайне оказывать профессиональную психологическую помощь.

Мы не сидели просто так дома, мы воспользовались платформой «Исследуем дома!» – это фактически консорциум всех ведущих высших учебных заведений страны, где есть профессиональные психологи, осуществляющие научные исследования. Мы в дистанте проводили мониторинг порядка 100 тыс. участников – это граждане Российской Федерации, которые приняли непосредственное участие в этом мониторинге. Очень важно этот опыт продолжить и освоить эти дистантные технологии не только для образования, не только для оказания помощи, но и для проведения научных исследований в новом формате. Да, еще не все отлажено, но мы, благодаря этим технологиям, вступаем в клуб больших данных. Big data – это только лишь физика, химия, математика и естественные науки или это также и психология? 

Для нас это важный этап – освоение новых инструментов, новых возможностей для осуществления психологических фундаментальных исследований в период самоизоляции и пандемии. 

Российское психологическое общество по просьбе Министерства здравоохранения и Федерального медико-биологического агентства разработало психологические рекомендации для руководителей ковидных клиник по организации психологической помощи и сопровождению, рекомендации для врачей, отдельно были рекомендации для среднего медицинского персонала. Мы понимаем, что при иерархии, которая существует в медицинских учреждениях, именно на среднем медицинском персонале лежало в большом объеме общение с ковидными больными, проведение процедур, которые прописывали врачи, и порой это было тоже непросто. Также мы помним, что в «красной зоне» есть водопровод и электропроводка, поэтому есть необходимость посещения соответствующих технических работников. Это тоже была отдельная психологическая задачка, с которой мы справлялись вместе с руководством тех клиник, которые разворачивали психологическую службу, психологическое сопровождение, психологическую помощь и консультирование.

Также мы создали новый инструмент – это «психологические термометры», которые были задействованы для ряда клиник Минздрава и клиник Федерального медико-биологического агентства, когда с помощью дистантных технологий измерялся уровень стресса, уровень готовности, профессиональной деформации наших медицинских работников. Это помогало выстроить правильный режим дня, а также оказать им своевременную помощь – не только психологическую. С одной стороны, это достаточно новый инструмент, с другой стороны, он показал свое действие, поэтому в этом направлении мы тоже будем работать. Похожие психодиагностические комплексы на планшетах были опробованы в «красной зоне» для наших пациентов в зависимости от степени тяжести. Естественно, в первые острые дни протекания заболевания это очень сложно применять, но в последующем эти психодиагностические платформы тоже показали свою эффективность и тоже были задействованы для организации помощи больным, находившемся в «красной зоне».

Коллеги, пандемия, наверное, еще не все свои задачи нам поставила, не на все вопросы у нас есть четкие ответы. Но самое главное – мотивация на сотрудничество, в том числе международное. В период пандемии Российское психологическое общество в рамках Международного союза психологической науки при ЮНЕСКО организовало международное взаимодействие, в первую очередь, с нашими коллегами из Испании, Италии, Китайской Народной Республики, и мы выступили инициаторами международного психологического сотрудничества в период пандемии. Совместно с ведущими психологическими ассоциациями была скоординирована работа психологов практически из всех государств по оказанию качественной профессиональной психологической помощи, а также обмен тем опытом, который каждый нарабатывал. Этот опыт становился тем инструментом, который каждый мог применять в зависимости от той специфики, в которой находился.»

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»