16+
Выходит с 1995 года
19 апреля 2024
Елена Николаева об изоляции с детьми: «Каждый должен побыть один»

Как любить ребёнка во время изоляции? Как родителям сохранять спокойствие и организовывать быт, когда вся семья целый день дома? Что делать, чтобы не поругаться с близкими раз и навсегда? Об этом в эфире передачи «Продлёнка для родителей» рассказала Елена Николаева, доктор биологических наук, профессор кафедры возрастной психологии и педагогики семьи РГПУ им. А.И.Герцена, преподаватель Института практической психологии «Иматон».

«Психологическая газета» публикует полезные советы для родителей из выступления Елены Ивановны:

«Представим себе, что семья на 56 кв.м живёт вшестером. Эти люди должны организовать свою жизнь. Очень здорово, когда после завтрака все разойдутся таким образом, чтобы примерно час не видеть самых любимых близких. Если нет возможности направиться в отдельную комнату, можно сделать ширмы, дети могут сделать занавески с окнами.

Нужно таким образом распределить своё пространство, чтобы иметь возможность побыть абсолютно одному, и прежде всего – взрослому человеку, матери.

Мать в следующие часы этого дня будет раздираема на куски всей семьей, и ей нужно подготовиться к этому: вспомнить, как её зовут, что бы она хотела в этой жизни, как зовут её детей, почему она их родила. Эти знаковые вещи нужны, чтобы просто собрать себя и создать основание, некий ресурс, чтобы потом это всё можно было отдать детям. Каждый день нужно создать такие условия, чтобы обязательно каждый человек в семье мог побыть один, и никто другой не должен интересоваться, чем он в это время занимается.

Только движение может снять раздражение. То, что может применить огромное количество родителей сегодня, – выйти из своей квартиры и подняться по лестнице настолько, насколько сможете. Это хорошо изменит ваше состояние: когда вы после 21 этажа придёте домой, желания быть агрессивными не будет. Второй вариант: упал – отжался. Это тоже хорошая вещь. И мне кажется, полезно купить небольшой тренажёр, который также поможет близким какое-то время не взаимодействовать: один – за компьютером, второй – на тренажёре».

В эфире телепередачи разбирали вопросы, присланные зрителями. И среди них была просьба матери о рекомендациях: «Что делать, когда дочери ссорятся?». Елена Ивановна предложила несколько вариантов:

«Сестры ссорятся, чтобы вызвать внимание матери, поэтому нужно научить их взаимодействовать так, чтобы не подключать мать. Первый вариант: когда происходит ссора, никого отдельно не наказываем. Наказываем двух сестёр тем, что они не общаются друг с другом некоторое время, например, полчаса никаких контактов.

Второй вариант: мама думает, что, когда она с детьми, она с каждым из детей. Когда она с девочками, то каждая девочка думает, что она мама с ней. И мама должна найти время, чтобы побыть с каждой девочкой отдельно. Это можно организовать так: пока старшая девочка в ванной, мама укладывает спать младшую, старшая вышла, и мама с ней поговорила один на один. Если мама хочет, она обязательно найдёт такие возможности». 

Елена Николаева подчеркнула, что во время изоляции родители могут лучше узнать своих детей:

«Надо просто спросить: «Что ты хочешь? Что тебе нравится? Почему тебе нравится это, а не то?». И самое главное – вопросы можно записать, а на рот лейкопластырь приклеить, чтобы не высказывать своё мнение, чтобы научиться слышать, что говорит ребёнок, а не вещать привычным образом как испорченный репродуктор.

Чем больше ребёнок будет получать нашего времени и внимания, тем больше он будет это ценить. А чем меньше он получает внимания, тем больше ему нужны игрушки на две минуты. Тогда вспоминаем, что было всего лишь век назад: домашний театр, домашняя газета. Вы можете сказать, что родители заняты. Но они всегда были заняты! Всегда можно найти время, чтобы подсказать детям, как играть спектакль, как разыграть вчерашнюю ссору и найти решение этой проблемы».

Другая проблема, с которой обращаются родители, – организация дистанционного обучения. Елена Ивановна поделилась своим мнением о последствиях такой формы образования и рассказала, как учёбу направить в русло семейного взаимодействия и как через домашние задания лучше узнать своих детей:

«Современная школа оказалась не готова к дистанционному обучению, поэтому школьники сейчас ненавидят интернет, компьютеры и планшеты, потому что им приходится сидеть на занятиях и делать домашнее задание. Что замечательного сделал коронавирус? Как мне кажется, он убрал проблему зависимости от компьютера. 

Родители могут поговорить с учителями в школе, чтобы задания для ребёнка были не только для индивидуального выполнения. Мы живём в особое время, и было бы совершенно фантастично, если бы учителя давали задания, которые можно выполнить ребёнку с мамой, со всей семьёй, с бабушкой. Школа могла бы вытащить ребёнка и не закапсулировать его в заданиях, а, напротив, сделать так, чтобы у него была потребность обратиться к маме. Например, ребёнку задают читать книжки, и можно попробовать вспомнить литературное чтение совместно с ребёнком».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»