16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Народные игры для развития группового взаимодействия

Отрывок из книги «Клоун-терапия: техники работы» предоставлен номинантом Национального конкурса «Золотая Психея» по итогам 2018 года:

В книге представлены игры на эмоциональный разогрев, облегчающие установление контакта в группе, направленные на укрепление контакта в группе, на владение телом, тренировку координации, на развитие имитационных способностей и тренировку дыхания, упражнения на развитие социального доверия, русские народные ритмические игры, игры с музыкальными инструментами, психогимнастические этюды и актерское мастерство, упражнения на направленную визуализацию, упражнения на развитие наблюдательности и сосредоточенности. Подробности - в описании проекта.

Игры народные, направленные на развитие межличностного и группового взаимодействия

Русский народный фольклор обладает кладом интереснейших хороводных игр. Мы приводим эти незамысловатые тексты не только для того, чтобы познакомиться с выдумкой и фантазией русского человека, сохранившейся в лучших образцах народной педагогической практики, но и для того, чтобы обогатить современную арт-терапию методами русской народной педагогики. Естественно, что ведущим в играх выступает клоун-терапевт, осуществляя отбор игр в соответствии с актуальными потребностями группы с которой он работает.

«Машенька»

Исходное положение: играющие стоят в круге. Из группы выбирается один человек на роль «Машеньки». Он встает в центре круга. Остальные участники величают его следующим текстом, ведя от одного стула к другому стулу (стулья стоят по кругу):

«У нас Машенька да цветочек!
Куда Машеньку посадить,
Чтобы дождичко не мочило,
Чтобы солнышком не сушило?!».

Рефлексия: Понравилась ли вам эта игра? Что вы чувствовали по отношению  к Машеньке? А что роль Машеньки помогла вам почувствовать? Чему вы научились в этом упражнении?

«Из Колецуско»

Исходное положение: играющие сидят на стульях в кругу. Ведущий, проходя за спинами сидящих, выбирает участников для  воего  хоровода, приговаривая следующий текст:

«Из Колецуско в Колециско
Да вышла Маша на крылецеско,
Да увидала Маша маленьких ребят,
Да у  больших ребят поспрашивала:
Не видали ли они Лешу-сапога,
Его дома дожидаются
Да щи хлебают, похваляются».

Рефлексия: Какой новый опыт вы получили в игре?

«Я горюю»

Цель игры: закрепление публичного опыта сочувствия,  взаимовыручки в трудном положении. Исходное положение: играющие стоят в круге. В центре круга находится водящий («горюющий»). Он ждет освобождения. Выбранный «спасающий» проходит в центр круга, обращается к «горюющему» молча с поклоном, обнимает его, выражая свою поддержку и остается вместо него, продолжая игру.

Сопровождающий текст:

1 вариант:

«Я горюю, горюю на камушке,
Я горюю, горюю на сереньком,
А кто любит меня
Тот и выберет меня».

2 вариант:

«Я горюю, горюю, горюю
На Калиновом мосту.
А кто любит меня,
Тот и выберет меня,
Ко мосточку подойдет,
За праву руку возьмет:
Да поклонимся!
Да поцелуемся!»

Рефлексия: Какие переживания вызвала игра? Что вы чувствовали, находясь в позиции «горящего»? Какое чувство испытали, когда вас сменили? Что вы почувствовали, когда были в позиции «спасающего»? Какой новый опыт вы получили в игре?

«Ермак»

Цель: развитие социальной толерантности. Исходное положение: играющие стоят в круге.  В центе круга находится водящий – «Ермак», он сидит на стуле. Участники игры ходят хороводом вокруг сидящего и спрашивают: «Ермак, Ермак! Поспел ли мак?»  Ермак отвечает, указывая причину, почему мак не поспел – «засох, завял, ...».   Каждый раз ведущий должен найти новую отговорку. Если хоровод его отговорка  не  устраивает, то  играющие его начинают тормошить и поколачивать, как поспевшую маковую головку.

Рефлексия: Какие  переживания  вызвала  игра?  Какой  новый  опыт  вы получили в игре? Какая позиция и чем была для вас сложна? Почему?

Игра «Улей»

Исходное положение: водящий в центре. Он изображает улей, играющие - пчелы. Остальные играющие объясняет, почему они рядом и припевают.

«Стоит улей под кустом
Под орешничком.
(2 р.)
Тепло ли тебе? Холодно ли тебе?».

Улей отвечает: «Мне не так тепло! Мне не так холодно!
Приоденьте меня, приокутайте меня!».

Играющие «пчелы» укутывают «улей» кто шарфом, кто косынкой. Улей согрет – он может двигаться, бежать, пока кто-то из участников не отколется и нестанетновым «ульем». Здесь теже условия, как и в предыдущих играх-догонялках. Играющие могут без обид и слез меняться ролями.

Рефлексия: Какие чувства вы испытали, находясь «в улье»? Какой новый опыт получили?

Игра «Змея»

Исходное положение: играющие встают в круг. Водящий обходит  круг, приговаривая: «Я змея,  змея,  змея! Я - ползу,  ползу,  ползу». Останавливается перед кем-нибудь и спрашивает:  «Хочешь быть  моим хвостом?». Ответ звучит так: «Да, конечно же, хочу». После этого у водящего появляется «хвост». Участники встают друг за другом, уцепившись за талию. Далее водящий возобновляет поиски следующего «хвоста». Когда «змея» полностью сформируется и растянется в пространстве ее задача - немного побегать. Громоздкое, неповоротливое тело змеи делает изгибы  и неожиданные повороты в пространстве, может завалиться на бок, оторваться,если играющий не удержитсоседа. В этом радость испытания: кто ловкий-цепкий, я или нет?

Рефлексия: Какие эмоции вызвала  игра? Как вы чувствовали себя, объединившись в единое тело змеи? Трудно ли было сохранить единство в движении? Что мешало быть вместе? Какой новый опыт вы получили в игре?

Автор книги (в соавторстве с Мошковой Натальей Петровной), кандидат психологических наук Котова Светлана Аркадьевна сделает векторный доклад в рамках общей сессии «Клоун-терапия: исторические предпосылки и психотерапевтические возможности архетипа Шута» в рамках программы 5-го Всероссийского психологического фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...», 3 — 5 февраля 2019.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Тело как ландшафт души: возможности применения интермодальной терапии искусством
    30.05.2023
    Тело как ландшафт души: возможности применения интермодальной терапии искусством
    Кандидат психологических наук А.В.Буренкова рассказала об особенностях терапии экспрессивными искусствами, в том числе об отличиях танцевально-двигательной терапии от телесно-ориентированного подхода.
  • Метод «Корасон» и раскрытие аутентичного голоса: примеры из практики
    07.04.2023
    Метод «Корасон» и раскрытие аутентичного голоса: примеры из практики
    Метод основан на творческом объединении таких аспектов, как сознание, осознанное внимание к внутренним процессам, рефлексия своего опыта, звучание голоса, функции энергетических центров, принципах гуманизма и философских идеях Востока…
  • Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    11.06.2021
    Чем удивлял 15-й Саммит психологов? Рефлексия и действия
    Четыре дня Санкт-Петербургского саммита психологов были наполнены мастер-классами и лекциями, дискуссиями и беседами специалистов. 96 мастерских состоялись в пяти аудиторных, двух онлайн и одной смешанной (офлайн и онлайн) параллелях…
  • Онлайн-трансляция «Танцевальная терапия: теория и практика»
    12.10.2020
    Онлайн-трансляция «Танцевальная терапия: теория и практика»
    Интерес к исцеляющим возможностям танца стремительно растет. С первого движения в обход привычных психологических защит человек оказывается лицом к лицу со своим глубинным конфликтом. В этом заключается колоссальное преимущество танцевальной терапии...
  • Особенности проведения танцевальной терапии у пациентов с артрозом
    24.09.2020
    Особенности проведения танцевальной терапии у пациентов с артрозом
    Остеоартроз – это гетерогенная группа заболеваний суставов различной этиологии. Для больных с двигательными нарушениями главной проблемой является сниженная функция понимания возможностей своего тела или его частей...
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • Беверли О’Корт показала арт-методику для лечения болезней
    11.02.2020
    Беверли О’Корт показала арт-методику для лечения болезней
    Можно ли танцем излечить хронические заболевания? Способно ли движение «выключить» ген со смертельной болезнью? Может ли рисунок стать шагом к выздоровлению человека, на котором врачи поставили крест? Арт-терапевт Беверли О’Корт уверена: «Да!»…
  • Влияние Психотерапевтического театра-сообщества на зрителя
    11.02.2020
    Влияние Психотерапевтического театра-сообщества на зрителя
    Клинический театр – особенный театр для особенных людей с более или менее сложным переживанием своей неполноценности. Зрительское восприятие спектакля – серьезная творческая работа, осознается это публикой или нет...
  • Открытые лекции о звуке и значении состоятся в Петербурге
    16.01.2020
    Открытые лекции о звуке и значении состоятся в Петербурге
    Музей сновидений Фрейда проводит курс лекций о звуке и значении. Его авторы - психоаналитик Айтен Юран и музыкант Иннокентий Людевиг. Речь пойдет именно о звуке, а не о более привычном для психоанализа объекте – голосе. Вход на лекции свободный...
  • Психологическое заключение в танцевальной терапии шизофрении
    03.01.2020
    Психологическое заключение в танцевальной терапии шизофрении
    Танцевальная психотерапия как метод реабилитации активно внедряется в психиатрические стационары. Использование схем создания психологического заключения объективирует работу психолога...
  • Школьным психологам нужно развивать моторику детей
    24.10.2019
    Школьным психологам нужно развивать моторику детей
    У школьников появились проблемы с моторикой. Возможно, причина в том, что родители больше внимания уделяют развитию когнитивной сферы ребенка, учат его считать, говорить, писать, но не делают акцент на физической активности. Для разностороннего развития детям необходимо играть в салочки, бегать, прыгать. Хотелось бы пожелать школьным психологам уделять внимание коррекционной работе в кинестетической сфере...
  • Танцевально-двигательная терапия при неврозах
    30.09.2019
    Танцевально-двигательная терапия при неврозах
    Целью настоящего исследования стала оценка эффективности программы групповых психокоррекционных занятий танцевально-двигательной терапии, проводимой в рамках курса лечения на дневном стационаре (отделение пограничных расстройств) Вологодской областной психиатрической больницы. В исследовании приняли участие 50 человек (5 мужчин, 45 женщин) — пациентов дневного стационара, которые проходили курс танцевально-двигательной терапии в 2017 и 2018 году...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»