
Кандидат психологических наук, доцент.
Директор Института психологии, доцент кафедры общей и социальной психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Преподаватель Института практической психологии «Иматон». Научный руководитель ГБОУ Гимназия №295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга.
Член экспертного совета Комитета образования г. Санкт-Петербурга. Член Российского психологического общества.
В 1982 г. окончила дефектологический факультет ЛГПИ им. А.И. Герцена, в 2010 г. - докторантуру по кафедре психологии и психофизиологии ребенка РГПУ им. А.И. Герцена (подготовлена работа на тему «Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов»).
В 1990 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Актуализация зрительных представлений у детей дошкольного возраста».
В 2004-2005 гг. работала заместителем директора Института детства по начальному образованию РГПУ им. А.И. Герцена.
С 2013 г. заведовала кафедрой педагогики начального образования и художественного развития ребёнка Института детства РГПУ им. А.И. Герцена.
С 2021 г. возглавляет Институт психологии РГПУ им. А.И. Герцена.
Область профессиональных интересов:
- прикладная психофизиология
- возрастная и педагогическая психология
- практическая психология образования
- педагогика начального образования
- здоровьесбережение в образовании
- психология здоровья
- арт-терапия в работе с детьми
Участвовала в реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование».
С 2011 г. руководит экспериментальными площадками на базе образовательных учреждений г. Санкт-Петербурга:
- районная площадка «Разработка эффективной модели школы – «Центра культуры здоровья» (2011-2013 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
- районная площадка «Психолого-педагогические технологии как условие построения здоровьесозидающей среды школы» (2013-2015 гг., ГБОУ СОШ №237 Красносельского района);
- районная площадка ?«Разработка и апробация модели социальной интеграции в пространство общеобразовательной школы детей с ограниченными социальными возможностями (детей-сирот)» (2013-2016 гг., ГБОУ СОШ №46 Приморского района);
- районная площадка «Исследование возможностей интегрированных уроков для реализации ФГОСов нового поколения» (2016-2017 гг., ГБОУ СОШ №167 Центрального района);
- городская опытно-экспериментальная площадка «Формирование ценности здорового образа жизни (ЗОЖ) участников образовательного процесса в условиях реализации ФГОС в зависимости от особенностей» (2014-2016 гг., ГБОУ СОШ №331 Невского района, соруководитель).
Член жюри городского этапа Всероссийского конкурса «Школа здоровья России» и городского этапа Всероссийского конкурса «Учитель здоровья России».
Читает курсы:
- Методика обучения и воспитания
- Формирование культуры здорового образа жизни у младших школьников
- Социальное партнерство в образовании
- Практикум по саморазвитию педагога
- Современные проблемы науки и образования
- Разрешение педагогических конфликтов (с практикумом)
- Междисциплинарное проектирование в начальном образовании
- Особенности современного стандарта начального общего образования
- Технологии общественной экспертизы качества начального образования
- Основы проектной деятельности
- Здоровьесберегающие технологии
- Образовательные программы начальной школы
- Ориентационно-рефлексивный практикум
- Психология младшего школьника
- Информационно-цифровое пространство детства
- Технологии саморазвития учителя начальных классов
- Практикум по развитию профессионального личностного роста креативного педагога
- Образовательные программы для одаренных детей
- Социокультурное образование в начальной школе
- Развитие креативности ребенка в полихудожественной образовательной среде
Основные публикации: более 380 работ, в том числе
- Котова С.А., Каменская В.Г. Основы здоровьесбережения ребенка дошкольного и младшего школьного возраста в системе образования: учебно-методическое пособие. СПб, 2020.
- Котова С.А. Молодой учитель в школе: проблемы и их решения: учебно-методическое пособие. М.: Школьные технологии, 2010. 126 с.; 2-е изд. М., 2015; 2-е изд., доп. СПб, 2019.
- Социальная креативность: теория, диагностика, технологии: коллективная монография. СПб, 2019.
- Котова С.А., Мошкова Н.П. Клоун-терапия: техники работы. СПб, 2018.
- Институт детства Герценовского университета: коллективная монография. СПб, 2017.
- Алексеев С.В., Колесникова М.Г., Резников М.А., Котова С.А., Рычкова С.В., Татарникова Л.Г. Здоровье в школе: методический практикум. СПб, 2017.
- Бегельдиева С.М., Котова С.А., Федорова Л.А. Как подготовить интегрированный урок в соответствии с ФГОС ОО: памятка для педагога. СПб, 2016.
- Котова С.А., Цветков В.В. Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот: методическое пособие. СПб, 2016.
- Творчество: теория, диагностика, технологии: словарь-справочник для специалистов в области образования, инноваций и гуманитарных технологий в социальной сфере / коллектив авторов. СПб, 2014.
- Котова С.А., Пирогова С.В., Тургель В.А. Педагогическая практика в детском оздоровительном лагере: материалы и рекомендации. СПб, 2014.
- Качество психологического образования: единство теории и практики: коллективная монография. Новосибирск, 2013.
- Дунаевская Э.Б., Котова С.А., Калягина Е.А., Федорова Т.А., Мальчевская М.Л., Добря М.Я. Психолого-педагогические условия адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования: учебно-методическое пособие. Абакан, 2013.
- Котова С.А. Методика работы практического психолога в начальной школе: учебно-методическое пособие. СПб, 2013.
- Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Когда вся жизнь – школа. СПб, 2013.
- Котова С.А., Кулганов В.А., Белов В.Г., Нехвядович Э.А., Парфенов Ю.А. Психологическая диагностика и коррекция в работе детского практического психолога. СПБ, 2012.
- Котова С.А. Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов. СПб, 2011.
- Котова С.А., Кулганов В.А. Как сохранить здоровье, работая в школе. М.: Школьные технологии, 2010. 191 с.
- Котова С.А., Каменская В.Г. Концептуальные основы здоровьесберегающих технологий развития ребенка дошкольного и младшего школьного возраста. СПб: ООО «Книжный дом», 2008. 224 с.
- Котова С.А., Граничина О.А., Савинова Л.Ю. Начальное образование в контексте программы ЮНЕСКО «Образование для всех»: российское видение. СПб, 2007. 100 c.
- Котова С.А., Каменская В.Г. Здоровьесберегающие технологии в социальной сфере. Учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во СПбГУ, 2007. C. 321-360.
Награды:
- орден Екатерины Великой 3 степени за заслуги в развитии отечественного образования
- победитель внутривузовского конкурса достижений профессорско-преподавательского состава 1 и 2 степени (2009-2016)
- почетная грамота МО РФ (2010)
- благодарность Комитета по образованию Санкт-Петербурга
Статьи и интервью в «Психологической газете»
- Проблема отвержения и отчужденности в среде младших школьников
- Народные игры для развития группового взаимодействия
- Несколько слов о клоун-терапии: психологические основы и ресурсы
- Театрализация в ресоциализации детей и подростков с эмоциональными нарушениями
- Конфликтологическая компетентность педагогов
- Использование клоун-терапии в психолого-педагогической практике
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Евгений Александрович Климов
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Вольф Соломонович Мерлин
- 16-й Саммит психологов: поддержка коллег и опыт профессионалов
- «Золотые имена психологии в РГПУ»: Даниил Борисович Эльконин
- Вклад С.Л.Рубинштейна в развитие психологии обсудили в РГПУ им. Герцена
- НК «Золотая Психея»: 10 дней до окончания голосования
- Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
- НК «ЗП»: новые проекты конкурса к 22 января 2019
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
- «"Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена" — к 225-летию Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена», январь - декабрь 2022 года, Санкт-Петербург (в номинации «Событие года в жизни сообщества», 2022 г.), участник
- «Клоун-терапия: техники работы», методическое пособие (в номинации «Психологический инструмент года», 2018 г.), номинант
- «Возможности клоун-терапии в психологической и педагогической работе с детьми и подростками », мастер-класс (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2017 г.), номинант
- «Проектирование индивидуального образовательного маршрута для детей-сирот», модель организации деятельности образовательного учреждения по психолого-педагогическому сопровождению детей-сирот (в номинации «Психологический инструмент года», 2016 г.), номинант
- «Разрешение педагогических конфликтов: техники медиации», мастер-класс (в номинации «Мастер-класс года для психологов», 2015 г.), лауреат
- «Методика работы практического психолога в начальной школе», учебно-методическое пособие (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2013 г.), номинант
- «Психофизиологические механизмы обеспечения эффективности обучения студентов», монография по результатам исследования (в номинации «Проект года в психологической науке», 2012 г.), номинант
- «Разработка практических путей поддержки учителей в кризисный период реализации профессиональной деятельности», печатное издание (в номинации «Проект года в психологической практике», 2010 г.), номинант