16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Несколько слов о клоун-терапии: психологические основы и ресурсы

Статья в поддержку проекта «Возможности клоун-терапии в психологической и педагогической работе с детьми и подростками» НК «Золотая Психея»

 Шут

Из века в век на шутки спрос,-
Нет лучше шлема против злобы,-
Но не любой до них дорос.
Смешить людей - талант особый.
Пусть вносит смуту баламут,
Блаженненький - иная доля...
Но Комик или Вечный Шут
Был самым мудрым при престоле
Всегда. В окраинах души
Играл на струнах потаенных,
Даруя силу жить, смешил
Больных, озлобленных, влюбленных,-
Любых. Когда входил он в зал,

Где подданные спины гнули,
То под насмешки подставлял
Себя, как будто-бы под пули.
Во всем животном мире так:
Ты зверь ли, рыба или птица,
Но средневзвешенный чудак
Насмешек до смерти боится.
И только тот, кто сам велик,-
И не отмахивайтесь, братцы!-
Себе Шута присвоил ник,
Позволив над собой смеяться.

Неизвестный автор

Обсуждая психологические основы клоун-терапии, необходимо рассмотреть терапевтические ресурсы архетипа Шута/Трикстера.

«В ряду других архетипов Шут представляет собой архетип, который наиболее полезен для того, чтобы справиться с абсурдностью современного мира и безликой, повседневной бюрократической рутиной, отчасти потому, что он ко всему относится очень легко, а отчасти - потому что больше всего ему нравится нарушать правила. Архетип Шута помогает нам проживать настоящую жизнь в настоящем и позволяет быть импульсивными и спонтанными. И когда у человека активизируется архетип Шута, он хочет веселиться. Его основное желание - быть спонтанным, возвратить себе то состояние игривости, которое было присуще ему в далёком детстве». – пишут маркетологи М. Марк и К. Пирсон в бестселлере "Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов"1.

Архетип Шута играет преобразующую и исцеляющую роли во многих различных культурах. Именно Шут способен увидеть обе стороны: и темную и светлую одновременно и благодаря этому открыть путь для трансформации, изменения путем признания ситуации смешной и освобождения от нее через смех. Шут действует не только в локальных социальных ситуациях, но и в крупных, массовых. Так, фигура клоуна «Эвита» объединила негров и белых в борьбе против жестоких и устаревших законов апартеида в Южной Африке.

«Шут - регулятор психического напряжения. Не боясь "потерять лицо", выставляет в смешном свете себя и других: намеренно попадает в нелепые ситуации, плутует или провоцирует острым словцом. Как и другие архетипы, он также двойствен, и можно увидеть его Белую и Чёрную ипостаси. Белый - служит человеку и обществу, Чёрный - на нем паразитирует, провоцируя склоки и пустую суету. Главная опасность для человека под действием Шута - переиграть самого себя, и остаться в жизни этаким Флюгером - без собственной позиции и, в общем, без судьбы». - пишет психолог И.А.Чеглова в статье «Театр архетипов»2.

Рассматривая Шута как символ трансформации можно понять, что именно преобразование бессмысленного в осмысленное открывает нам компенсаторную сущность этой фигуры. Глубинные психотерапевтические ресурсы этого архетипа были подчеркнуты еще антропологом Полом Радиным. «…мотив Трикстера, сохраняется не только в своей первоначальной форме, но продолжает также наивно и достоверно существовать в ничего не подозревающем современном человеке - всегда, когда он чувствует себя в плену у раздражающих случайностей, которые с явно злостными намерениями противоречат его воле и поступкам. Тогда он и говорит о «порче» и «вредности какого-либо объекта», о том, что ему «попала шлея под хвост» и т.д. Здесь дух Трикстера проявляется в виде контртенденций в бессознательном, иногда даже в чем-то вроде второй личности, для которой характерна определенная детскость, недоразвитость, которая очень похожа на тех духов, что являются во время сеанса спиритизма и с которыми связаны все столь типичные для полтергейста откровенно детские проделки. Мне, как кажется, удалось найти для этой составляющей характера подходящее имя — я называю ее тенью. На цивилизованном уровне ее проявления называют «оплошностью», «faux pas» и т.д. и считают их ошибками, дефектами сознательной личности». – пишет П. Радин3.

С XIX века развивается такая актерская профессия как клоун. Английское слово «clown» появилось в 16 веке в значении «мужик, деревенщина». Первоначально так назывался комический персонаж английского средневекового театра. В шведском языке клоун означает «неуклюжий». «Энциклопедический словарь» определяет слово «клоун» как «цирковой артист, комический персонаж, использующий приемы гротеска и буффонады». Ипостаси клоуна: шут, гаер, паяц, арлекин, мим, трикстер, дурак, петрушка, скоморох, джокер и пр.

Клоуны выступают в цирках, ведут представление, заполняют паузы, смешат публику. Искусство клоунады – синтетическое искусство, интегрируещее широкий диапазон других искусств. А профессия клоуна оценивается как самая сложная и универсальная специализация циркового актера. У циркового клоуна много специализаций (музыкальный эксцентрик, ковёрный, акробат, пантомимист). От клоуна требуется не только владение разными видами циркового искусства, но также обостренное чувство физического тела и умения им управлять. Клоун, как и мим в своем искусстве больше молчит и именно его тело, лицо, движения в пространстве являются для зрителей речью.

Выдающимися клоунами в России признаны Юрий Никулин, Олег Попов, Леонид Енгибаров, Вячеслав Полунин и многие другие. Внешне клоун в отличие от мима имеет красный нос, набеленное лицо, невероятные волосы, яркую контрастную по цвету одежду. В современном цирковом и эстрадном искусстве клоуны работают, как правило, группами или парами (Белый и Рыжий).

Именно клоун обладает уникальным потенциалом для исцеления и преобразования людей, сообществ в различных социальных контекстах и средах. Клоун выходит на реальность маргинализации и дает силы роста через юмор и смех. Клоун делает мир позитивнее путем соединения людей между собой и с фантазией, открывая возможности, развязывая источник чистых эмоций, создания акцентов, играя со слабостями и признавая противоречивость человеческого бытия через смех. Клоун осуществляет социальное взаимодействие через взаимодействие тела и разнообразные игры; как физические, так и драматические. При этом он создает парадокс, играя с контрастами. Из этого парадокса растет неопределенность, которая может продемонстрировать, что определенность является ненадежной. Клоун стоит на пороге возможности. Через создание пространства для вопросов, клоун, создает ощущение возможности перемен. Он стремится сбить с толку. Обнаружить различие между иллюзией и действительностью, если не вовсе ее отрицать. Он привносит хаос в упорядоченный мир и помогает преодолеть негативное или искаженное представление о собственном теле, о внутреннем образе Я, об отношениях с Другими и тем самым делает заветную мечту явью. Фактически он ставит под сомнение все устоявшееся. Готовность Шута нарушить правила ведет к инновационному, нетрадиционному восприятию и мышлению. Человеческая реальность развертывается между полюсами рождения и смерти и только клоун может научить человека жить с теневой стороной через юмор; даже в самых мрачных, сложных, больных и отчаянных ситуациях человеческого существования можно найти смешное. Часто можно столкнуться с тем, что архетип шута помогает людям выходить сухими из воды, выкручиваться из самых сложных ситуаций. Клоун, шут воплощает в себе фундаментальное противоречие нашего существования: противоречие между личностью и обществом, между свободой и ограничением4.

Смех и юмор играют очень важную роль в жизни людей – они являются не только способом наладить контакт с окружающими, но и формой психологической защиты в ситуациях, угрожающих психическому здоровью. Смех является формой социальной коммуникации, что было показано во многих исследованиях, в том числе и с детьми. Но при этом смех и юмор может быть не всегда позитивным и конструктивным, он может быть и опасным для человека. Саркастический юмор унижает и разобщает людей. Отсюда становиться понятно, что искусство клоуна очень сложно. Клоун всегда работает на грани фола. Клоун должен тонко чувствовать эмоциональное состояние людей его окружающих, чтобы не нанести душевную травму, не «задеть за живое», не подвергнуть личность публичному осмеянию, не разрушить социальные границы.

Для поведения клоуна характерны игривость, импульсивность и спонтанность, которые человек может позволить себе лишь в детстве, когда взрослыми прощается каждая шалость. Клоун опирается на телесные функции и формы невербального общения. Клоун играет всем своим телом. Кроме того он широко использует различные объекты и их возможности для трансформации. Выступая как продолжение тела, они формируют новый взгляд на обыденные материальные вещи. Он использует объекты в новом значении, переворачивает их функции. Клоун меняет и свои функциональные роли: то он доктор, то продавец, то дрессировщик животных, то певец и тому подобное. Смена функциональных ролей – важная сторона работы клоуна. Клоун выдвигается за пределы обыденной ситуации, лиминальность клоун-терапии выводит человека на простор карнавализации настоящего. Именно с этой целью широко использует музыкальные инструменты: свистульки, рожки, гудки, трещетки, бубенцы. Он стремиться расширить понимание не только ситуации, но и себя, и других.

Необходимо различать клоунаду как искусство перфоманса от клоун-терапии. Они предполагают достижение разных задач. Клоунада – общение с определенным жанром искусства, представление возможности эстетического переживания. Клоун-терапия – корректировка образа Я человека, его поведения в поликультурной социальной среде. Клоун-терапевт должен деконструировать реальность клиента, чтобы дать ему возможность выйти за пределы настоящего в мир желаемого.

Клоун-терапевт неотделим от игровой среды, он существует только в ней и в ней реализует свое терапевтическое воздействие. Игра на протяжении детства человека выступает основным способом взаимодействия с окружающим миром. Игра - это произвольная, внутренне мотивированная деятельность на ту или иную социальную роль, предусматривающая гибкость и свободу в образах и в характере использования того или иного предмета. Игра представляет собой попытку маленького человека организовать свой опыт, свой личный мир через познание мира внешнего. В процессе игры человек переживает позитивное чувство контроля над ситуацией, даже если реальные обстоятельства этому противоречат. Поэтому клоун – это всегда человек играющий.

Игровая терапия определяется как динамическая система межличностных отношений между клиентом и терапевтом, который облегчает построение безопасных отношений клиента с Другим для того, чтобы тот мог наиболее полно выразить и исследовать собственное «Я» (чувства, мысли, переживания и поступки) с помощью игры - естественного и знакомого всем с детства средства коммуникации. Через игру клоун-терапевт дает возможность людям «проиграть» свои чувства и проблемы, точно так же, как взрослый человек «выговаривает» свои трудности психоаналитику. Поэтому клоун показывает необходимость и возможность борьбы с психическим расстройством. Он умеет найти свет в темноте потери и горя, вытащить правду из гнезда лжи, примеряться и бороться с человеческими ошибками и глупостью. Принятие и сострадание приходят через смех. Через самоуничижение с помощью юмора и смеха клоун может открыть двери для самопринятия и социальной интеграции. Сквозь смех мы можем «пройти сквозь слезы» и найти контекст для исцеления и возвращения целостности. Поэтому клоун-терапия имеет значительный ресурс для работы с расколотой или дисассоциированной личностью. Уместно вспомнить слова Н. Роджерса: «Когда мы используем различные виды искусства для самооздоровления или в терапевтических целях, то не беспокоимся относительно красоты произведений, грамматической или стилистической правильности текста или гармоничности звучания песни. Мы используем искусство в целях высвобождения, выражения, облегчения. Мы можем также получить интуитивное откровение, инсайт, если обратимся к символическим или метафорическим смыслам, содержащимся в собственных произведениях…». Это высказывание целиком справедливо в отношении клоун-терапии. Ведь чем лучше человек постигнет эффекты воздействия собственной личности на окружающих, тем более он будет способен к осмыслению возможных отклонений в своем поведении.

Литература

1 Марк М., Пирсон К. Герой и бунтарь. Создание бренда с помощью архетипов / Пер. с англ. под ред. В. Домнина, А. Сухенко. - СПб.: Питер, 2005. – С.187.

2 Электронный ресурс: https://samopoznanie.ru/articles/teatr_arhetipov/

3 Радин П. Трикстер. Исследование мифов североамериканских индейцев. Героические циклы Виннебаго. С комментариями К.Г. Юнга и К.К. Кереньи - СПб.: Евразия , 1999. – С.267.

4 Proctor S. The archetypal role of the clown as a catalyst for individual and societal transformation. – Montreal: Concordia university, 2013.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    11.02.2017
    «Психологическая газета»: интернет-издание для психологов
    «Психологическая газета» - старейшее периодическое издание для психологов. Вы читали её в печатном виде с октября 1995 года. С января 2006 года газета стала интернет-изданием, доступным огромному числу читателей по всему миру. Регулярно публикуются статьи, интервью, информация о профессиональных конференциях и событиях в мире практической психологии, научной психологии...
  • Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    08.02.2017
    Танец, музыка и театр в гостеприимном пространстве арт-терапевтического фестиваля
    5 февраля «Психологическая газета» вновь собрала психологов, психотерапевтов, арт-терапевтов и людей искусства на традиционном зимнем психологическом фестивале (два предыдущих фестиваля были посвящены песочной терапии и куклотерапии). За новыми техниками, идеями и личным опытом приехали на Всероссийский психологический фестиваль «Арт-терапия: танец, музыка, театр» в Санкт-Петербург 243 специалиста из разных городов нашей страны...
  • Балинтовская группа в Татарстане
    18.08.2014
    Балинтовская группа в Татарстане
    Специалисты Республиканского информационно-методического центра социальной помощи семье и детям «Гаилэ» в очередном семинаре Балинтовской группы рассмотрели тему «Профилактика эмоционального выгорания для специалистов учреждений социального обслуживания». Для участия в семинаре были приглашены психологи отделений социальной помощи семье и детям
  • Репортаж о программе «Арт-терапия в Великобритании: традиции и инновации»
    07.07.2014
    Репортаж о программе «Арт-терапия в Великобритании: традиции и инновации»
    О поездке российских арт-терапевтов в Лондон рассказал Александр Иванович Копытин - доктор медицинских наук, председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации, зав. кафедрой арт-терапии Института практической психологии «Иматон»
  • Цветной песок и цветные карандаши — не только детям
    10.05.2014
    Цветной песок и цветные карандаши — не только детям
    Традиционные цветные карандаши — и новый цветной песок «работает» в консультировании и взрослых и детей. Технологии такой работы — на мастер-классах Е.В. Буренковой и О.М. Михайловой
  • Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании
    08.04.2024
    Проективная методика «Рисунок семьи в образах цветов» в психологическом консультировании
    «Центральный замысел состоит в том, чтобы создать психологически безопасные условия, помогающие каждому участнику арт-терапии найти свой способ самовыражения и актуализировать ресурсные состояния, а не центрироваться на поиске проблем».
  • «Счастливая семья…» объединила психологов на Зимнем фестивале
    16.02.2024
    «Счастливая семья…» объединила психологов на Зимнем фестивале
    Участники познакомились с особенностями психологической поддержки в преодолении последствий тяжелых психотравмирующих ситуаций и с методами оказания психологической помощи семье…
  • Работа с хронической травматизацией методом детской психодрамы. Анализ случая
    12.02.2024
    Работа с хронической травматизацией методом детской психодрамы. Анализ случая
    «Психодраматическая группа может быть именно той поддерживающей средой, в которой сигнал SOS может быть услышан, а психическая боль контейнирована…»
  • Отражение внутреннего мира учащихся начальной школы в рисунках «несуществующего животного»
    05.01.2024
    Отражение внутреннего мира учащихся начальной школы в рисунках «несуществующего животного»
    «…испытуемый изображает свои страхи, переживания, стремления, представления об окружающем его мире. Необходимо лишь понять основные моменты, которым следует уделить особое внимание».
  • Применение метода Sand-art для сенсорного развития детей раннего возраста.
    15.09.2023
    Применение метода Sand-art для сенсорного развития детей раннего возраста.
    Различные игры и упражнения с песком на подсвеченной поверхности помогают развивать мелкую моторику, координацию движений, что стимулирует развитие речевого центра, зрительную и двигательную память и обогащает сенсорный опыт детей раннего возраста.
  • Образ семьи глазами старшего ребенка до и после рождения младшего сиблинга в рисуночном тесте «Моя семья»
    31.08.2023
    Образ семьи глазами старшего ребенка до и после рождения младшего сиблинга в рисуночном тесте «Моя семья»
    «Полученные в исследовании результаты подчеркивают важность психологической поддержки старшего ребенка сразу после появления в семье младшего, а также психологической помощи родителям в принятии и регуляции появляющихся у ребенка негативных эмоций…»
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»