• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
Моросанова Варвара Ильинична, р. 22.06.1948

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почётный работник науки и техники Российской Федерации.

Заведующая лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО. Возглавляет отечественную научную школу психологии саморегуляции.

Руководитель секции «Психология саморегуляции» Российского психологического общества. Член Международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID).

Член экспертных советов по педагогике и психологии ВАК РФ, эксперт РФФИ и РНФ. Член научной редколлегии журналов «Спортивный психолог», «Теоретическая и экспериментальная психология», «Экспериментальная психология».

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.

В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека».

С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО, с 2000 г. заведует лабораторией.

В течение 10 лет, до 1991 г., принимала практическое участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной команды СССР по пулевой стрельбе.

В 1991-2001 гг. преподавала психологию и психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.

В 2002-2016 гг. — профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Принимает участие в экспертизе и обсуждении исследовательских проектов школьников в образовательном центре «Сириус». Постоянный эксперт и член жюри ежегодного конкурса проектно-исследовательских проектов школьников в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Участвует в политических проектах различного уровня.

Сфера научных интересов: общая психология, психология саморегуляции, психология личности, дифференциальная психология, психология саморегуляции, психология труда, психология образования.

В 1990-х гг. В.И. Моросановой создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты ее исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека. Развиты представления о стилевых особенностях осознанной саморегуляции произвольной активности человека и о регуляторно-личностых ее свойствах. Обосновано как теоретически, так и эмпирически, что инструментальная сторона личности человека, его темперамент и акцентуации характера, может быть описана структурой регуляторных профилей саморегуляции, а общий уровень развития саморегуляции зависит от субъектной активности человека и вносит значимых вклад в эффективность достижения учебных и профессиональных целей. Были созданы первые версии многошкальных опросников для диагностики индивидуальных профилей саморегуляции, получивших широкую известность и широкое применение в отечественной психологической науке.

В 2000-х гг. предложена когнитивно-личностная модель саморегуляции и разработана методология дифференциального подхода к исследованию психической саморегуляции человека. Новая модель развивает нормативную модель саморегуляции О.А. Конопкитна Она была эмпирически верифицирована в многочисленных исследованиях учеников и последователей В.И. Моросановой. Было обосновано, что развитие осознанной саморегуляции во многом определяет индивидуальные возможности в овладении темпераментом и воспитании характера, служит основой повышения регулирующей роли самосознания. Созданные В.И. Моросановой и ее учениками регуляторно-личностные типологии обучающихся расширяют практические возможности в проектировании индивидуальных стилей учебной и профессиональной подготовки. Высокую научную и практическую значимость для образования имеют данные о том, что развитие осознаной саморегуляции вносит заметный вклад в академическую успешность учащегося при условии позитивного отношения к учению.

В 2010-2021 гг. В.И. Моросановой сформулированы основные принципы предложенного и активно разрабатываемого ею в настоящее время ресурсного подхода к осознанной саморегуляции как управляющем уровне системы психической саморегуляции, которая включает субсистемы универсальных и специальных регуляторных компетенций человека, позволяющих осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Был сделан важный в методологическом отношении вывод о том, что эти субсистемы, в свою очередь, взаимосвязаны с субсистемами когнитивных, личностных и психофизиологических резервов, интегрируя и опосредствуя их влияние на самоорганизацию поведения человека. В этом смысле, осознанная саморегуляция является метаресурсом, от ее зависят не только продуктивные аспекты достижение любой цели, но и разрешение самых разнообразных проблем жизнедеятельности, таких как поддержание психологического благополучия, преодоление угроз психологической безопасности, субъектное развитие, цифровая социализация, личностное и профессиональное самоопределение и др. В многочисленных эмпирических исследованиях, выполненных под руководством В.И. Моросановой, было показано, что регуляторные ресурсы являются механизмом координации, а также средством медиации, модерации и накопления всей палитры индивидуальных психологических ресурсов для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности человека.

Результаты исследований регулярно представляются на российских и международных конференциях, симпозиумах, съездах и конгрессах (Международном психологическом конгрессе (International Congress of Psychology (ICP): Берлин, 2008; Кейптаун, 2012; Йокогама, 2016); Европейском психологическом конгрессе (ECP): Гранада, 2005; Стамбул, 2011; Москва, 2019); конференциях Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID: Лондон, 2011; Барселона, 2013; Варшава, 2017); международных конференциях по психологии личности (ECP: Афины, 2006; Тарту, 2008; Брно, 2010; Лозанна, 2014); конференциях Международного общества по исследованию интеллекта (ISIR): Лимассол, 2011; Мельбурн, 2013; Санкт-Петербург, 2018) и др.

С 2003 г. выступает организатором работы симпозиумов и научных конференций, секций и круглых столов по тематике психологии саморегуляции.

Под руководством В.И. Моросановой успешно защищено 15 кандидатских диссертаций, находятся в процессе подготовки 3 докторские диссертации.

Основные публикации: более 300 научных работ, в том числе 8 монографий, 6 учебно-методических пособий, 59 статей WoS и Scopus

  • Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 2001. 192 с.
  • Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007. 253 с.
  • Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 430с.
  • Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010. 519 с.
  • Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб-М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
  • Диагностика саморегуляции человека – М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
  • Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей. М.-СПб: Нестор-История, 2017. 380 с.
  • Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М.-СПб: Нестор-История, 2020. 650 с.
  • Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. №6. С. 5-17.
  • Extraversion and neuroticism: the typical profiles of self-regulation // European Psychologist. 2003. №4. Р. 279-288.
  • Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. №3. С.132–144.
  • Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Том 33. №3. С. 98–111.
  • Осознанная саморегуляция человека как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4. С. 16-38.
  • Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 109-123.
  • Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. №10. С. 13-24.
  • Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students // Personality and Individual Differences . 2016. Pp. 177-186/
  • Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 449-458.
  • Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. 10(4). P. 195-208.
  • The relationship between executive functions and language competences in middle school children Psychology in Russia: State of the Art. 2018. 12(1). P. 104-117.
  • От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. №1. С. 65-78.
  • Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. №3. С. 62-74.
  • Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №4. С. 5-21.
  • Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №1. С. 63-78.
  • Надежность осознаной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №1. C. 77-95.
  • Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. №4. С.155-167.
  • Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. 13(04). P. 168-182.
  • Психологические последствия и ресурсы адаптации в период пандемии COVID-19 // Международная жизнь. 2021. №3. С. 118-124.
  • Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1. C. 4-37.

Награды:

  • почетная грамота Министерства образования Российской Федерации «За существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания Психологического института» (2004)
  • медаль им. Г.И. Челпанова ПИ РАО (2004)
  • Почетная грамота РАО «За многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ «Психологический институт» РАО» (2012)
  • Диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012)
  • Почетная грамота РГНФ «За большой личный вклад в развитие гуманитарных наук» (2016)
  • Медаль им. Л.С. Выготского РАО (2018)
  • Медаль им В.В. Давыдова РАО (2020)

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Поздравления с днём рождения

С днем рождения! Желаю Вам, Варвара Ильинична, мира и добра, любви и красоты! Пусть осуществляется задуманное, пусть радуют близкие люди, пусть каждый день будет наполнен смыслом!

22.06.202013:23:58


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
26 июля 2021 , понедельник

В этот день

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
26 июля 2021 , понедельник

В этот день

Константин Сергеевич Лисецкий празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Евгеньевна Пурнис празднует день рождения! Поздравить!

Герман Борисович Карельский празднует день рождения! Поздравить!

Наталия Александровна Донина празднует день рождения! Поздравить!

Скоро

28 августа
Онлайн

I Онлайн-конференция с международным участием «Щегловские чтения»

7 — 8 октября
Онлайн

IV Международная научно-практическая конференция «Герценовские чтения: психологические исследования в образовании»

14 — 15 октября
Москва

III Международная научно-практическая конференция «Современное состояние и перспективы развития психологии труда и организационной психологии»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

29 октября
Санкт-Петербург

Всероссийская конференция с международным участием «Альянс психологии, психотерапии и фармакотерапии. Наука и реальный мир в лечении психических расстройств»

10 — 11 ноября
Ставрополь

VII Международная научно-практическая конференция «Психологическое здоровье личности: теория и практика»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь