16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Николай Евгеньевич Веракса

Николай Евгеньевич Веракса

Москва

Доктор психологических наук, профессор.

Научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования. Профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова. Профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель российской магистратуры факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Инициатор основания и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Главный редактор журнала Early Childhood Education Today. Член редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия “Психология”», «Северо-Восточный научный журнал».

Член Российского психологического общества, EECERA, ESRAD, ISSBD. Руководитель секции диалектической психологии развития РПО. Член Координационного совета Московского отделения РПО.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

Учился в МИФИ (1965–1967), МИХМ (1967–1968), в 1973 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

1973-1980 гг. — научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

1980-1983 гг. — преподавал психологию преподавателям педагогического института в г.Сантьяго-де-Куба (Куба).

1990-2004 г. — сотрудник факультета дошкольной психологии МГПИ им. Ленина.

С 1997 г. — заведующий лабораторией психологии и педагогики способностей Института развития дошкольного образования РАО.

2004-2009 гг. — профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета.

C 2009 г. — научный руководитель Учебно-исследовательского Центра воспитания и образования детей младшего возраста (ЮНЕСКО, Департамент образования г. Москвы).

В 2011-2015 гг. — декан факультета психологии образования Российского государственного гуманитарного университета, затем декан психолого-педагогического факультета РГГУ.

С 2016 г. — научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

С 2019 г. — профессор кафедры педагогики и педагогической психологии факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.

Создатель структурно-диалектической психологии. В конце 1980-х годов сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории России.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран.

С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Дорофеева А.М. (ред.). От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. 5-е изд. М.: Мозаика-Синтез, 2019. 335 с.; 6-е изд., доп. и испр. М.: Мозаика-Синтез, 2020, 2021, 2022, 2023. 366 с.
  • Веракса Н.Е., Галимов О.Р. Мир физических явлений: Опыты и эксперименты в дошкольном детстве. Для занятий с детьми 4–7 лет. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2021, 2022, 2023. 88 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность: пространство детской реализации, виды проектной деятельности: 5-7 лет. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2022. 59 с.
  • Child Development in Russia / Veraksa N. et al. Cham, Switzerland: Springer International Publishing AG, 2022. 265 p.
  • Teacher Education and Play Pedagogy: International Perspectives / Veraksa N. et al. Abingdon, England: Routledge Journals, 2022.
  • Веракса Н.Е. и др. Становление субъектности: от экопсихологической модели к психодидактическим технологиям: коллективная монография. СПб: Нестор-История, 2022. 399 с.
  • Las investigaciones actuales sobre las teorias de Vygotsky en Educacion Infantil / Veraksa N., Sheridan S. Madrid: Morata, 2021. 282 с.
  • Веракса Н.Е. Диалектическое мышление дошкольника (возможности и культурные контексты): монография. М.: МГУ, 2021. 222 с.
  • Веракса Н.Е. и др. Энциклопедический психологический словарь-справочник. 1000 понятий, определений, терминов: учебно-методическое пособие для вузов. 6-е изд., перераб. и доп. Минск: Харвест, 2021. 864 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Пространство детской реализации: проектная деятельность дошкольников (5-7 лет). М.: Мозаика-Синтез, 2020.
  • Веракса Н.Е. и др. Психология саморегуляции: Эволюция подходов и вызовы времени. СПб: Нестор-История, 2020. 472 с.
  • Веракса Н.Е. и др. Практическое руководство по работе с детской одаренностью в раннем и младшем возрасте: коллективная монография. Якутск: Тип. СМИК, 2019. 303 с.
  • Vygotsky’s theory in early childhood education and research / Veraksa N., Sheridan S. London; New York: Routledge, Taylor & Francis Group, 2018. 220 с.
  • Абдурахманов Р., Азарнов Н., Веракса Н.Е., и др. Психология и педагогика. Учебник. В 2 частях. Часть 1. Психология. М.: Юрайт, 2017.
  • Веракса Н.Е., Репина Т.А. Социальная психология дошкольника: Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2016. 352 с.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия. М.: Мозаика-Синтез, 2014.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Детская психология. Учебник. М.: Юрайт, 2014, 2019.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Познавательное развитие в дошкольном детстве. Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Повышение профессиональной родительской компетентности в воспитании детей в возрасте от 1 года до 3-х лет и гармонизации семейных отношений. М.: ФГНУ ИСП РАО, 2012.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Социальная психология. Учебник. М.: Академия, 2011.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Мониторинг достижения ребенком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • Веракса Н.Е., Комарова Т.С., и др. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Веракса Н.Е. и др. Критерии оценки качества работы работников дошкольных образовательных учреждений (по должностям) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. М., 2010.
  • Веракса Н.Е., и др. Критерии оценки качества работы дошкольных образовательных учреждений (по видам учреждений) в рамках перехода на новую систему оплаты труда. М., 2010.
  • Veraksa A. (ed.) et al. From birth to school. Basic educational program for preschool establishments. Moscow, 2010-2012.
  • Веракса Н.Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2008. 240 с.
  • Veraksa N., Veraksa A. History of child psychology. Moscow: Academy, 2008.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. История возрастной психологии: детская психология: учебное пособие. М.: Академия, 2008.
  • Veraksa N. Diagnostics of child’s maturity (preparedness) for school: training aids for teachers of preschool educational establishments. Moscow: Mozaika-Sintez, 2007-2012.
  • Булычева А.И., Варенцова Н.С., Веракса Н.Е. Диагностика готовности ребенка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н., Развитие ребенка в дошкольном детстве. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Зарубежные психологи о развитии ребенка-дошкольника. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Антонова А.В., Арапова-Пискарева Н.А., Веракса Н.Е. и др. Программа воспитания и обучения детей в детском саду. Изд. 3-е, испр., доп. М.: Мозаика-Синтез, 2006.
  • Веракса Н.Е. Понимаете ли вы своего ребенка? Книга для родителей. М.: Дрофа, 2006. 91 с.
  • Веракса Н.Е. Диалектическое мышление. Уфа: Вагант, 2006. 212 с.
  • Veraksa N. Individual peculiarities of preschoolers’ cognitive development / Under the editorship of Diachenko O.M. Moscow: Per Se, 2003.
  • Веракса Н.Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О.М. Дьяченко. М.: ПЕР СЭ, 2003. 144 с.
  • Veraksa N. Introduction to “L.S. Vygotskiy. Selected psychological works”. Moscow, 2000.
  • Veraksa N., Sheridan S., Cultural-Historical Theory And Modern Educational Practice // The European Proceedings of Social & Behavioural Sciences EpSBS Volume XLIII, 1-5.
  • Веракса Н.Е., Шеридан С., Vygotsky’s Theory in Early Childhood Education and Research: Russian and Western Values. London: Routledge.
  • Veraksa N., Diachenko O., The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children. South Bank University. London. Special Publication, 1995.
  • Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Еще не поздно. М.: Знание. 1991.

Награды:

  • Почетная грамота Правительства Москвы (2005)
  • Почетная грамота Департамента образования г. Москвы (2008)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Аркадий Борисович Балунов

    Дорогой Николай Евгеньевич!
    Пользуясь возможностью предоставленной Психологической Газетой, поздравляю Вас с Днем Рождения.
    Ваш профессиональный путь - хороший пример для начинающего психолога.
    Примите мое искреннее уважение, АБ.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»