• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

17 — 20 июня
Москва

XI международная научно-практическая конференция «Танец поколений: 25 лет в России»

18 — 19 июня
Онлайн

I Международная научно-практическая конференция «Планета Психоанализа 2021: дети, подростки, общество, будущее»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
Веракса Николай Евгеньевич, р. 19.12.1946

Доктор психологических наук, профессор.

Научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО. Ректор Московской педагогической академии дошкольного образования. Декан психолого-педагогического факультета Российского государственного гуманитарного университета. Профессор кафедры психологии образования факультета педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель российской магистратуры факультета практической психологии Московской высшей школы социальных и экономических наук.

Инициатор основания и главный редактор журнала «Современное дошкольное образование. Теория и практика». Главный редактор журнала Early Childhood Education Today. Член редколлегий журналов: European Early Childhood Education Research Journal, «Вестник Московского городского педагогического университета», «Вестник Российского государственного университета. Серия „Психология“», «Северо-Восточный научный журнал».

Член Российского психологического общества, EECERA, ESRAD, ISSBD. Руководитель секции диалектической психологии развития РПО. Член Координационного Совета Московского отделения РПО.

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020).

Учился в МИФИ (1965—1967), МИХМ (1967—1968), в 1973 г. закончил факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

В 1977 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие временно-пространственных представлений у детей дошкольного возраста». В 1991 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Возникновение и развитие диалектического мышления у дошкольников».

1973-1980 гг. - научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР.

1980-1983 гг. - преподавал психологию преподавателям педагогического института в г.Сантьяго-де-Куба (Куба).

1990-2004 г. - сотрудник факультета дошкольной психологии МГПИ им. Ленина.

С 1997 г. - заведующий лабораторией психологии и педагогики способностей Института развития дошкольного образования РАО.

2004-2009 гг. - профессор, заведующий кафедрой социальной психологии развития Московского государственного психолого-педагогического университета.

C 2009 г. - научный руководитель Учебно-исследовательского Центра воспитания и образования детей младшего возраста (ЮНЕСКО, Департамент образования г. Москвы).

2011-2015 гг. - декан факультета психологии образования Российского государственного гуманитарного университета.

С 2016 года - научный руководитель научного направления «Когнитивное развитие» Института изучения детства, семьи и воспитания РАО.

Преподавал в МПГУ, МГПУ, МГППУ, РГГУ, а также выступает в университетах Великобритании, Кубы, Мексики, Малайзии, Польши, США, Чехии и других стран.

Создатель структурно-диалектической психологии В конце 1980-х годов сформулировал концепцию структурно-диалектической психологии. Основу концепции составляет структурно-диалектический метод анализа психических явлений. Использование структурно-диалектического метода позволило разработать систему диалектического обучения дошкольников, младших школьников и позиционного обучения студентов. Структурно-диалектический метод успешно применялся для методологического анализа социальной психологии развития и методологии психологии. Применение структурно-диалектического подхода позволило сформулировать концепцию развития детских способностей, а также разработать методы их диагностики и развития. Одним из приложений этого подхода стало создание технологии проектной деятельности, которая в настоящее время широко применяется в дошкольном образовании.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «От рождения до школы», которая в настоящее время является наиболее распространенной на территории России.

Научный руководитель дошкольной образовательной программы «Key to Learning», которая реализуется на территории Великобритании, Польши и других стран.

С 2011 года является председателем организационного комитета ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста».

В 2011 году разработал проект по созданию серии учебных пособий «Высшее профессиональное образование» (издательство «Мозаика-Синтез»).

Основные публикации: более 150 работ, в том числе

  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Социальная психология. Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. — М.: Академия, 2011.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Мониторинг достижения ребёнком планируемых результатов освоения программы. Подготовительная к школе группа. М.: Мозаика-Синтез, 2011.
  • От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Руководители авторского коллектива — Веракса Н. Е.. Комарова Т. С. — — М: Мозаика-Синтез, 2010.
  • Веракса Н. Е. Методологические основы психологии: Учебное пособие для студентов вузов. — М.: «Академия», 2008—240 с.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. История возрастной психологии: детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: «Академия», 2008. — 304 с.
  • Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждения. — М.: Мозаика-Синтез, 2008—112 с.
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление — Уфа: Вагант, 2006. — 212 с.
  • Веракса Н. Е. Понимаете ли вы своего ребёнка? Книга для родителей — М.: Дрофа, 2006 — 91 с.
  • Веракса Н. Е. Индивидуальные особенности познавательного развития детей дошкольного возраста / Под ред. О. М. Дьяченко. — М.: ПЕР СЭ, 2003—144 с.
  • Веракса Н. Е., Кондаков О. В., Кондакова Н. Н. Физика для маленьких. Пособие для воспитателей детских дошкольных учебных заведений, учителей начальной школы и любознательных родителей. — Елец: Издательство Елецкого государственного педагогического института, 1997. — 168 с.
  • Veraksa N., Diachenko O. The Gifted Children: The Possibilities of the Development of Cognitive Abilities of 3-7-year-old Children. — South Bank University. London. Special Publication, 1995.
  • Дьяченко О. М., Веракса Н. Е. Чего на свете не бывает? — М.: Знание, 1994—160 с.
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Ещё не поздно. М., Знание. 1991. — с.128
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление ребёнка и возможности его активизации// Вестник МГПУ. — 2010. — № 2. — С.46-53
  • Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество // Вопросы психологии, № 4, 1990, с. 5-14
  • Веракса Н. Е. К вопросу о способах регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии. 1996, № 3
  • Веракса Н. Е. Концепция школы диалектического обучения / Диалектическое обучение — М.: Эврика, 2005 — с. 161—174.
  • Веракса Н. Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены, 2000, № 1, с.81-107.
  • Веракса Н. Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии, 1994. № 3, с.122-129.
  • Веракса Н. Е. Научная психологическая школа «Структурно-диалектическая психология развития» на факультете социальной психологии МГППУ// Московская психологическая школа: История и современность/ Под общ. Ред. В. В. Рубцова. — М.: ПИ РАО, МГППУ, 2007.
  • Веракса Н. Е. Особенности единых временно-пространственных представлений у дошкольников // Вопросы психологии, № 1976, № 2
  • Веракса Н. Е. Особенности единых пространственно-временных представлений у дошкольников // Новые исследования в психологии, 1976, № 1
  • Веракса Н. Е. Особенности преобразования противоречивых проблемных ситуаций дошкольниками // Вопросы психологии, 1981, № 3, С. 123—127.
  • Веракса Н. Е. Предисловие к книге: Л. С. Выготский. Избранные психологические произведения. — М.: ЭКСМО-Пресс, Апрель Пресс, 2000, с. 5-12.
  • Веракса Н. Е. Развитие предпосылок диалектического мышления в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 1987, № 4, с. С-135-139.
  • Veraksa N. Development of cognitive capacities in preschool age// International Journal of Early Years Education. — 2011. — 1. — PP.79-88
  • Veraksa N.E. Pensamiento dialectico y creatividad // Eclecta. Revista de Psicologia General. — Vol.5, № 11. — 2007. — P.7-14.
  • Veraksa N.E. Structural approach to dialectic cognition / Psychology in Russia: State of Art. — Moscow: MSU, RPS. — P.227-239.
  • Веракса Н. Е., Булычева А. И. Развитие умственной одаренности в дошкольном возрасте // Вопросы психологии, 2003, № 6 с.17-31.
  • Веракса Н. Е., Варенцова Н. С.О раннем обучении и развитии детей // Психологическая наука и образование, 2005, № 2
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Способы регуляции поведения у детей дошкольного возраста // Вопросы психологии, 1996, № 3, с.14-27.
  • Веракса Н. Е., Дьяченко О. М. Элементы «карнавальной культуры» в развитии ребёнка-дошкольника // Вопросы психологии, 1994, № 2, с.77-87.
  • Esteban, Dolya & Veraksa Key to Learning. A neo-vygotskian program for children aged 3-7// Revista de Psicologia y Educacion. — 2011. — Volume 11. — № 2.
  • Veraksa N., van Oers B. Early childhood education from a Russian perspective// International Journal of Early Years Education. — 2011. — 1. — PP.5-18.

Награды:

  • Почетная грамота Правительства Москвы (2005)
  • Почетная грамота Департамента образования г. Москвы (2008)

Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»

Поздравления с днём рождения

Дорогой Николай Евгеньевич!
Пользуясь возможностью предоставленной Психологической Газетой, поздравляю Вас с Днем Рождения.
Ваш профессиональный путь - хороший пример для начинающего психолога.
Примите мое искреннее уважение, АБ.

19.12.201715:39:55


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
13 июня 2021 , воскресенье

В этот день

Сергей Сергеевич Степанов празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Сергеевна Якиманская празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Викторовна Крылова празднует день рождения! Поздравить!

Екатерина Евгеньевна Ущенко празднует день рождения! Поздравить!

166 лет назад родился(ась) Лев Михайлович Лопатин.

97 лет назад родился(ась) Галина Михайловна Андреева.

Скоро

17 — 20 июня
Москва

XI международная научно-практическая конференция «Танец поколений: 25 лет в России»

18 — 19 июня
Онлайн

I Международная научно-практическая конференция «Планета Психоанализа 2021: дети, подростки, общество, будущее»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь
13 июня 2021 , воскресенье

В этот день

Сергей Сергеевич Степанов празднует день рождения! Поздравить!

Ирина Сергеевна Якиманская празднует день рождения! Поздравить!

Наталья Викторовна Крылова празднует день рождения! Поздравить!

Екатерина Евгеньевна Ущенко празднует день рождения! Поздравить!

166 лет назад родился(ась) Лев Михайлович Лопатин.

97 лет назад родился(ась) Галина Михайловна Андреева.

Скоро

17 — 20 июня
Москва

XI международная научно-практическая конференция «Танец поколений: 25 лет в России»

18 — 19 июня
Онлайн

I Международная научно-практическая конференция «Планета Психоанализа 2021: дети, подростки, общество, будущее»

1 — 3 июля
Москва

Всероссийская конференция «История отечественной и мировой психологической мысли: знать прошлое, анализировать настоящее, прогнозировать будущее»

2 — 4 июля
Владивосток

X Международная научно-практическая конференция «Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности»

19 — 22 октября
Санкт-Петербург

Международная конференция «Ананьевские чтения – 2021. 55 лет факультету психологии СПбГУ: эстафета поколений»

15 — 17 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психология творчества и одаренности»

18 — 19 ноября
Гомель, Республика Беларусь

Международная научная конференция «Л.С. Выготский и современная культурно-историческая психология: проблемы развития личности в изменчивом мире»

25 — 26 ноября
Москва

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Диагностика в медицинской (клинической) психологии: традиции и перспективы» (к 110-летию Сусанны Яковлевны Рубинштейн)

3 — 4 декабря
Москва (очно и онлайн)

Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Психологическая служба университета: опыт пандемии»

Весь календарь