16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Сергей Борисович Малых

Сергей Борисович Малых

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Почетный работник общего образования РФ.

Заведующий лабораторией возрастной психогенетики Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований (ранее - ПИ РАО), соруководитель Российско-Британской лаборатории психогенетики, International Research Associate and Consultant of Inlab Department of Psychology Goldsmiths, University of London, главный научный сотрудник лаборатории когнитивных исследований и психогенетики Национального исследовательского Томского государственного университета, international affiliate International Institute of School Psychology (USA) с 2013 г. Главный внештатный педагог-психолог Центрального федерального округа.

В 2013 г. С.Б. Малых избран членом экзаменационной комиссии по присуждению степени доктора философии (PhD) факультета психологии Goldsmiths, University of London и King's College London. Заместитель председателя экспертного совета ВАК по педагогике и психологии Минобрнауки РФ. Заместитель председателя специализированного Ученого совета Психологического института РАО по защите докторских диссертаций. Член федерального УМО в системе высшего образования по укрупненным группам специальностей и направлений подготовки 37.00.00 Психологические науки.

Член Президиума Российского психологического общества, член Президиума Федерации психологов образования России, член комитета по науке Европейской федерации психологических ассоциаций.

Член международного редакционного совета журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология», член редсовета «Сибирского психологического журнала».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2016-2020Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2004-2023).

В 1979 г. окончил отделение психологии Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского, в 1985 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, в 1989 г. - программу подготовки по методологии близнецовых исследований в Katholieke Universiteit Leuven (Бельгия), в 1991 г. - программу подготовки по методологии генетических исследований NATO Advanced Study Institute и  Katholieke Universiteit Leuven.

В 1986 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Индивидуальные особенности потенциалов мозга, связанных с движением, и роль генотипа в их формировании», в 2000 г. – докторскую диссертацию на тему «Генетические основы индивидуально-психологических различий: развитие и структура психологических и психофизиологических признаков».

Научные интересы: общая и дифференциальная психология, психогенетика, психофизиология, психодиагностика.

Научно-исследовательские и научно-организационные проекты С.Б. Малыха поддержаны отечественными и зарубежными фондами и организациями: Министерством образования и науки РФ, Российским фондом фундаментальных исследований, Российским гуманитарным фондом, Министерством здравоохранения Бельгии, Европейским научным фондом, Международным научным фондом, Германским исследовательским фондом, Королевским обществом Великобритании и др. Возглавляемая им научная школа была поддержана грантом Президента РФ по государственной поддержке ведущих научных школ (НШ-5774.2008.6.). С целью развития ведущей научной школы в 2009 году на базе лаборатории создан научно-образовательный центр «Психогенетика», основной задачей которого стала интеграция исследований по психогенетике в международную исследовательскую сеть. Деятельность НОЦ была поддержана Министерством образования и науки РФ (госконтракт № 02.740.11.0376 и соглашение № 8013).

Исследования С.Б. Малыха и возглавляемых им лабораторий посвящены анализу взаимодействия двух основных факторов – генетики и среды, – лежащего в основе многообразия поведения человека. В фокусе его интересов находится широкий круг поведенческих фенотипов – ЭЭГ, вызванные потенциалы мозга, сенсомоторные реакции, темперамент, эмоциональные и поведенческие особенности, личностные характеристики и т.д., но особое место занимает исследование познавательной сферы человека. Сотрудниками возглавляемой им лаборатории проведены масштабные исследования индивидуально-психологических характеристик у детей школьного возраста. В последние годы складывается новое научное направление – психогенетика образования, посвященное изучению природы индивидуальных различий в способностях к обучению.

В настоящее время совместно с Институтом биохимии и генетики РАН (г. Уфа), Университетом Лестера (г. Лестер, Великобритания), Голдсмитс колледжем и Кингс колледжем Университета Лондона (Великобритания) проводятся исследования молекулярно-генетических основ таких психологических признаков, как эмоциональные и поведенческие особенности, темперамент, когнитивные и личностные характеристики человека.

Кросс-культурные исследования индивидуальных различий – еще одно новое направление, в рамках которого совместно с коллегами из Великобритании, США, Канады, Китая, Израиля и Киргизии, (Голдсмитс колледж Университета Лондона, Университет Огайо, Университет Шербрук, Пекинский университет, университет Хайфы, Киргизско-Российский Славянский Университет,) изучается влияние культурного контекста на формирование разнообразия когнитивных способностей (в том числе и на соотношение генетических и средовых факторов в их развитии).

Результаты исследований были представлены на многих российских и международных конференциях. С.Б. Малых является организатором целого ряда международных и общероссийских научных форумов. Так, только за последние годы им были организованы симпозиумы на крупнейших психологических конференциях и конгрессах: XI Европейский психологический конгресс (Осло, Норвегия, 2009); Международный симпозиум по кросс-культурным психогенетическим исследованиям (Москва, 2011); 12-я ежегодная конференция Международного общества по изучению интеллекта (Лимасол, Кипр, 2011); V Съезд Российского психологического общества (Москва, 2012); 30-й Международный психологический конгресс (Кейптаун, Южная Африка, 2012 ), 13-й Европейский психологический конгресс (Стокгольм, Швеция, 2013), (Мельбурн, Австралия, 2013) и др.

Под его руководством и при консультировании защищено 17 кандидатских и 1 докторская диссертация.

Автор более 250 научных работ, в том числе монографий, учебников и учебных пособий, статей в ведущих международных журналах: Psychological Science, Developmental Science, Personality and Individual Differences; Psychophysiology; Twin Research and Human Genetics; Progress in Neuro-Psychopharmacology and Biological Psychiatry; Psychiatric Genetics; School Psychology International и др. Он является главным редактором журнала «Теоретическая и экспериментальная психология» (Москва), членом редакционного совета журналов – The KEDI Journal of Educational Policy (Сеул), «Вестник практической психологии образования» (Москва), «Вестник Южно-Уральского университета. Серия Психология» (Челябинск).

Основные публикации:

  • Психологическое сопровождение пандемии COVID-19 / С.Б. Малых и др. М.: Издательство Московского университета, 2021. 596 с.
  • Когнитивные основы индивидуальных различий в успешности обучения: монография / Т.Н. Тихомирова, С.Б. Малых. СПб: Нестор-История, 2017. 311 с.
  • Геномика поведения: детское развитие и образование / под ред. С.Б. Малых и др. Томск: Томский гос. ун-т, 2016. 441 с.
  • Преемственность психологической науки в России: традиции и инновации: сборник материалов Международной научно-практической конференции, посвященной 215-летию Герценовского университета / науч. ред. С.Б. Малых и др. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2012. 475 с.
  • Актуальные проблемы психологии активности личности: материалы III Всероссийской (заочной) научно-практической конференции с международным участием, Краснодар, 25 февраля 2010 г. / отв. ред. С. Б. Малых и др. Краснодар: Кубанский гос. ун-т, 2010. 199 с.
  • Психогенетика: учебник / С.Б. Малых, М.С. Егорова, Т.А. Мешкова. М.: Питер, 2008.
  • Я или МЫ. Как растить близнецов / С.Б. Малых, А.Ю. Сибурина. М.: Генезис, 2008. 510 с.
  • Психологические центры: организация, содержание деятельности, документация / под ред. С.Б. Малых. М.: Генезис, 2007. 243 с.
  • Психогенетика: теория, методология, эксперимент / С.Б. Малых. М.: Эпидавр, 2004. 414 с.
  • Нейронные сети в задачах прогнозирования, диагностики и анализа данных: учебное пособие / Л.С. Куравский, С.Н. Баранов, С.Б. Малых. М.: РУСАВИА, 2003. 99 с.

Награжден медалью К.Д. Ушинского, нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации», медалями «В память 850-летия Москвы», «За укрепление боевого содружества», почетной грамотой Российской академии образования (за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки), медалью имени Л.С. Выготского Российской академии образования (за значительный вклад в развитие психологии).

Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Наталья Владимировна Зверева

    С днем рождения, Сергей Борисович! Успехов Вашим начинаниям и проектам, здоровья и благополучия!

  • Рашад Анварович Ахмеров

    Сергей Борисович! У меня остались самые добрые впечатления от "небольшого" нашего сотрудничества. Здоровья, благополучия!

  • Любовь Сергеевна Новикова

    С днем рождения! Благополучия Вам и Вашим близким, успехов в работе, здоровья, добра!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»