16+
Выходит с 1995 года
5 марта 2024

Кто есть кто

Карина Марленовна Гайдар

Карина Марленовна Гайдар

Воронеж

Доктор психологических наук, доцент.

Заведующая кафедрой общей и социальной психологии, заместитель декана по учебной работе факультета философии и психологии Воронежского государственного университета.

Член Российского психологического общества.

В 1984 г. окончила Ростовский государственный университет по специальности «Психология».

В 1994 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Динамика субъектного развития студенческой группы в период обучения», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Социальная психология жизнедеятельности группового субъекта: на материале исследования молодежных учебных групп».

С 1986 г. работает в Воронежском государственном университете: старший лаборант лаборатории организации учебного процесса, преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры педагогики и психологии, доцент кафедры психологии (с 2004 г. кафедра общей и социальной психологии) факультета философии и психологии, с 1999 г. - заместитель декана по учебной работе факультета философии и психологии, с 2005 г. - заведующая кафедрой общей и социальной психологии.

Область научных интересов:

  • социальная психология
  • социальная психология малых групп
  • психология группового субъекта
  • психология образования
  • психология высшей школы
  • психодиагностика
  • психологическая служба

Гранты:

  • Грант Министерства образования Российской Федерации № ГОО–2.1.–140 по теме: «Психолого-педагогические проблемы готовности детей к обучению в школе», 2001–2002 гг. – совместно с Н.И. Вьюновой (ВГУ) и Л.В. Темновой (МОСУ)
  • Международный научно-исследовательский проект «Исследование русского характера и личности» Тартуского университета (грант Эстонского Научного Фонда – соисполнитель

Читает курсы:

  • Общая психология (введение в психологию)
  • Психодиагностика
  • Практикум по психодиагностике
  • Частная психодиагностика
  • Психология группы
  • Психология воинского коллектива
  • Компьютерная психодиагностика
  • Проективная психодиагностика
  • Психология группового субъекта
  • Психология высшей школы
  • Психологические проблемы высшего образования

Основные публикации: более 330, в том числе

  • Трансформация профессионального образования в контексте вызовов XXI века / В.В. Сериков, А.С. Фетисов, Э.П. Комарова, К.М. Гайдар. Воронеж: Научная книга, 2023. 212 с.
  • Индивидуальность группы как предпосылка индивидуальной траектории ее развития / К.М. Гайдар // Траектория развития субъектов образовательного процесса: Материалы Международной научно-практической конференции, Воронеж, 16 февраля 2023 года. Воронеж: ИСТОКИ, 2023. С. 16-22.
  • Почему студенческая молодежь в современной России низко ценит высшее образование? / Винокурова Н.А., Гудович И.С., Гайдар К.М. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2022. №1. С. 28–33.
  • Изменения в синдроме профессионального выгорания преподавателей вуза в условиях вынужденного дистанционного обучения / К.М. Гайдар, О.П. Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Сер.: Проблемы высшего образования. 2021. №2. С. 24-29.
  • Университетская наука и образование в контексте искусственного интеллекта / Д.А. Ендовицкий, К.М. Гайдар // Высшее образование в России. 2021. №6. С. 121-131.
  • Group reliability of the nuclear power plant operational shift: conceptual understanding / V.V. Tolstikov, K.М. Gaidar, E.F. Borokhovski // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. №1. С. 121-134.
  • Оценка и мониторинг эффективности вузов: региональный опыт / Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов, К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. №2. С. 5-10.
  • Особенности восприятия студентами собственной субъектности в условиях реальных учебных и виртуальных групп / А.А. Пылаев, К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2020. №2. С. 87-91.
  • Современное состояние автономии российских университетов (взгляд со стороны ректорского корпуса) / Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов, К.М. Гайдар // Высшее образование в России. 2020. №11. С. 21-32.
  • Blended Learning Technology as a Means of Forming a Professional-Personal Position of a Bachelor Psychologist / E. Komarova, K. Gaidar, O. Poluhina, E. Mescheryakova // VI International Forum on Teacher Education, Kazan Federal University, Russia. May 27 – June 9, 2020 / еds. by I. Gafurov, R. Valeeva // ARPHA Proceedings. 2020. №3. P. 1149-1160.
  • Стресс инноваций в образовании / М.Р. Арпентьева, К.М. Гайдар, Л.А. Кунаковская // Профессиональное образование в современном мире. 2020. Т. 10. №4. С. 4331-4346.
  • Возможности качественных методов диагностики в исследовании групповой субъектности семьи / Я.А. Пашкова, К.М. Гайдар // Южно-российский журнал социальных наук. 2020. Т. 21. №4. С. 134-154.
  • Эволюция принципа детерминизма в социальной психологии / К.М. Гайдар, Э.В. Смирнова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2019. № 1 (31). С. 3-13.
  • Коммуникативная компетентность и виды прокрастинации у педагогов / К.М. Гайдар, О.П. Малютина // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2019. №2. С. 15-19.
  • В.А. Садовничий об университетских традициях, современном опыте вузов и поиске ответов на вызовы времени / К.М. Гайдар, Е.Е. Чупандина, В.С. Листенгартен // Ректорские горизонты : к юбилею академика В.А. Садовничего. Воронеж: Изд. дом ВГУ, 2019. С. 17-25.
  • Истоки психологии группового субъекта в работах Г.Г. Шпета / К.М. Гайдар // Историческая преемственность в отечественной психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, Е.В. Харитонова, Е.Н. Холондович. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2019. С. 165-170.
  • Качество высшего образования: психологическая составляющая / К.М. Гайдар // Антропоцентрические науки в образовании: коллективная монография по материалам Х Международной научно-практической конференции 20 ноября 2019 года (Россия, Китай). Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2019. С. 187-193.
  • Особенности профессионального развития студента в современных условиях / К.М. Гайдар // Система высшего профессионального образования : актуальные проблемы и пути их решения. Монография / под ред. И.Ф. Бережной. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2018. С. 164-169.
  • Social Adaptation And A Person's Ego-Identity / Tashcheva A.I., Gaidar K.М., Berezhnaya I.F., Kalinina N.V., Sidyacheva N.V., Mikhaylova I.V. // Modern Journal of Language Teaching Methods. 2018. Т. 8. №1. Р. 188-194.
  • Organization of the Training Process Based on Modular and Rating Technology at Higher Educational Institution / Yu.A. Bubnov, K.M. Gaidar, V.A. Fedorov, I.F. Berezhnaya, O.V. Galustyan // Espacios. 2018. Vol. 39(25). P. 25.
  • Актуальные проблемы воспитания молодежи в современной России / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2017. №2. С. 5-11.
  • Влияние уверенности вузовского лидера на эффективность деятельности университета / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Высшее образование в России. 2017. №11. С. 79-88.
  • Specific Features of Social Groups of Teenagers With Deviant Orientation / Gridneva S.V., Gaidar K.M., Berezhnaya I.F., Makushina O.P., Kochetkov I.G. // Eurasian Journal of Analytical Chemistry. 2017. T. 12.№ 5b. P. 741-752.
  • Субъектный подход к личности и группе – основа психолого-педагогической работы со студентами / К.М. Гайдар // Концепция субъектно-объектного преобразования личности в созидании новых творческих реальностей: монография / под ред. С.М. Годника. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2017. С. 53-62.
  • Гайдар К.М. Базовые характеристики группового субъекта: философско-психологический анализ / К.М. Гайдар, В.Э. Третьякова // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Философия». 2017. № 4 (26). С. 3-11.
  • Особенности профессионального самоопределения работающих специалистов и выпускников бакалавриата, повторно выбирающих профессию / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2016. №4. С. 28-32.
  • Основные вехи становления субъектного подхода к группе в российской социальной психологии: предпосылки, история, современное состояние / К.М. Гайдар, В.Э. Третьякова // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. 2016. №6. С. 42-57.
  • Субъектный подход к личности и группе как основа психолого-педагогической работы со студентами вуза / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Проблемы высшего образования». 2015. № 2 (16). С. 108-112.
  • Увеличение объема документооборота как фактор снижения экономической эффективности вуза / К.М. Гайдар, Д.А. Ендовицкий, Ю.А. Бубнов // Высшее образование в России. 2014. №11. С. 17-24.
  • Субъектная концепция малой группы: преемственные связи с классическими отечественными теориями малой группы, новизна и эвристический потенциал / К.М. Гайдар // Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета. 2014. № 4 (32).
  • Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография / К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2013. 396 с.
  • Развитие субъектности учебной группы в совместной деятельности : экспериментальный подход / К.М. Гайдар // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». 2012. №3. С. 151-154.
  • Процессы функционирования и развития учебной группы как субъекта / К.М. Гайдар // Перспективы науки. 2012. № 6 (33). С. 15-19.
  • Актуальные проблемы психологической диагностики группового субъекта / К.М. Гайдар // Глобальный научный потенциал. 2012. № 7 (16). С. 16-18.
  • Размышления о психологии коллектива и группового субъекта (перечитывая наследие А.С. Макаренко) / К.М. Гайдар // Человек. Сообщество. Управление. Научно-информационный журнал. 2012. №3. С. 89-100.
  • Научно-исследовательская работа студентов по специальности и направлению «Психология»: Учебно-методическое пособие для вузов / науч. ред. К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во ИПЦ ВГУ, 2011. 64 с.
  • Развитие идентичности студенческой группы как ее субъектный потенциал и как психологический ресурс в подготовке специалистов к профессиональной деятельности / К.М. Гайдар // Вестник Воронежского государственного университета. Сер. «Проблемы высшего образования». 2011. №1. С. 14-19.
  • Общая характеристика жизнедеятельности группового субъекта / К.М. Гайдар // Малая группа как объект и субъект психологического влияния. Материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием), г. Курск, 21–22 октября 2011 года. Курск: Курск. гос. ун-т, 2011. Ч. 1. С. 35-43.
  • Самооценка группового субъекта / К.М. Гайдар // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Философия. Психология. Педагогика». 2011. Т. 11. Вып. 4. С. 64-68.
  • Общепсихологический практикум. Исследовательские процедуры: Учебное пособие для вузов / К.М. Гайдар, С.Э. Кокотек, М.В. Петрушина. Воронеж: Изд-во ИПЦ ВГУ, 2010. 183 с.
  • Конструирование национального характера: свойства личности, приписываемые типичному русскому / Алик Ю., Мыттус Р., Реало А., Трифонова А., Гайдар К. и др. // Культурно-историческая психология. 2009. №1. С. 2-17.
  • Проблема развития группового субъекта / К.М. Гайдар // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5. №3. С. 9-24.
  • Проблема качества профессиональной деятельности психолога образования в современных условиях / К.М. Гайдар // Психология – XXI век. Профессиональная деятельность психолога: актуальные вопросы качества и профессионализма : межвуз. сб. науч. тр. / науч. ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2008. С. 42-49.
  • Развитие группового субъекта: вопросы теории и методики изучения / Гайдар К.М. // Вестник Воронежского государственного университета. Серия Гуманитарные науки. 2007. №2. С. 45-62.
  • О диагностике психологии группового субъекта: время пришло / К.М. Гайдар // Психолог в современном обществе: от образования к профессиональной деятельности: коллективная монография / под ред. К.М. Гайдар. Воронеж: ВГУ, 2007. С. 382-402.
  • Субъектный подход к психологии малых групп: история и современное состояние: монография / К.М. Гайдар. Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2006. 160 с.
  • Студенческий психологический клуб как модель психологической службы в вузе / А.С. Чернышев, К.М. Гайдар, С.Г. Елизаров // Психология в вузе. 2006. №1. С. 85-97.
  • Психологическая готовность ребенка к обучению в школе / Н.И. Вьюнова, К.М. Гайдар, Л.В. Темнова. М.: Академ. проект, 2003. 253 с.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации (2008)
  • Диплом в номинации «Лучшее научное издание по психологическим наукам» за книгу «Социально-психологическая концепция группового субъекта» (2013) Международного отраслевого конкурса изданий для высших учебных заведений «Университетская книга: социально-гуманитарные науки-2014» (2014)
  • Почетное звание «Почетный работник сферы образования Российской Федерации» (2017)
  • Благодарность за активное участие в организации и проведении Всероссийских соревнований «Человеческий фактор» в 2018 году (2018)
  • Грамота командующего 6 армией ВВС и ПВО за оказанную помощь в организации и проведении учебно-методических сборов со специалистами психологической работы 6 армии ВВС и ПВО (2018)
  • Благодарность губернатора Воронежской области за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, высокий профессионализм, личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с празднованием 100-летия со дня основания университета (2018)
  • Диплом за 2-е место по итогам научной сессии 2018 года, посвященной 100-летию Воронежского государственного университета (2018)
  • Диплом за 2-е место по итогам научной сессии 2022 года (2022)
  • Почетная грамота Воронежской областной Думы за многолетнюю плодотворную научно-педагогическую деятельность, личный вклад в подготовку высококвалифицированных специалистов и в связи с 100-летием со дня образования кафедры педагогики и педагогической психологии факультета философии и психологии (2022)
Поздравления с днём рождения
  • Сергей Васильевич Сарычев

    С днем рождения, дорогая Карина Марленовна! От имени курских коллег желаем здоровья Вам и творческих достижений! Желаем также руководимому Вами коллективу развиваться как коллективному субъекту научно-педагогического творчества!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»