18+
Выходит с 1995 года
3 декабря 2024

Кто есть кто

Варвара Ильинична Моросанова

Варвара Ильинична Моросанова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Почётный работник науки и техники Российской Федерации.

Заведующая лабораторией психологии саморегуляции Психологического института РАО. Возглавляет отечественную научную школу психологии саморегуляции.

Руководитель секции «Психология саморегуляции» Российского психологического общества. Член Международного общества по исследованию индивидуальных различий (ISSID).

Член экспертных советов по педагогике и психологии ВАК РФ, эксперт РФФИ и РНФ. Главный редактор журнала «Теоретическая и экспериментальная психология», член научной редколлегии журналов «Спортивный психолог» и «Экспериментальная психология».

В 1971 г. окончила факультет психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, в 1975 г. - аспирантуру Психологического института РАО.

В 1975 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Образ динамического объекта и его оперативность», в 1995 г. - докторскую диссертацию на тему «Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека».

С 1971 г. работает в Психологическом институте РАО, с 2000 г. заведует лабораторией.

В течение 10 лет, до 1991 г., принимала практическое участие в психологической подготовке спортсменов высшей квалификации в качестве психолога сборной команды СССР по пулевой стрельбе.

В 1991-2001 гг. преподавала психологию и психологические дисциплины в Московском педагогическом государственном университете.

В 2002-2016 гг. — профессор Московского государственного психолого-педагогического университета.

Принимает участие в экспертизе и обсуждении исследовательских проектов школьников в образовательном центре «Сириус». Постоянный эксперт и член жюри ежегодного конкурса проектно-исследовательских проектов школьников в рамках Всероссийской научно-социальной программы для молодежи и школьников «Шаг в будущее».

Участвует в политических проектах различного уровня.

Сфера научных интересов: общая психология, психология саморегуляции, психология личности, дифференциальная психология, психология саморегуляции, психология труда, психология образования.

В 1990-х гг. В.И. Моросановой создана оригинальная концепция индивидуального стиля саморегуляции произвольной активности, развивающая субъектно-деятельностный подход и обобщающая результаты ее исследований трудовой, учебной, спортивной и политической деятельности человека. Развиты представления о стилевых особенностях осознанной саморегуляции произвольной активности человека и о регуляторно-личностых ее свойствах. Обосновано как теоретически, так и эмпирически, что инструментальная сторона личности человека, его темперамент и акцентуации характера, может быть описана структурой регуляторных профилей саморегуляции, а общий уровень развития саморегуляции зависит от субъектной активности человека и вносит значимых вклад в эффективность достижения учебных и профессиональных целей. Были созданы первые версии многошкальных опросников для диагностики индивидуальных профилей саморегуляции, получивших широкую известность и широкое применение в отечественной психологической науке.

В 2000-х гг. предложена когнитивно-личностная модель саморегуляции и разработана методология дифференциального подхода к исследованию психической саморегуляции человека. Новая модель развивает нормативную модель саморегуляции О.А. Конопкитна Она была эмпирически верифицирована в многочисленных исследованиях учеников и последователей В.И. Моросановой. Было обосновано, что развитие осознанной саморегуляции во многом определяет индивидуальные возможности в овладении темпераментом и воспитании характера, служит основой повышения регулирующей роли самосознания. Созданные В.И. Моросановой и ее учениками регуляторно-личностные типологии обучающихся расширяют практические возможности в проектировании индивидуальных стилей учебной и профессиональной подготовки. Высокую научную и практическую значимость для образования имеют данные о том, что развитие осознаной саморегуляции вносит заметный вклад в академическую успешность учащегося при условии позитивного отношения к учению.

В 2010-2021 гг. В.И. Моросановой сформулированы основные принципы предложенного и активно разрабатываемого ею в настоящее время ресурсного подхода к осознанной саморегуляции как управляющем уровне системы психической саморегуляции, которая включает субсистемы универсальных и специальных регуляторных компетенций человека, позволяющих осознанно и самостоятельно выдвигать цели и управлять их достижением. Был сделан важный в методологическом отношении вывод о том, что эти субсистемы, в свою очередь, взаимосвязаны с субсистемами когнитивных, личностных и психофизиологических резервов, интегрируя и опосредствуя их влияние на самоорганизацию поведения человека. В этом смысле, осознанная саморегуляция является метаресурсом, от ее зависят не только продуктивные аспекты достижение любой цели, но и разрешение самых разнообразных проблем жизнедеятельности, таких как поддержание психологического благополучия, преодоление угроз психологической безопасности, субъектное развитие, цифровая социализация, личностное и профессиональное самоопределение и др. В многочисленных эмпирических исследованиях, выполненных под руководством В.И. Моросановой, было показано, что регуляторные ресурсы являются механизмом координации, а также средством медиации, модерации и накопления всей палитры индивидуальных психологических ресурсов для осознанного решения многообразных задач жизнедеятельности человека.

Результаты исследований регулярно представляются на российских и международных конференциях, симпозиумах, съездах и конгрессах (Международном психологическом конгрессе (International Congress of Psychology (ICP): Берлин, 2008; Кейптаун, 2012; Йокогама, 2016); Европейском психологическом конгрессе (ECP): Гранада, 2005; Стамбул, 2011; Москва, 2019); конференциях Международного общества по изучению индивидуальных различий (ISSID: Лондон, 2011; Барселона, 2013; Варшава, 2017); международных конференциях по психологии личности (ECP: Афины, 2006; Тарту, 2008; Брно, 2010; Лозанна, 2014); конференциях Международного общества по исследованию интеллекта (ISIR): Лимассол, 2011; Мельбурн, 2013; Санкт-Петербург, 2018) и др.

С 2003 г. выступает организатором работы симпозиумов и научных конференций, секций и круглых столов по тематике психологии саморегуляции.

Под руководством В.И. Моросановой успешно защищено 15 кандидатских диссертаций, находятся в процессе подготовки 3 докторские диссертации.

Основные публикации: более 300 научных работ, в том числе 8 монографий, 6 учебно-методических пособий, 59 статей WoS и Scopus

  • Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека. М., 1998, 2001. 192 с.
  • Опросник «Стиль саморегуляции поведения» (ССПМ): Руководство. М.: Когито-Центр, 2004. 41 с.
  • Самосознание и саморегуляция поведения / В.И. Моросанова, Е.А. Аронова. М.: Институт психологии РАН, 2007. 253 с.
  • Субъект и личность в психологии саморегуляции: Сборник научных трудов / Под ред. В. И. Моросановой. М.: ПИ РАО; Ставрополь: СевКавГТУ, 2007. 430с.
  • Саморегуляция и индивидуальность человека. М.: Наука, 2010, 2012. 519 с.
  • Психология саморегуляции в XXI веке / Отв. ред. В.И. Моросанова. СПб - М.: Нестор-История, 2011. 468 с.
  • Регуляторные и личностные основы принятия решений / В.И. Моросанова, Т.А. Индина. М. - СПб: Нестор-История, 2011. 280 с.
  • Психология саморегуляции: учебное пособие. М.: МГППУ; СПб: Нестор-История, 2012. 277 с.
  • Диагностика саморегуляции человека / В.И. Моросанова, И.Н. Бондаренко. М.: Когито-Центр, 2015. 304 с.
  • Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы IV Международной научно-практической конференции, 08-10 октября 2015 г. / ред. В.И. Моросанова и др. М.: ТЭСЭРА; Кисловодск: СКФУ, 2015.
  • Осознанная саморегуляция и отношение к учению в достижении учебных целей / В.И. Моросанова, Т.Г. Фомина, И.Ю. Цыганов. М.-СПб: Нестор-История, 2017. 380 с.
  • Личностный ресурс субъекта труда в изменяющейся России: материалы V Международной научно-практической конференции, 5-7 октября 2018 г. / ред. В.И. Моросанова и др. Иваново: Научный мир, 2018.
  • Осознанная саморегуляция в управлении агрессией / Т.Н. Банщикова, Е.А. Фомина, В.А. Соломонов, В.И. Моросанова. М. - СПб: Нестор-История, 2018. 294 с.
  • Психология саморегуляции: эволюция подходов и вызовы времени / Под ред. Ю.П. Зинченко, В.И. Моросановой. М. - СПб: Нестор-История, 2020. 650 с.
  • Личностные аспекты саморегуляции произвольной активности человека // Психологический журнал. 2002. №6. С. 5-17.
  • Extraversion and neuroticism: the typical profiles of self-regulation // European Psychologist. 2003. №4. Р. 279-288.
  • Развитие теории осознанной саморегуляции: дифференциальный подход // Вопросы психологии. 2011. №3. С.132–144.
  • Дифференциальный подход к психической саморегуляции и его применение к исследованию действий профессионала // Психологический журнал. 2012. Том 33. №3. С. 98–111.
  • Осознанная саморегуляция человека как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Теоретическая и экспериментальная психология. 2014. №4. С. 16-38.
  • Общая способность к саморегуляции: операционализация феномена и экспериментальный подход к диагностике ее развития // Вопросы психологии. 2016. №2. С. 109-123.
  • Осознанная саморегуляция как психологический ресурс достижения учебных и профессиональных целей // Педагогика. 2016. №10. С. 13-24.
  • Cognitive and regulatory characteristics and mathematical performance in high school students // Personality and Individual Differences . 2016. Pp. 177-186/
  • Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии: результаты и перспективы развития / Отв. ред. А.Л. Журавлёв, В.А. Кольцова. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2017. С. 449-458.
  • Regulatory and personality predictors of the reliability of professional actions // Psychology in Russia: State of the Art. 2017. 10(4). P. 195-208.
  • The relationship between executive functions and language competences in middle school children Psychology in Russia: State of the Art. 2018. 12(1). P. 104-117.
  • От чего зависит надежность действий учащихся на экзамене // Вопросы психологии. 2019. №1. С. 65-78.
  • Осознанная саморегуляция учебной деятельности как ресурс субъективного благополучия школьников при изменении условий обучения // Вопросы психологии. 2019. №3. С. 62-74.
  • Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24. №4. С. 5-21.
  • Осознанная саморегуляция как ресурс успешности по русскому языку у школьников с различным уровнем интеллекта // Экспериментальная психология. 2020. Т. 13. №1. С. 63-78.
  • Надежность осознаной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2020. №1. C. 77-95.
  • Опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения – ССПМ 2020» // Вопросы психологии. 2020. №4. С. 155-167.
  • Conscious Self-Regulation and Self-organization of Life during the COVID-19 Pandemic // Psychology in Russia: State of the Art. 2020. 13(04). P. 168-182.
  • Психологические последствия и ресурсы адаптации в период пандемии COVID-19 // Международная жизнь. 2021. №3. С. 118-124.
  • Осознанная саморегуляция как метаресурс достижения целей и разрешения проблем жизнедеятельности // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2021. №1. C. 4-37.
  • Динамика школьной вовлеченности и ее взаимосвязь с развитием осознанной саморегуляции у подростков / Фомина Т.Г., Потанина А.М., Бондаренко И.Н., Моросанова В.И. // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. №4. С. 167–180.
  • Осознанная саморегуляция, школьная вовлеченность и академическая успешность подростков: дифференциально-психологический аспект / Т.Г. Фомина, И.Н. Бондаренко, В.И. Моросанова // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. 2023. Том 20. №3. С. 560-577.

Награды:

  • почетная грамота Министерства образования Российской Федерации «За существенный вклад в развитие психологической науки и в связи с 90-летием со дня основания Психологического института» (2004)
  • медаль им. Г.И. Челпанова ПИ РАО (2004)
  • Почетная грамота РАО «За многолетнюю высококвалифицированную научную деятельность в области психологии и в связи со 100-летием ФГНУ «Психологический институт» РАО» (2012)
  • Диплом Российского психологического общества за лучшую монографию по психологии (2012)
  • Почетная грамота РГНФ «За большой личный вклад в развитие гуманитарных наук» (2016)
  • Медаль им. Л.С. Выготского РАО (2018)
  • Медаль им В.В. Давыдова РАО (2020)
  • почетная грамота Российской академии образования за многолетний добросовестный, плодотворный труд в системе образования и науки (2022)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Упоминания в проектах Национального конкурса «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Татьяна Николаевна Лобанова

    Уважаемая Варвара Ильинична!
    Присоединяюсь к многочисленным поздравлениям с Вашим Днем рождения!
    Восхищаюсь такими сильными и энергичными женщинами, как Вы, и беру с Вас пример.
    Вот бы побольше таких Личностей в нашем государстве, может быть у нас было бы не только продвижение в саморегуляции и самоэффективности, но и в самоуправлении?
    С глубоким уважением, Татьяна Николаевна Лобанова, к.п.н., докторант кафедры социальной психологии МГУ им. М.В.Ломоносова

  • Валерий Михайлович Ганузин

    Уважаемая Варвара Ильинична!
    Поздравляю Вас с Днем рождения! Счастья Вам, здоровья, домашнего тепла. Пусть в этот день будет много цветов и поздравлений от родных и коллег.
    С уважением, Валерий Михайлович

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»