16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Джафар Михайлович Маллаев

Джафар Михайлович Маллаев

Махачкала

Доктор педагогических наук, профессор. Член-корреспондент РАО. Заслуженный деятель науки Республики Дагестан. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии Дагестанского государственного педагогического университета. Председатель диссертационного совета при ДГПУ. Профессор кафедры коррекционной педагогики Южного федерального университета. Президент Общероссийского центра гуманной педагогики. Руководитель Лаборатории гуманной педагогики в Республике Дагестан.

Председатель редакционной коллегии журнала «Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки». Член редколлегии журналов «Воспитание и обучение детей с ОВЗ», «Человековедение» (Азербайджан).

Эксперт Минобрнауки РФ по науке и технологической политике. Эксперт ВАК РФ. Заместитель председателя Экспертного Совета по образованию Государственной Думы РФ. Член Учебно-методического совета Министерства образования и науки РФ по дефектологии. Руководитель Дагестанского регионального отделения Всероссийского педагогического собрания. Член Российского психологического общества. Член Научно-консультативного совета РАО и РПО.

В 1971 г. окончил факультет физического воспитания Дагестанского государственного педагогического института, учился в аспирантуре Горьковского государственного педагогического института и аспирантуре НИИ дефектологии АПН СССР, докторантуре НИИ дефектологии АПН СССР.

В 1982 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Система коррекции двигательной сферы слепых учащихся в процессе овладения комплексом ГТО», в 1993 г. - докторскую диссертацию на тему «Педагогические основы формирования игры слепых и слабовидящих детей как средства коррекции их нравственного и физического развития».

После окончания института работал тренером, ассистентом кафедры спортивных дисциплин ДГПИ. Был председателем Совета аспирантов и молодых ученых.

С 1982 г. работает в Дагестанском государственном педагогическом институте: ассистент кафедры дошкольной педагогики и психологии факультета дошкольного воспитания, с 1983 г. - декан факультета дошкольного воспитания, с 1986 г. - доцент кафедры. С 1993 г. - заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии. В 1994-2007 гг. - декан факультета педагогики и психологии. В 2007-2012 гг. - ректор Дагестанского государственного педагогического университета.

С 1984 г. - член УМС по дошкольной педагогике МО РФ и член совета по дошкольному воспитанию Министерства просвещения СССР.

В 1994 г. участвовал в разработке Европейского стандарта по специальному образованию (Нидерланды).

В 2016-2019 гг. - эксперт Чемпионата профессионального мастерства «Абилимпикс».

Сфера научных интересов: дефектология, коррекционная педагогика и психология.

Впервые в дефектологии рассмотрел игру слепых с позиций деятельностного подхода и разработал теорию игровой деятельности в тифлопсихологии. Совместно с П.О. Омаровой и Д.П Изиевой создал новое направление в тифлопсихологии — гендерную тифлопсихологию.

Основатель (1993) и глава научной школы «Гуманизация общего и специального образования». Под руководством Д.М. Маллаева защищено более 80 кандидатских диссертаций и 2 докторские диссертации.

Автор и научный руководитель первой в истории Северо-Кавказского федерального округа магистерской программы — «Психолого-педагогическое сопровождение лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Руководитель первой в истории Северного Кавказа аспирантуры в области дефектологии.

Основные публикации: более 350 работ, в том числе

  • Маллаев Д.М., Гасанова Д.И. Психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот. — Махачкала: Юпитер, 2002. — 104 с.
  • Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. — М.: Советский спорт, 2003. — 132 с.
  • Маллаев Д.М. Психология и педагогика игры слепого и слабовидящего ребенка. — М.: Academa, 2008. — 324 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Магомедова А.Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья. — М.: Academa, 2008. — 180 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З. Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье. — М.: Academa, 2008. — 144 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гасанова З.З. Я, ты, он, она - вместе целая страна! Методическое пособие для родителей по патриотическому воспитанию детей. — М.: Спутник+, 2008. — 20 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А. Я, ты, он, она — вместе целая страна! Методическое пособие для родителей по патриотическому воспитанию детей. — СПб: Речь, 2009. — 160 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Валиева П.В. Социализация детей со стойкой школьной дезадаптацией младшего школьного возраста. — СПб: Речь, 2010. — 160 с.
  • Маллаев Д. М., Исаева М. М. Формирование самостоятельности младших школьников в учебной деятельности. — Махачкала: ДГПУ, 2012.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Гаджиева Д.П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. — СПб: Речь, 2013. — 128 с.
  • Маллаев Д.М., Гасанова Д.И. Теория и практика психотехнических игр. — М.: ВЛАДОС, 2013. — 152 с.
  • Маллаев Д.М., Гасанова З.З., Омарова П.О., Магомедов Д.З. Инклюзивное образование в вопросах и ответах: пособие для родителей: пособие для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. — Махачкала: Парнас, Алеф, 2018. — 71 с.
  • Маллаев Д.М. и др. Инклюзивное образование в начальной школе: пособие для учителей начальной школы. — М.: Парнас, 2018. - 71 с.
  • Маллаев Д.М., Омарова П.О., Бажукова О.А., Магомедов Д.З. Инклюзивное профессиональное образование. — М.: Парнас, 2018. — 71 с.
  • Маллаев Д.М. и др. Инклюзивное образование для детей дошкольного возраста: пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений. - М.: Парнас, 2018. - 71 с.

Обладатель 5 авторских свидетельств на интеллектуальные продукты: «Методика преподавания прав ребенка», «Теория и практика психотехнических игр», «Педагогика и психология игры слепого и слабовидящего ребенка», «Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов», «Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития».

Награды:

  • золотой знак «Сердце и Лебедь», звание «Рыцарь гуманной педагогики» Международного общественного жюри гуманной педагогики (2005)
  • золотая медаль выставки ВВЦ «Образовательная среда — 2008» за книгу «Методика преподавания прав ребенка» (2008)
  • победитель конкурса Министерства по делам молодежи РД и Министерства по национальной политике, информации и внешним связям РД «За создание книг патриотической направленности» - за монографию «Воспитание детей в духе патриотизма и дружбы народов в семье»
  • Орден имени А.С. Макаренко (2008)
  • диплом участника энциклопедии «Выдающиеся деятели России» в области образования, науки и техники
  • орден «Честь и гордость Дагестана - Золотой орёл» - за особые заслуги перед многонациональным народом Дагестана (2019)
  • памятный знак «За личный вклад в развитие дефектологии» Министерства просвещения РФ (2019)
  • Почетная грамота Российского общества психиатров за многолетний труд в области разработки методов комплексной реабилитации детей с ОВЗ (2019)
  • Грамотой Министра здравоохранения РД за многолетний труд и большой вклад в развитие отечественной дефектологии (2019)
  • Благодарственное письмо специальной олимпиады России - за развитие Специального Олимпийского движения Республики Дагестан (2019)

Под научным руководством Д.М. Маллаева две школы, работающие по разработанной им концепции, выиграли гранты Президента Российской Федерации в рамках национального проекта «Образование».

С 1964 г. занимается спортом, был чемпионом ДАССР и РСФСР по гандболу.

Разработал нормативные требования для незрячих «Готов к труду и жизни».

Значительно продвинул голбол как игру слепых в параолипийском спорте. Автор первых правил в СССР по голболу. В 1990-1991 г.г. тренировал параолимпийскую сборную СССР по голболу (командная спортивная игра с мячом для слепых и слабовидящих).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»