18+
Выходит с 1995 года
2 июня 2025

Кто есть кто

Ирина Владимировна Дубровина

Ирина Владимировна Дубровина

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Действительный член (академик) РАО. Заслуженный деятель науки РФ. Почетный доктор наук Московского государственного психолого-педагогического университета.

Главный научный сотрудник лаборатории научных основ детской практической психологии Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований. Профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Главный редактор журнала «Детский практический психолог», член редсовета «Национального психологического журнала» и редколлегии «Российского психологического журнала».

Член Президиума Федерации психологов образования России. Председатель Большого жюри Всероссийского конкурса профессионального мастерства «Педагог-психолог России».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Большого Жюри (выбор победителей по итогам 1999-2013).

Окончила в 1958 г. факультет русского языка, литературы и истории МГПИ им. В.П. Потемкина. Профессиональную деятельность начала в качестве учителя русского языка Московской школы (1958—1963). Поступив в 1963 в аспирантуру ИП АПН РСФСР (затем Психологический институт РАО и Федеральный научный центр психологических и междисциплинарных исследований), окончила ее в 1966, защитив кандидатскую диссертацию «Анализ компонентов математических способностей в младшем школьном возрасте» (1967). С 1966 г. по настоящее время работает в ПИ РАО. В 1976 г. стала зав. лабораторией Психологии формирования личности, которой до этого руководила Л.И. Божович. С 1978 по 1992 г. была зам. директора ПИ РАО по научной работе. В 1988 г. защитила докторскую диссертацию «Теоретические основы и прикладные аспекты развития школьной психологической службы». С 1992 по 2008 гг. заведовала лабораторией научных основ детской практической психологии ПИ РАО. 

Специалист в области возрастной и педагогической психологии, психологии развития, консультативной психологии. Основатель детской практической психологии, разработчик и организатор школьной психологической службы.  

Основное направление научных исследований первоначально было связано с проблемами генезиса возрастных и индивидуальных особенностей школьников. Ею изучался переходный период от подросткового к юношескому возрасту, впервые ставший предметом систематизированного исследования.  На значительной выборке учащихся изучалась познавательная мотивационно-потребностная сфера, самосознание и др. стороны личности. С конца 1970-х гг. под руководством И.В. Дубровиной проводилось изучение специфики психического развития детей, растущих вне семьи. В результате многолетних исследований были выявлены причины особого типа психического и личностного развития детей, воспитывающихся в интернатах. В 1980 г. по инициативе вице-президента АПН СССР Ю.К. Бабанского начала работу по организации в стране школьной психологической службы. Под ее руководством было разработано «Положение о психологической службе образования», а также ряд Положений о центрах психологических служб, составляющих основу деятельности психолога в системе образования. Исследуя теоретические и прикладные проблемы детской практической психологии, И.В. Дубровина разработала основные положения и функциональные обязанности практического психолога в школьных и дошкольных учреждениях, его роль в создании благоприятных условий психического развития детей; предложила подходы к выявлению и развитию потенциальных возможностей детей; проанализировала проблемы диагностики, а также развития способностей и творческой активности детей как одной из форм коррекционной работы практического психолога. Опубликовала серию книг и практических пособий по службе практической психологии образования. Разработала программу подготовки практических психологов образования.

Основные труды:

  • Об индивидуальных особенностях школьников, 1975
  • Формирование личности в переходный период: от подросткового к юношескому возрасту, 1987
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13—17 лет, 1988
  • Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик: Сборник научных трудов, 1988 (отв. ред.)
  • Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет, 1988 (соавт. и ред.)
  • Формирование личности старшеклассника, 1989
  • Формирование личности в онтогенезе, 1992 (ред. и соавт.)
  • Психическое развитие воспитанников детского дома, 1990 (соавт. и соред.)
  • Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1990 (отв. ред.)
  • Активные методы в работе школьного психолога: Сборник научных трудов, 1991 (отв. ред.)
  • Формирование личности в онтогенезе: Сборник научных трудов. Посвящен памяти Л.И. Божович, 1991 (ред.)
  • Школьная психологическая служба: вопросы теории и практики, 1991
  • Рабочая книга школьного психолога, 1991, 1995 (соавт. и ред.)
  • Психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы, 1994 (ред.)
  • Руководство практического психолога: готовность к школе: развивающие программы, 1995 (2-е изд.), 1997, 1998, 1999
  • Руководство практического психолога: психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
  • О развитии детей, оставшихся без родительского попечения: Очерки, 1995 (в соавт.)
  • Готовность к школе: руководство практического психолога, 1995 (ред.)
  • Руководство практического психолога: психическое здоровье детей и подростков в контексте психологической службы: метод. пособие, 1995, 1997, 1998, 2000 (ред.)
  • Практическая психология образования: учебное пособие, учебник, 1997, 2003, 2004 (4-е изд., перераб. и доп.) (в соавт.)
  • Психокоррекционная и развивающая работа с детьми: учебное пособие, 1998, 1999 (соавт. и ред.)
  • Практическая психология образования: учебник, 1998 (2-е изд.) (соавт. и ред.)
  • Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия, 1998, 2001, 2003, 2005, 2007, 2008 (сост.)
  • Я работаю психологом… в детском саду, в обычной школе, в частной школе, в департаменте образования, с учителями. Опыт, размышления, советы, 1999 (ред.)
  • Психология: учебник, 1999, 2001, 2004, 2006, 2007, 2008, 2010, 2011, 2012, 2013 (перераб. и доп.), 2014, 2015, 2017, 2018, 2019, 2021 (испр.), 2023 (испр.) (соавт. и ред.)
  • Младший школьник: развитие познавательных способностей: пособие для учителя, 2003 (соавт. и ред.)
  • Психология. III-IV классы: учебное пособие для начальной школы, 2007 (2-е изд.) (ред.)
  • Психология: 5 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
  • Психология: 6 класс: учебное пособие, 2007 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.)
  • Психология. 8 класс: учебное пособие, 2008 (2-е изд., испр. и доп.) (ред.) 
  • Психология. 10 класс: учебно-методическое пособие, 2008 (2-е изд.) (ред.)
  • Психология. XI класс: учебное пособие, 2008 (ред.)
  • Психологическая служба в современном образовании: рабочая книга, 2009 (соавт. и ред.)
  • Преподавание психологии в современной общеобразовательной школе: по материалам работы экспериментальной площадки РАО в г. Омске, 2011 (ред.)
  • Практическая психология в лабиринтах современного образования, 2014
  • Психологическое благополучие школьников в системе современного образования: учебное пособие, 2016
  • Психологическое благополучие школьников: учебное пособие, 2018, 2019, 2020
  • Современная образовательная среда ребенка: семья и школа, 2019 (соавт.)
  • Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса: в 2 частях, 2019, 2020 (5-е изд., испр. и доп.) (соавт.)
  • Руководство практического психолога. Психолог в школе: практическое пособие, 2020 (2-е изд, испр. и доп.) 
  • Психологический образ детства в исторической трансспективе российского общества (20-е годы XX века - 20-е годы XXI века), 2021 (соавт.)
  • Методика преподавания психологии в высшей школе: учебник, 2021, 2022

Награды:

  • почетный знак «Отличник народного просвещения» — за вклад в развитие психологической науки (1986)
  • медаль К.Д. Ушинского (1995)
  • лауреат Премии Президента РФ в области образования (1996)
  • лауреат Премии Правительства РФ в области образования (2006)
  • орден Ломоносова (2007)
  • Золотая медаль Российской академии образования «За достижения в науке» (2007)
  • Почетное звание Российской академии образования «Почетный работник образования» (2023)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»