16+
Выходит с 1995 года
20 апреля 2024
Игровая терапия для детей после онкозаболевания

Сотрудники Центра психологической помощи «Радуга жизни» занимаются социальным и психологическим восстановлением детей, перенёсших онкологическое заболевание, и членов их семей. В Национальном конкурсе «Золотая Психея» в номинации «Психологический инструмент года» группа психологов из Санкт-Петербурга представляет программу «Дети в ситуации онкологического заболевания: жизнь продолжается».

Публикуем отрывок из пособия для специалистов поддерживающих профессий и родителей «Социально-психологическая реабилитация детей, перенесших онкологическое заболевание»:

«Игра — это естественное средство самовыражения у детей. По мнению В. Экслайн, игра дается детям, чтобы они «проигрывали» свои чувства и проблемы, точно также же как человек «выговаривает» свои трудности в некоторых типах терапии взрослых. Проигрывая собственные чувства, ребенок выносит их на поверхность, сталкивается с ними, учится их контролировать или отказывается от них. Когда он достигает эмоциональной релаксации, он приходит к пониманию своей способности быть личностью по собственному праву, думать за себя, принимать самостоятельные решения, стать психологически более зрелым и тем самым осознать свою самость. Кроме того, игровые эпохи, через которые проходит ребенок, являются отражением его эмоционального уровня развития, а также тех основных возрастных задач развития, которые были достигнуты им на сегодняшний день. Иными словами, чтобы ребенок развивался, он должен играть.

В силу онкологического заболевания, дети проводят значительную часть своей жизни в стенах больницы, и как правило в окружении одного родственника, чаще всего матери. В литературе отмечается, что в этот период, мир ребенка сужается до размеров палаты (комнаты) «и восприятие мира его родителей сужается до самого ребенка». В дальнейшем это оказывает значительное влияние на адаптацию детей к внебольничной среде сверстников. Вспоминается история девочки, которая была госпитализирована в возрасте 1,5 лет и находилась на лечении в больнице около 3-х лет. В возрасте 5,5 лет она наконец-то пошла в детский сад, и встретившись там с детьми, не имеющих опыта длительного лечения, она сравнивала их с инопланетянами и не могла взять в толк, почему они не знают, что такое катетер или инфузомат, и почему их игра носит совершенно иной характер, в отличие от той игры, к которой она привыкла в стенах больницы.

Многое препятствует тому, чтобы в период болезни ребенок мог в полной мере реализовать свою потребность в игре. Сюда можно отнести смещение приоритетов семьи с развития ребенка на его выживание и выздоровление; наличие у ребенка физических ограничений, связанных с болезнью; отсутствие в некоторых отделениях больниц оснащенных игровых зон; и многое другое. Таким образом, игровая деятельность, в привычном для нас понимании, у тяжело болеющих детей либо отсутствует вовсе, либо присутствует в фрагментарном виде. Практически полностью отсутствуют подвижные игры. В искаженной, или недостаточно развитой форме присутствует сюжетно-ролевая игра, часто инициируемая близкими взрослыми ребенка, а не другими детьми, что препятствует полноценному развитию символического мышления, а также эмоциональнокоммуникативной сферы ребенка. Так, по Л.С. Выготскому, сюжетноролевая игра дает ребенку новую форму желаний, учит его желать. Новая форма желаний сопряжена с произвольной ориентацией на смысл ситуации, в отличие от более «примитивной» формы желаний, когда действие детерминировано видимым предметом.

С целью восполнения у детей впечатлений, специалистами поддерживающих профессий, а также волонтерами, на детских отделениях больниц организуются различные мастер-классы, а также зрелищные досуговые мероприятия. Но все эти мероприятия не решают главного: они не восполняют потребности ребенка в игровой деятельности, имеющей для его развития и психологического благополучия — целительное значение.

Учитывая эти особенности, терапевтические мероприятия в Центре «Радуга жизни» осуществляются в форме индивидуальных и групповых игровых сессий. Благодаря этому, у детей происходит формирование и развитие образно-символического мышления как средства развития ценностно-смысловой сферы личности; прорабатываются сильные эмоции, чувства; налаживается общение со сверстниками. Сам терапевтический процесс сопровождают от четырёх до шести психологов, что позволяет детям улучшать навыки взаимодействия с разными взрослыми, а также выбирать для игры «своего» терапевта. Это представляется важным, поскольку в этот период именно взрослый является для ребенка проводником в мир игры, учитывая, что «здоровое» игровое взаимодействие с другими детьми, было частично или полностью утрачено в результате длительной болезни.

В связи с этим мы выделяем следующие терапевтические стадии в групповой игровой терапии:

Первая стадия — пред-групповая. Основная цель — установление и углубление эмоционального контакта с ребенком, а также формирование с ним отношений, основанных на ощущении безопасности и свободы в групповом пространстве. На данном этапе, как правило, дети сами выбирают «своего» взрослого, с которым чувствуют себя наиболее комфортно и готовы играть, и уже через личность терапевта, постепенно, устанавливают контакт с одним или несколькими детьми в группе.

Вторая стадия — спонтанная игра (с элементами символического мира игры ребенка). На данном этапе дети могут объединяться между собой в пары, но игровое взаимодействие все еще выстраивается с акцентом на взрослого. В игре начинают активно проявляться и прорабатываться негативные эмоции и чувства. Постепенно усиливается самоконтроль. Развивается и усложняется сюжетно-ролевая игра.

Третья стадия — групповая. Именно на этой стадии дети проявляют психологическую готовность к взаимодействию друг с другом в группе. Они начинают принимать и следовать правилам группы. Теперь фокус внимания смещается со взрослого на других детей, и их игровое взаимодействие выстраивается друг с другом напрямую. В взрослый же выполняет вспомогательную, а не связующей функцию, как раньше».

Перейти к проекту «Дети в ситуации онкологического заболевания: жизнь продолжается»

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    29.03.2023
    «Рожденные цифровыми» готовятся к будущему: зона риска или ближайшего развития?
    На фоне очевидных широких возможностей для развития, обучения, общения, самореализации, которые предоставляют цифровые технологии, все чаще в фокусе внимания оказываются негативные эффекты в настоящем, попытка прогнозировать долгосрочные последствия в будущем.
  • Педагогика как область творчества
    27.02.2023
    Педагогика как область творчества
    «Творческая нереализованность опасна, как уже было сказано, не только для самого педагога “не по призванию” (“выгорание”, отсутствие чувства осмысленности жизни со всеми отрицательными последствиями). Она может отозваться и на детях, на отношении к ним…»
  • Семейные факторы возникновения буллинга
    15.03.2022
    Семейные факторы возникновения буллинга
    Родительская включенность и поддержка, теплота и эмоционально насыщенные отношения с ребенком, равно как и хорошо простроенная внутрисемейная коммуникация являются значимыми факторами защиты детей и подростков от виктимизации.
  • Куда уходит детство...
    12.03.2022
    Куда уходит детство...
    Детские травмы, холодность родителей, длительная разлука с ними, жестокость учителей, трудности коммуникации в детской среде и отсутствие поддержки со стороны взрослых — все это влияет на будущее человека, закладывая в характер кирпичики страха перед жизнью.
  • Психология развития человека: цели психического развития
    29.12.2021
    Психология развития человека: цели психического развития
    В.А. Аверин: «Процесс осознания, сопровождаемый психологическими эффектами, и есть процесс психического развития, в ходе которого человек постигает самого себя, свое прошлое, свои настоящие возможности и свое будущее».
  • Важное родительское умение — быть открытым потоку жизни
    12.02.2020
    Важное родительское умение — быть открытым потоку жизни
    «Не только мы воспитываем и учим ребёнка, но и он всегда учит и воспитывает нас. И от того, насколько мы открыты его влиянию, зависит и успешность его развития и то, будут ли наши отношения с ним источником радости и счастья»…
  • Вышло новое пособие по патопсихологии
    03.02.2020
    Вышло новое пособие по патопсихологии
    «Патопсихология детского и юношеского возраста» – это учебное пособие для бакалавриата и специалитета, рекомендованное Учебно-методическим отделом высшего образования для студентов высших учебных заведений, обучающихся по гуманитарным направлениям...
  • Зачем ребёнку вести дневник?
    29.01.2020
    Зачем ребёнку вести дневник?
    В детском центре «Океан» участники образовательных программ ведут рефлексивные дневники. Дневник, как развивающий ресурс личности, помогает пробудить творческие возможности ребёнка, построить и прожить новый образ себя, своего будущего…
  • Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация
    29.01.2019
    Болезнь ребенка как трудная жизненная ситуация
    С самого начала, когда семья только переступает порог больницы для прояснения диагноза ребенка, роль медицинского персонала становится одним из ключевых факторов, определяющих психоэмоциональное благополучие всей семьи, поскольку в зону действия стрессора попадают дети и их родители, братья и сестры больного, бабушки и дедушки, а порой и другие родственники. Безусловно, степень и глубина стресса будут определяться сложностью и реальной тяжестью диагноза, перспективами лечения и выживания ребенка, но эффективные методы сопровождения, адекватные ситуации, позволят максимально смягчить удар...
  • Комплексная программа занятий с дошкольниками «Цветик-семицветик»
    08.02.2015
    Комплексная программа занятий с дошкольниками «Цветик-семицветик»
    Новизна и уникальность комплексной программы психолого-педагогических занятий с детьми дошкольного возраста «Цветик-семицветик» заключается в том, что она предусматривает непрерывное психологическое сопровождение и развитие ребенка на протяжении всего дошкольного возраста, с учетом динамики развития каждого психического процесса и каждой сферы психики по месяцам в течении каждого года. Программа интегрирует и систематизирует различные материалы и дает возможность объединить различные направления деятельности психолога ДОУ
  • Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    21.01.2015
    Психологическая помощь детям и подросткам в кризисных ситуациях
    Комплект методических пособий, объединенных общей темой психологической помощи детям и подросткам, в том числе детям-сиротам, в кризисной ситуации, представляют на конкурс в номинации «Проект года в психологической науке» Ю.А. Володина, Н.В. Матяш, М.В. Рудин, Н.М. Юшкова и Е.М. Фещенко (Брянск)
  • Отношение будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем
    19.01.2015
    Отношение будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем
    Монография «Закономерности формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем в условиях антропологического подхода» посвящена не только вопросам формирования ценностного отношения будущих педагогов к личности ребенка с ослабленным здоровьем, но также описанию авторской классификации типов отношения, представлению новых диагностических методик и разработке комплексной диагностической программы, позволяющей выявить тип отношения педагога к ребенку с ослабленным здоровьем
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»