16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024
Проект закона о психологической помощи планируют внести на рассмотрение парламента в весеннюю сессию

7 декабря 2023 года состоялось заседание рабочей группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Государственной Думы на тему совершенствования законодательства в сфере психологического благополучия населения.

Как сообщила председатель Комитета Нина Александровна Останина, консолидированным решением определено, что в ходе весенней сессии проект закона о психологической помощи (психологической деятельности) должен быть внесен на рассмотрение российского парламента. «Законопроект нужно окончательно выверить, убрав некоторые дискуссионные вопросы и оставив суть. А суть заключается в чётком прояснении статуса психолога, механизмов “верификации” уровня его квалификации, видов его деятельности и т.д.», — пояснила Н.А. Останина в своем официальном Телеграм-канале.

«Необходимо внести ряд правок в законодательство, начиная с параметров профессиональной переподготовки именно в области психологии. Нынешнее положение с бесконтрольной выдачей соответствующих дипломов — недопустимо!» — подчеркнула Н.А. Останина.

Как рассказала Нина Александровна, в ходе встречи были затронуты вопросы создания сети социально-реабилитационных центров, опыта в данной области Санкт-Петербурга (СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, ЦВЛ «Детская психиатрия» им. Мнухина и др.) и Мариуполя (МГУ им А.И. Куинджи), участия психологов в восстановлении связи времён при формировании общероссийской гражданской идентичности и в ряде других сфер (включая различные направления психологического сопровождения). «Особенно это важно в контексте трагедии в Брянске. Считаю, что ее можно было бы избежать в случае качественного и количественного усиления работы психологической службы в системе образования, что, кстати, предполагают и соответствующие методические рекомендации Министерства просвещения», — подчеркнула Н.А. Останина.

Как рассказал на своей странице «ВКонтакте» председатель Комитета по этике и защите профессиональных прав ОППЛ, вице-президент Национального СРО «Союз психотерапевтов и психологов», кандидат медицинских наук В.Ю. Слабинский, в заседании приняли участие представители МЧС, МГУ им. М.В. Ломоносова, СПбГУ, РГПУ им. А.И. Герцена, Мариупольского государственного университета им. А.И. Куинджи, делегация ОППЛ и Национального СРО «Союз психотерапевтов и психологов» (в составе В.В. Макарова, М.А.Коршиковой, В.Ю. Слабинского, А.В. Даниловой, В.П. Тютина) и другие заинтересованные лица.

«Встреча при модерации А.М. Богачева прошла продуктивно и в хорошей эмоциональной атмосфере, — отметил В.Ю. Слабинский. — По большинству спорных пунктов был найден компромисс. В итоговой резолюции записали планы по принятию “Закона о психологической помощи населению России” в 2024 году».

В статье упомянуты
Комментарии
  • Марат Радикович Ахметов
    Марат Радикович Ахметов
    Набережные Челны
    08.12.2023 в 15:27:36

    Когда мы увидим этот загадочный проект закона.

      , чтобы комментировать

    • Илья Иосифович  Шабшин
      08.12.2023 в 22:15:26

      Будем надеяться, что, как и раньше, этот "заход" закончится ничем. Это лучший вариант развития событий, поскольку важные вопросы, о которых коллеги здесь писали, так и остались в подвешенном состоянии.

        , чтобы комментировать

      • Олег Васильевич Дурнов
        Олег Васильевич Дурнов
        Санкт-Петербург
        08.12.2023 в 22:48:12

        Бесконтрольная выдача дипломов решается одной поправкой в законе о ДПО. Принимать отдельный закон для этого совершенно избыточно. И прежде чем что либо вносить в государственную думу необходимо широкое обсуждение в профессиональном сообществе. А не только с отдельными экспертами. Где можно эту резолюцию почитать?

          , чтобы комментировать

        • Валерий Михайлович Ганузин
          09.12.2023 в 14:00:31

          Уважаемые коллеги!

          В МГУ на пленарном заседании Съезда психологов, работающих в образовании (ноябрь 2023), был четкий доклад с обоснованием профессии психолога, только через гос. ВУЗ, диплом этого ВУЗа и т.д.
          На месте работников редакции ПГ, я бы попросил этот доклад опубликовать здесь с разрешения автора.
          Суть его пересказывать не буду, т.к. есть автор.

          С уважением, Валерий Михайлович.

            , чтобы комментировать

          • Сергей Владимирович Ребрищев
            09.12.2023 в 23:04:22

            Валерий Михайлович, а можно узнать, чем и кому мешают психологи с ДПО?
            Чем, например, они мешают вам лично, что вы так ратуете за госВУЗ и его диплом?

              , чтобы комментировать

            • Елена Валериевна Страцюк

              Что за страна,даже закон о псих.помощи принять не могут.

                , чтобы комментировать

              • Валерий Михайлович Ганузин
                10.12.2023 в 11:26:12

                Уважаемый Сергей Владимирович!

                Вы, вероятно, не читали в ПГ предыдущие обсуждения Проекта о психологической помощи и мои предложения и комментарии по этому поводу.
                На Ваш вопрос "чем и кому мешают психологи с ДПО?" отвечу.
                Мне не мешает не чем. Но есть серьезные предложения в Пр. о ПП, которые могут лишить этой возможности. Поэтому я и предлагаю редакции ПГ взять согласие авторов пленарного выступления на Съезде и опубликовать этот доклад. Не для меня, я его слушал, а для заинтересованных в этом психологов. Жаль, что не все психологи интересуются профессиональными Съездами и вопросами, которые там обсуждаются.

                С уважением, Валерий Михайлович.

                  , чтобы комментировать

                • Валерий Михайлович Ганузин
                  10.12.2023 в 11:28:40

                  P.S. Тем более, что авторы доклада были из вашего родного СП.
                  Валерий Михайлович.

                    , чтобы комментировать

                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                    10.12.2023 в 11:58:12

                    Присоединяюсь к вопросу Ребрищева Сергея Владимировича.

                      , чтобы комментировать

                    • Валерий Михайлович Ганузин
                      10.12.2023 в 12:28:58


                      Уважаемая Людмила Григорьевна!

                      На Ваше "Присоединяюсь к вопросу Ребрищева Сергея Владимировича."

                      Вы не присоединяйтесь, а см. ответ выше(+++

                      Еще раз!!! "Жаль, что не все психологи интересуются профессиональными Съездами и вопросами, которые там обсуждаются".

                      С уважением, Валерий Михайлович.

                        , чтобы комментировать

                      • Mike Ewgene Iquerson
                        10.12.2023 в 13:29:41

                        Как человек либеральных взглядов, и даже местами либертарианских, я бы хотел, чтобы этот законопроект никогда не превратился в действующий закон.
                        Рынок должен определять квалификацию психолога. Как и любого другого специалиста.

                          , чтобы комментировать

                        • Марат Радикович Ахметов
                          Марат Радикович Ахметов
                          Набережные Челны
                          10.12.2023 в 14:08:41

                          Уважаемый Валерий Михайлович и другие учёные без психологического образования, давно хотел спросить если примут базовое психологическое образование как основа и статус психологической профессии, как будете писать ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ статьи, заниматься научной деятельностью в области психологии. Психологического образования то нет,значит по новым правилам эта деятельность противозаконна. На 1 курс псих фака))

                            , чтобы комментировать

                          • Валерий Михайлович Ганузин
                            10.12.2023 в 15:22:57


                            Уважаемые коллеги!
                            На Съезде работали 14 секций, в т.ч. одна молодежная, круглый стол в заключении. Привожу выступающих на пленарном заседании:

                            Зинченко Юрий Петрович декан факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, директор Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, президент Российского психологического общества, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (Москва, Российская Федерация) Психология – образованию.

                            Ермаков Павел Николаевич директор Южного регионального научного центра РАО, Первый вице-президент Российского психологического общества, академик РАО, доктор биологических наук, профессор (Ростов-на-Дону, Российская Федерация) Психологические аспекты предупреждения и профилактики экстремизма и терроризма среди молодежи.

                            Гайдамашко Игорь Вячеславович и.о. ректора Сочинского государственного университета, вице-президент Российского психологического общества, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (Сочи, Российская Федерация) О психологических аспектах тренажёрной подготовки пилотов к действиям в экстремальных ситуациях СВО.

                            Сыманюк Эльвира Эвальдовна директор Уральского регионального научного центра РАО, директор Уральского гуманитарного института, заведующий кафедрой общей и социальной психологии департамента психологии Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор (Екатеринбург, Российская Федерация) Психологические аспекты работы с семьями участников СВО.

                            Шаболтас Алла Вадимовна декан факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, вице-президент Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербург, Российская Федерация)
                            Костромина Светлана Николаевна заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, руководитель Санкт-Петербургского отделения Российского психологического общества, доктор психологических наук, профессор (Санкт-Петербург, Российская Федерация) Психологическое образование и практика: проблемы и перспективы законодательного регулирования.

                            Борисенков Владимир Пантелеймонович заведующий кафедрой истории и философии образования факультета педагогического образования МГУ имени М.В. Ломоносова, академик РАО, доктор педагогических наук, профессор (Москва, Российская Федерация) К.Д. Ушинский – учитель русских учителей.

                            Веракса Александр Николаевич заведующий кафедрой психологии образования и педагогики факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, заместитель директора Федерального научного центра психологических и междисциплинарных исследований, академик РАО, доктор психологических наук, профессор (Москва, Российская Федерация) Феноменология современного детства: результаты лонгитюдных исследований.

                            Карабанова Ольга Александровна заведующий кафедрой возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова, член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор (Москва, Российская Федерация) Деятельностная теория учения: традиции и перспективы.

                            Калимуллин Айдар Минимансурович директор Института психологии и образования Казанского (Приволжского) федерального университета, доктор исторических наук, профессор (Казань, Российская Федерация) Научно-методическое сопровождение процесса подготовки психологов образования в современном ВУЗе.

                            Почему бы в ПГ не опубликовать их доклады?

                            С уважением, Валерий Михайлович.

                              , чтобы комментировать

                            • Валерий Михайлович Ганузин
                              10.12.2023 в 15:41:22

                              Уважаемый Марат Радикович!

                              У нас СВОБОДА печати(+++
                              Если хотите, пишите об онкологии, пульмонологии, паллиативной помощи и т.д. Главное, чтобы статьи были по делу и их принимали редакции к печати.

                              Пример:
                              Пьер де Ферма – , юрист по профессии. Работал адвокатом в Парламенте Тулузы во Франции и математиком занимался как любитель. А мы его знаем, как великого французского математика(+++

                              По поводу статуса психологической профессии и Закона, Вам лучше обратиться к его авторам . В крайнем случае, на мой вопрос по этому поводу на съезде Шаболтас Алла Вадимовна ответила конкретно.
                              Ответила совсем не психологу, но человеку которого волнует данная проблема(+++ Такой ответ Вас устроит?

                              С уважением, Валерий Михайлович.

                                , чтобы комментировать

                              • Марат Радикович Ахметов
                                Марат Радикович Ахметов
                                Набережные Челны
                                10.12.2023 в 16:35:23

                                Уважаемый Валерий Михайлович, в статье же совсем перечислены, другие люди решающие этот вопрос.

                                  , чтобы комментировать

                                • Валерий Михайлович Ганузин
                                  10.12.2023 в 16:55:03

                                  Уважаемый Марат Радикович!

                                  Про людей(
                                  Все федеральные законы рассматривает специальный орган государственной власти — парламент. Это его исключительное право: ничто не может стать законом, миновав этот госорган.

                                  Но кто-то его Пишет, Обсуждает, Вносит в Госдуму. Это этапы прохождения Проектов закона(+++

                                  Я Вам пишу о докладе на Съезде, а Вы мне о членах группы Комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Государственной Думы. Они его только ОБСУЖДАЮТ!

                                    , чтобы комментировать

                                  • Сергей Владимирович Ребрищев
                                    10.12.2023 в 20:10:14

                                    Уважаемый Валерий Михайлович! Большинство психологов занято тем, что повышают свою квалификацию и работают. Поэтому этому большинству просто некогда смотреть заседания съездов.
                                    Я бы посмотрел на это с другой стороны. Есть вполне себе достоверные сведения, например, о том, что на периферии – тотальная нехватка психологов. Их там просто нет. Нет ни в областных райцентрах, ни в посёлках, я уж не говорю про деревни...
                                    Чем поможет людям, нуждающимся в психологической помощи, этот закон, который ещё больше снизит количество психологов и ещё больше урежет возможности людей получить качественную психологическую помощь?
                                    ДПО как раз даёт возможность получить качественное (!!!) психологическое образование в более сжатые сроки, нежели получая его традиционным способом (5 лет). При этом качество такого образования ничуть не ниже, чем традиционное, что бы об этом ни говорили "коллеги", которых вы здесь упомянули.

                                    "Поэтому я и предлагаю редакции ПГ взять согласие авторов пленарного выступления на Съезде и опубликовать этот доклад."
                                    Надеюсь, он будет опубликован и точно так же подвергнут разгромной критике, как и все предшествующие... Потому что нельзя лишать людей работы и нельзя лишать нуждающихся в помощи этой самой помощи!

                                    "Как человек либеральных взглядов, и даже местами либертарианских, я бы хотел, чтобы этот законопроект никогда не превратился в действующий закон.
                                    Рынок должен определять квалификацию психолога. Как и любого другого специалиста."
                                    Абсолютно согласен!

                                      , чтобы комментировать

                                    • Людмила Григорьевна Жаркова
                                      11.12.2023 в 01:31:41

                                      "Еще раз!!! "Жаль, что не все психологи интересуются профессиональными Съездами и вопросами, которые там обсуждаются".
                                      Уважаемый Валерий Михайлович, да, уже не интересуются.
                                      Жаль времени на переливание из пустого в порожнее.
                                      Да и двойные стандарты не привлекательны. Это к тому, что требуют для всех базового (теоретического) образования, а практического для теоретиков не требуют почему-то. Слово и дело разошлись. Единого знаменателя для психологов нет, и быть не может.
                                      Стоять за кафедрой перед аудиторией, и быть в кабинете один на один с пациентом (клиентом) - это разные песни. Совсем.


                                        , чтобы комментировать

                                      • Екатерина Владимировна Потапчик
                                        11.12.2023 в 08:30:39

                                        Соглашусь с Олегом Васильевичем, Бесконтрольная выдача дипломов решается одной поправкой в законе о ДПО, действительно внесли бы поправки что ДПО и удостоверения по психологии могут получать только при наличии вышки по психологии, педагогике и меда, и основная часть проблемы с шарлатанами в психологии решена

                                          , чтобы комментировать

                                        • Сергей Владимирович Ребрищев
                                          11.12.2023 в 10:29:23

                                          Екатерина Владимировна, к вам тот же вопрос, что и к Валерию Михайловичу. Чем именно лично вам мешают психологи с ДПО?

                                          Надеюсь, что вы просто искренне заблуждаетесь или не владеете информацией о том, что базовое психологическое образование с присвоением квалификации "Психолог-консультант" в ДПО составляет более 1800 часов. Да, это год обучения, но за счёт чего? За счёт только того, что изучаются там только предметы, напрямую имеющие отношение к будущей профессии и нет так называемого "ОбщеОбра", который уже изучен при получении первого высшего образования.

                                          Надеюсь также, что вы просто не знаете о том, что на ДПО по психологии НЕЛЬЗЯ поступить, НЕ ИМЕЯ диплома о высшем образовании (любого!).

                                          Потому что, если вы всё это знаете, но продолжаете утверждать, что "ДПО и удостоверения по психологии могут получать только при наличии вышки по психологии, педагогике и меда, и основная часть проблемы с шарлатанами в психологии решена", то есть, напрямую утверждаете, что шарлатаны в психологию идут из ДПО, то это просто прямая клевета на огромную массу отличных специалистов, не менее честно, чем специалисты с полным высшим психологическим, потом и кровью заработавших свой диплом, успешно работающих по специальности и не менее успешно помогающих людям в решении их психологических проблем!

                                          Давайте перестанем так откровенно убирать конкурентов. Ни к чему, кроме дефицита специалистов, повышения цен на услуги и неизбежно следующего за этим снижения спроса на психологическое консультирование и падения ваших же доходов, это не приведёт. Это экономический закон, который вы не в силах ни отменить, ни опровергнуть. Повторюсь, искренне надеюсь, что вы просто заблуждаетесь, огульно обвиняя в шарлатанстве множество специалистов с ДПО, которые этого не заслужили.

                                          А работы и клиентов на всех хватит, поверьте мне.

                                            , чтобы комментировать

                                          • Валерий Михайлович Ганузин
                                            11.12.2023 в 10:59:57

                                            Уважаемые коллеги!

                                            Спасибо Вам за возобновление и острое обсуждение темы о Законе.
                                            Почему-то все дискуссии заканчиваются здесь ничем? Может не туда пишите?

                                            Есть сайт "Российское психологическое общество", где принимают вопросы и предложения по будущему Закону. Пишите туда, может и услышат. А здесь весь пар уходит в свисток (сколько раз здесь обсуждали и чем все заканчивалось?).
                                            Сайт РПО, где принимают вопросы и предложения.
                                            *внешняя ссылка удалена модератором*

                                            Я думаю официальный сайт РПО модераторы не удалят.

                                            Для тех, кто думает, что мне этот вопрос безразличен. Посылал запрос в Мин. образования. Кто-то из Вас еще посылал?

                                            На этом дискуссию на этой ветке заканчиваю, т.к. кроме критики в свою сторону больше ничего не вижу.

                                            С уважением, Валерий Михайлович.

                                              , чтобы комментировать

                                            • Екатерина Владимировна Потапчик
                                              11.12.2023 в 11:21:29

                                              Второе высшее образование по психологии за вычетом общеобразовательных предметов сокращается всего лишь на пол года и составляет не 1800 часов, а более 8000 часов. ДПО 1800 часов это роскошное ДПО, чаще они бывают 300 – 600 часов и очень хороши как специализация в каком-то методе. Я не понимаю почему вы решили что ваши ДПО аннулируют, просто больше без вышки никто не сможет получить ДПО, что для психологии правильно.

                                                , чтобы комментировать

                                              • Марат Радикович Ахметов
                                                Марат Радикович Ахметов
                                                Набережные Челны
                                                11.12.2023 в 11:54:07

                                                Удивительная конечно ситуация сложилась в психологии, очень хорошо её проблемы объясняет выше проф. Шмелев, в статье интервью с проф. МГУ. От себя, назовите мне господа хоть одну область, где люди не понимали смысл высшего образования и его искусственно насаживали. Наоборот, все стремятся получить вышку и понимают зачем она нужна. Однако в психологии сложилась обратная ситуация, профессионалы практики, сколько знаю откровенно не видят пользы в нем, даже те кто закончил, все стоят за практическое обучение школам терапии и практикам. Теперь по теоретикам, закон не разделяет, преподовать, писать статьи люди без вышки также не смогут, закон он на все виды деятельности распространяется. Если прописать отдельно, это нарушение законотворческой техники. С уважением.

                                                  , чтобы комментировать

                                                • Сергей Владимирович Ребрищев
                                                  11.12.2023 в 12:58:42

                                                  "ДПО 1800 часов это роскошное ДПО, чаще они бывают 300 – 600 часов и очень хороши как специализация в каком-то методе"

                                                  Да, и такого объёма ДПО тоже бывает, а не только, как в последнее время любят писать, "психолог за 3 недели", и под эту дудку отдельные люди вписывают абсолютно всё ДПО.

                                                  ДПО 1800 часов – это базовое ДПО на психолога-консультанта. А 300-600 часов, которые вы зачем-то приписываете к ДПО – это всё, что угодно, но не ДПО. Учебное заведение, ведущее образовательную деятельность, действует на основании лицензии об образовательной деятельности, выдаваемой государственными органами, и любое такое заведение обязано знать и предупреждать "абитуриентов" о том, что при объёме менее 800 часов квалификация психолога не присваивается. Пишут что-нибудь типа "специалист по гештальт-терапии".

                                                  При ваших взглядах очень много людей с тем же высшим педагогическим образованием лишатся возможности получить новую профессию взамен старой, по которой уже не могут работать физически. По той простой причине, что и второе высшее образование получить они уже тоже не смогут. При чём по той же причине – чисто физически.

                                                    , чтобы комментировать

                                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                    11.12.2023 в 13:10:56

                                                    Уважаемый Марат Радикович, Вы пишете: "Однако в психологии сложилась обратная ситуация, профессионалы практики, сколько знаю откровенно не видят пользы в нем, даже те кто закончил, все стоят за практическое обучение школам терапии и практикам. " У практиков с ДПО ВО уже есть.

                                                      , чтобы комментировать

                                                    • Марат Радикович Ахметов
                                                      Марат Радикович Ахметов
                                                      Набережные Челны
                                                      11.12.2023 в 13:51:53

                                                      Я имел ввиду, во по психологии. Его многие воспринимают как атавизм. Короче прежде всего надо подтягивать качество образования в высшей школе, а уже потом, заставлять всех

                                                        , чтобы комментировать

                                                      • Людмила Григорьевна Жаркова
                                                        11.12.2023 в 15:35:34

                                                        Уважаемый Марат Радикович, ДПО по психологии включает в программу основные дисциплины по психологии, и уделяет основное время практической подготовке. В программах подготовки базовых психологов этого нет, т. к. не позволяют рамки программы и отсутствие подготовленных специалистов для обучения. Научные погоны на этой территории не работают.

                                                          , чтобы комментировать

                                                        • Сергей Валентинович Чернышев
                                                          18.12.2023 в 14:55:44

                                                          Все, что сейчас нужно, уже есть. Есть профсообщества, в каждом есть нормы профэтики, под которыми практикующий специалист "подписывается" и тем самым принимает на себя обязательства им соответствовать. Тем же самым специалист признает над собой "юрисдикцию" этической комиссии соответствующего профсообщества. Потенциальный клиент такой системой отношений "защищен" со всех сторон: от материального вреда - общегражданским правом, от морального вреда - этическими нормами.
                                                          Формы образования и профстандарты ориентируют, но не гарантируют.
                                                          Вроде очевидные вещи, но раз за разом - одни и те же грабли...

                                                            , чтобы комментировать

                                                          , чтобы комментировать

                                                          Публикации

                                                          Все публикации

                                                          Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                                                          Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»