16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024
«Архетипическая стена»: опыт применения психологических феноменов в реабилитации детей

Актуальность исследования обусловлена тем, что большее количество времени пациенты проводят в коридорах ожидания перед процедурами. Благодаря разработанному комплексу «Архетипическая стена» представляется возможность использования данного времени более продуктивно, с благоприятным воздействием на процессы восстановления здоровья пациента.

Цель — раскрыть потенциальные возможности скрытых ресурсов психики для оптимизации процесса реабилитации.

Теоретической основой для данного комплекса послужила характеристика архетипов, представленная в работе Адлера [1], а также исследования влияния архетипических структур на переживания подростков Л.Р. Фахрутдиновой [2].

Архетипы включены в структуру психики каждого человека и являются проводником влияния группового сознания человеческого рода, человеческой стихией, имеющей свою энергию, свой мощнейший потенциал воздействия на психику человека через его бессознательные структуры. Мы использовали образы архетипов для оптимизации процессов реабилитации детей и подростков, а также взрослых людей, находящихся в поле влияния «Архетипической стены».

Архетипы представляют собой ту часть психики, которая предопределяется всем культурно-историческим развитием человечества и зафиксирована в индивидуальном психическом складе в виде наследуемых структур, определяющих склонность индивида отвечать миру определенным образом [3–6].

Архетипические символы лежат в основе сказкотерапии, юнгианской психотерапии и др. Для каждой народности, национальности и других этнических групп архетипические представления имеют свою специфику, но за всем этим многообразием коллективных представлений проявляются общие родовые признаки. К.Г. Юнг в своих трудах исследовал виды, специфику, проявления архетипических структур [2].

Описание метода. Комплекс, повышающий реабилитационный потенциал «Архетипичная стена», — это результат совместной творческой деятельности художников и представителей психологической науки и практики.

«Архетипичная стена» представляет собой конгломерат визуальных образов в виде картин (1,5 на 2,5 м), протяженностью 14 м (рис. 1), находящихся на стене в отделении реабилитации ДРКБ.


Рисунок 1. Часть «Архетипичной стены» в отделении реабилитации ДРКБ

Человек, проходя вдоль стены, получает последовательное, поэтапное влияние от визуальных образов определенных архетипических структур, оказывающих специфическое воздействие через актуализацию в бессознательном определенной доминанты архетипа. Данное воздействие условно можно разделить на два типа. Первое — прямое, когда подключается психолог и проводит непосредственную психотерапевтическую работу, и второе — когда происходит непрямое воздействие (по схеме «скрытой рекламы или скрытых социальных программ»). Воздействие заключается в психотерапевтическом эффекте, основываясь на принципах сказкотерапии, посредством визуального канала, благодаря которому оказывается влияние на бессознательные структуры психики. Результатом прохождения является актуализация глубинной работы на включение резервных ресурсов организма для оптимизации процесса реабилитации.

Последовательность архетипического ряда такова: Самость (Божественное дитя), Тень и Смерть, Герой, Царь (Царица), Самость (Божественное дитя). Время быстрого прохождения через всю стену для ребенка — примерно 3–5 минут, но при неспешном прохождении, при задержке около определенных фрагментов (неосознаваемое желание получить недостающий тип символической энергии) прохождение может занимать до 15–20 минут.

Начало и завершение архетипического ряда приходится на архетип Самости (Божественного дитя) (рис. 2). На рисунке 2 представлена лишь часть архетипической стены, посвященной архетипу Божественное дитя.


Рисунок 2. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Самости (Божественного дитя)

Данный архетип олицетворяет внутреннее, истинное Я человека, интегратор всего психического, осуществление высшего в себе, жизненность, свежесть, очищение, яркий свет разума, расцвет, рост, аутентичность. Божественное дитя представлено образами Феникса, возрождающегося из пепла, помощи божественных сил, животного, эльфа, гнома, жемчужины, сущности Атмана, сына, дочери, подростка, девушки, цветка, золотого яйца и др. [2]

Восприятие данного фрагмента через символическое послание бессознательному ведет к активизации той части психики, которая связана с групповым сознанием человеческого рода, и данное послание пробуждает процессы самоисцеления, вызывает позитивный, оптимистичный жизненный настрой, вызывает прилив сил, вдохновение, ощущение, что жизнь прекрасна, активизирует жизнеутверждающие тенденции, любовь к жизни, чувство наслаждения самим жизненным процессом в его аутентичном воплощении.

Кроме того, данный фрагмент стены запускает процессы саморазвития, пробуждает ресурсы организма, ведущие к исцелению, восстановлению и развитию. Возникает некая жизнеутверждающая интенциональность, порыв к жизни, ощущения начала и перспективы, желание жить, любить, познавать этот мир, наслаждаться и радоваться своему росту, полноте бытия.

Далее после архетипа Божественное дитя субъект архетипического взаимодействия попадает под влияние архетипа Тени и Смерти.

Архетип Тень представлен образами темных сил, тьмы, зла, леших, ведьм и другой нечистой силы (см. рис. 3).


Рисунок 3. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Тень

Данный архетип означает все негативное, злое, ненавистное, темное, нереализованное, что человек в себе подавляет и проецирует вовне. Он связан с такими понятиями, как обреченность, насилие, болезни, жажда власти, славы, успеха, мимолетность «человеческой жизни», данного момента, без будущих проекций («Хочу все и сейчас», «Получить или погибнуть»). В то же время архетип Тени олицетворяет всеподавленный потенциал, который человек в себе игнорирует, подавляет, отрицает, нереализованное творческое начало. Это та часть, которая включает в себя психологические причины возникновения, развития и поддержания патологических процессов в организме, осознание которой приведет к принятию ее как собственной части, отвергаемой силы. Процесс познания природы недуга позволяет человеку взглянуть на свою болезнь с новой стороны, принять ту силу, которая в потенциале содержится за болезнью как проявлению архетипа Тени.


Рисунок 4. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Смерть

Смерть представлена образами бессмертия через видоизменение, любви и/или разрушения, смерти и возрождения, женщины, тринадцати, скорпиона, конца, превращения человека, прощания (рис. 4). Данный женский архетип означает трансформацию, отмирание старого во имя того, чтобы освободить дорогу новому (диада жизнь — смерть). Здесь присутствует страх перед переменами и в то же время признание целесообразности происходящего, умение прощать и прощаться (расставаться) [2]. Данный архетип актуализирует психологический процесс перехода из состояния болезни в состояние здоровья, прощания со старыми стереотипами мышления, поддерживающими патологические процессы в организме.

Архетип Герой — представлен образами принца, принцессы, полубога, Геркулеса, Одиссея, на долю которых выпали испытания и трудности, с которыми они, в конечном счете, справились и вышли победителями (см. рис. 5 и 6).


Рисунок 5. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Герой


Рисунок 6. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Герой

Данная архетипическая структура означает стойкость, мужественность, героизм, предельность при достижении целей. Для данного архетипа характерны проявление самоотверженности, смирения с лишениями и трудностями. Но героя ждет победа, которая ставит его на пьедестал, его возвышает, трансформирует до иного качества. Принцы и Принцессы после лишений преобразуются как личности, очищаются от пороков и становятся достойными своего высокого предназначения. Для героя его путь — это путь развития, совершенствования, испытания трансформации.


Рисунок 7. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Мудрец

По дороге Герой встречает мудрецов (актуализация архетипа Мудрец) (рис. 7), ему приходится принять тот факт, что жизнь имеет разные стороны, что приводит к интеграции всего психического целого в гармоничном центральном Я, воплощающем Самость человека (см. рис. 8), и в конце данного путешествия он осваивает свой центр жизнеутверждения, жизнерадостности и жизнелюбия через архетип Самость (Божественное дитя), олицетворяющего процесс полного исцеления и здоровья (см. рис. 9).


Рисунок 8. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Самости в момент интеграции психических структур в гармоничное центральное Я


Рисунок 9. Фрагмент «Архетипической стены», посвященный архетипу Самости в процессе закрепления исцеляющих процессов

Таким образом, разработанный комплекс «Архетипическая стена», повышающий реабилитационный потенциал, позволяет применять бессознательные механизмы психики и скрытые ресурсы человека, силы группового сознания и культурно-исторические феномены для активации процессов восстановления психики и организма, а также выстраивать более оптимальные и конструктивные копинг-стратегии. Данное воздействие подобно механизмам арт-терапии, климатолечения, лечения природными факторами, цветотерапии, фототерапии, ландшафтотерапии, применяемым при реабилитации больных, в том числе в условиях санаторно-курортного лечения. Новизна исследования заключается в создании комплекса, повышающего реабилитационный потенциал, оказывающего влияние на актуализацию скрытых резервов психики, направленных на восстановление организма. Применение данной методики возможно не только в реабилитации детей и подростков, но и взрослых с различной патологией.

Литература

  1. Адлер Г. Лекции по аналитической психологии / Г. Адлер. — М.: Изд-во «Рефл-бук», «Ваклер», 1996. — 281 с.
  2. Фахрутдинова Л.Р. Переживание и архетипы / Л.Р. Фахрутдинова // Психология переживания человека. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2008. — С. 505-540.
  3. Юнг К.Г. Структура психики и архетипы / К.Г. Юнг; [пер. Т.А. Ребеко]. — М.: Академический проект, 2007. — 302 с.
  4. Юнг К.Г. Душа и миф. Шесть архетипов / К.Г. Юнг; пер. А.А. Спектор. — М.: АСТ; Минск: Харвест, 2005. — 400 с.
  5. Юнг К.Г. Психика: Структура и динамика / К.Г. Юнг; пер. [А.А. Спектор]; науч. ред М.В. Марищу. — М.: АСТ; Минск.: Харвест, 2005. — 414 с.
  6. Юнг К.Г. Сознание и бессознательное / К.Г. Юнг; пер. с нем. [В. Бакусев]. — М.: Академический проект, 2007. — 187 с.
  7. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания / Л.Р. Фахрутдинова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2009. — 416 с.
  8. Фахрутдинова Л.Р. Теория переживания субъекта / Л.Р. Фахрутдинова. — Казань: Изд-во Казанского государственного университета, 2015. — 116 с.

Источник: Фахрутдинова Л.Р., Шавалиев Р.Ф., Горохова Л.Г. «Архетипическая стена»: опыт применения психологических феноменов в реабилитации детей // Практическая медицина. 2016. №7(99). С. 111–115.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»