16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024

Кто есть кто

Тамара Борисовна Сергеева

Тамара Борисовна Сергеева

Екатеринбург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры общей и социальной психологии, руководитель образовательной программы бакалавриата Департамента психологии Уральского гуманитарного института Уральского федерального университета им. первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Член Российского психологического общества.

В 1999 г. окончила факультет психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета, в 2002 г. - аспирантуру РГППУ.

В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование готовности к педагогической деятельности и ее связь с индивидуальными стратегиями адаптации (на примере молодых преподавателей высшей школы)».

В 1999-2018 г. работала в Российском государственном профессионально-педагогическом университете: ассистент, старший преподаватель кафедры теоретической и экспериментальной психологии; доцент кафедры профессиональной педагогики и психологии.

С 2018 г. преподает в УрФУ.

Область профессиональных интересов:

  • общие психологические механизмы готовности к деятельности как интегративной субъектной характеристики человека
  • готовность преподавателя вуза к педагогической деятельности
  • готовность человека к освоению возрастно-временных изменений

В 2002 и 2004 гг. выигрывала гранты Программы «Межрегиональные исследования в общественных науках» Института перспективных российских исследований им. Кеннана (США), Министерства образования РФ за счет средств, предоставленных Корпорацией Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США) и институтом «Открытое общество» (фонд Сороса). В 2004 г. получила грант Российского гуманитарного научного фонда.

Читает курсы:

  • Геронтопсихология
  • Кадровый менеджмент
  • Психология менеджмента
  • Методологические основы психологии
  • Психология
  • Психология личности

Основные публикации:

  • Инновационное профессионально-образовательное пространство человека: Коллективная монография / под ред. Э.Ф. Зеера, Д.П. Заводчикова. Екатеринбург: РГППУ, 2014, 2023. 153 с.
  • Личностная мобильность как предиктор сохранения профессионального здоровья в пожилом возрасте / Т.Б. Сергеева, Н.С. Глуханюк, А.А. Печеркина, Г.И. Борисов. М.: Мир науки, 2022. 118 с.
  • Личностная мобильность и жизненные стратегии в позднем возрасте: результаты исследования / Т.Б. Сергеева, Н.С. Глуханюк, Г.И. Борисов // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2021. Т. 27. №1. С. 172-181.
  • Рефлексия и самооценка качества жизни в пожилом возрасте (в контексте профессиональной занятости) / Т.Б. Сергеева, А.А. Печеркина, Н.С. Глуханюк, Г.И. Борисов // Личностные и регуляторные ресурсы достижения образовательных и профессиональных целей в эпоху цифровизации: Материалы международной научно-практической онлайн-конференции, Москва, 22–23 октября 2020 года. М.: Знание-М, 2020. С. 631-644.
  • Сохранение профессионального здоровья как условие профессионального развития в пожилом возрасте / А.А. Печеркина, Т.Б. Сергеева // Психологические проблемы смысла жизни и акме: Электронный сборник материалов XXIV Международного симпозиума. Посвящается 95-летию со дня рождения В.Э. Чудновского, Москва, 10–11 апреля 2019 года. М.: ПИ РАО, 2019. С. 144-146.
  • Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности / Н.О. Садовникова, Т.Б. Сергеева. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 105 с.
  • Коммуникативная компетентность педагогов дошкольных образовательных организаций, работающих в условиях сельской местности / Сергеева Т.Б., Логинова Т.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 39. С. 2526–2530.
  • Исследование представлений о «настоящем мужчине» и «настоящей женщине» в юношеском возрасте / Сергеева Т.Б., Дергунова А.А., Тептина Д.А. // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2016. Т. 11. С. 1721–1725.
  • Взаимосвязь рефлексии и кризисных переживаний у педагогов дошкольной образовательной организации с разным стажем работы / Сергеева Т.Б., Ильченко И.А. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Том 25, № 1(183). С. 152-159.
  • Индивидуальные свойства как корреляты готовности к мобильному поведению в пожилом возрасте (в контексте профессиональной занятости) / Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. 7, 5.
  • Исследование деятельностного и эмоционального компонентов профессионального здоровья в позднем возрасте / Печеркина А.А., Сергеева Т.Б., Маренина Ю.В. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. 7, 6. С. 88.
  • Личностная мобильность как предиктор профессионального здоровья и благополучия в пожилом возрасте / Сергеева Т.Б., Печеркина А.А., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. // Перспективы науки и образования. 2019. № 6 (42). С. 397-408.
  • Личностная мобильность человека в пожилом возрасте / Сергеева Т.Б., Глуханюк Н.С., Борисов Г.И. // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2019. Том 25, № 3 (189). С. 193-201.
  • Психологические механизмы переживания профессионального кризиса личности: Монография / Садовникова Н.О., Сергеева Т.Б., Сыманюк Э.Э., Зиннатова М.В. Екатеринбург: РГППУ, 2018. 105 с.
  • Психология саморазвития человека в системе «образование - профессия - общество»: коллективная монография / под ред. М.М. Дудиной. Екатеринбург: РГППУ, 2015. 270 с.
  • Поздний возраст и стратегии его освоения: Монография / Глуханюк Н.С., Гершкович Т.Б. Екатеринбург: РГППУ, 2003. 112 с.
  • Психология позднего возраста: результаты исследований: Монография / Глуханюк Н.С., Сергеева Т.Б. Екатеринбург: РГППУ, 2007. 126 с.
  • Образование - профессия - общество: подходы и результаты исследования: Коллективная монография / под ред. М.М. Дудиной. Екатеринбург: РГППУ, 2014.
  • Толерантность в обществе различий: Монография. Вып. 15 / под ред. В.Е. Кемерова. Екатеринбург: Полиграфист, 2005. 232 с.
  • Толерантность к старению: история и современность: Учебное пособие / Т.Б. Гершкович. Екатеринбург: УрО РАО, 2005. — 100 с.
  • Практикум по психодиагностике: Учебное пособие / под ред. Н.С. Глуханюк. Екатеринбург: УГППУ, 1999. 112 с.

Награды:

  • диплом Фонда развития отечественного образования в конкурсе на лучшую научную книгу (2004)
  • Почетная грамота РГППУ (2009)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»