16+
Выходит с 1995 года
9 октября 2024

Кто есть кто

Ирина Сергеевна Клёцина

Ирина Сергеевна Клёцина

Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор.

Член редколлегии журнала «Женщины в российском обществе». Член Санкт-Петербургского психологического общества.

В 1978 г. окончила факультет психологии ЛГУ им. А.А. Жданова.

В 1992 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Структура личностной саморегуляции как фактор успешности учебной деятельности студентов», в 2004 г. — докторскую диссертацию на тему «Психология гендерных отношений» (и стала первым отечественным доктором психологических наук, кто защитил диссертацию по гендерной проблематике).

В 1984-1988 гг. - младший научный сотрудник Научно-исследовательского института профтехобразования.

В 1988-1995 гг. - ассистент, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии Ленинградского педиатрического медицинского института.

С 1995 по 2024 гг. преподавала в Российском государственном педагогическом университете им. А.И. Герцена: доцент кафедры практической психологии; профессор кафедры психологии человека, профессор кафедры общей и социальной психологии.

Во время работы в РГПУ им. А.И. Герцена руководила лабораторией психологии гендерных отношений (с 2003 г.), была руководителем магистерской программы «Гендерная психология». Читала курсы: «Социальная психология», «Психология гендерных отношений», «Актуальные проблемы теоретической и прикладной психологии», «Современные проблемы социальной психологии», «Методика преподавания социальной психологии» и др. Входила в состав диссертационного совета при РГПУ им. А.И. Герцена.

Область профессиональных интересов:

  • теоретическая и прикладная социальная психология
  • гендерная проблематика в психологии
  • гендерный контекст семейных отношений
  • современные проблемы социальной психологии

Основатель гендерного направления в психологической науке в России.

Под научным руководством И.С. Клёциной было защищено 5 кандидатских диссертаций, 15 магистерских диссертаций, 78 дипломных и выпускных квалификационных работ.

Входила в состав Координационного совета по вопросам равноправия мужчин и женщин при Комитете по социальной политике Санкт-Петербурга.

Проекты:

  • «Актуальные проблемы гендерной психологии в образовании» онлайн-курс для магистрантов направлений «Психолого-педагогическое образование» и «Педагогическое образование» (проект поддержан Фондом Потанина, 2019, участник)
  • «Гендерное равенство в рекламе» (поддержано Информационным бюро Совета министров северных стран в Санкт-Петербурге; 2012, исследователь)
  • «Гендерная социализация в дошкольных образовательных учреждениях» (поддержано Информационным бюро Совета министров северных стран в Санкт-Петербурге; 2012, исследователь)
  • «Усиление гендерной осведомленности муниципалитетов через исследование и обучение для деятельности» (поддержано Информационным бюро Совета министров северных стран в Санкт-Петербурге; 2011, эксперт и преподаватель)
  • «Внедрение гендерного подхода в работу администраций районов Санкт-Петербурга» (для координационных советов по реализации политики гендерного равенства) (поддержано Информационным бюро Совета министров северных стран в Санкт-Петербурге; 2010, преподаватель)
  • «Проведение поисковых научно-исследовательских работ в области гуманитарных наук», выполняемый в рамках мероприятия 1.4 «Развитие внутрироссийской мобильности научных и научно-педагогических кадров путем выполнения научных исследований молодыми учеными и преподавателями в научно-образовательных центрах» направления 1 «Стимулирование закрепления молодежи в сфере науки, образования и высоких технологий» федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы» (2009, участник)
  • модуль «Технологии конструирования гендера», разработанный в процессе реализации инновационной образовательной программы Герценовского университета «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере» в рамках приоритетного национального проекта «Образование» (2007-2008, руководитель)
  • российско-финский проект по гендерному равенству «Через сотрудничество - к гендерному равенству» (2006, эксперт и иследователь)
  • «Внедрение гендерного компонента в практику РR» (поддержан Фондом гендерного равенства (Канада); 2005, консультант и преподаватель)
  • «Аналитико-информационный ресурсный центр для сообщества экспертов по гендерному равенству» (поддержан Фондом Макартуров; 2005, эксперт)
  • российско-канадский проект «Гражданская и политическая ответственность женщин в российском обществе» (2004, ведущая семинаров)
  • грант фонда Сороса в рамках конкурса «Гендерное образование» (Женская сетевая программа) (1999, 2001, руководитель проекта)

Основные публикации: более 200 работ, в том числе

  • Ролевой конфликт работающей женщины и его преодоление как предмет научных исследований и задача гендерной политики // Polit Book. 2023. №4. С. 22-34. (в соавт. с М.А.Кашиной).
  • Гендерная проблематика в социальной психологии: направления исследований // Социальная психология и общество. 2022. Т. 13. №4.
  • Представления студенческой молодежи о счастливой семье // Научные труды Северо-Западного института управления РАНХиГС. 2021. Т. 12. № 3 (50). С. 36-39 (в соавт. с М.А. Кашиной).
  • Гендерные стереотипы и их проявление в деятельности школьных педагогов // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. №3. С. 349-356 (в соавт. с Э.В. Давыдовой).
  • Гендерные отношения в российской семье: тенденции трансформаций // Женщина в российском обществе. 2020. №3. С. 78–91 (в соавт. с С.А. Векиловой).
  • Гендерная социализация в пожилом возрасте // Социальная психология и общество. 2020. Том 11. №3. C. 22–34.
  • Нормы женского поведения: традиционная и современная модели // Женщина в российском обществе. 2019. №3. С. 72–90 (в соавт. с Е.В. Иоффе).
  • Методика изучения супружеских отношений на основе идей гендерного подхода // Гендерные отношения в современном мире: управление, экономика, социальная политика: Материалы Международной научной конференции, Москва-Иваново-Плес, 16–18 мая 2019 года. Москва – Иваново – Плес: Ивановский государственный университет, 2019. С. 361–368. (в соавт. с Е.В. Иоффе).
  • Компьютерная тревожность и опыт использования преподавателями дистанционных образовательных технологий // Нижегородское образование. 2019. № 2. С. 135-139 (в соавт. с С.А. Векиловой, И.Б. Терешкиной).
  • Гендерный контекст исследований профессиональной деятельности современных педагогов // Известия Иркутского государственного университета. Серия «Психология». 2016. Т. 18. С. 24–31.
  • Ситуация развода как предмет отечественных социологических и социально-психологических исследований семейных отношений // Социальная психология и общество. 2015. Т. 6. №3. С. 30–45.
  • Гендерный подход в анализе причин проявления насилия в близких отношениях между мужчинами и женщинами // Женщина в российском обществе. 2015. № 1 (74). С. 4–17 (в соавт. с Е.В. Иоффе).
  • Результаты первичного этапа адаптации российского аналога опросника «Мужские нормативные установки» // Психологические исследования. 2013. № 6 (32) (в соавт. с Е.В.Иоффе).
  • Взаимосвязь норм маскулинности и социальных представлений о содержании поведения в рамках отцовской роли // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2013. Т. 5. Психология. № 2. С. 24–35 (в соавт. с Е.А. Чикаловой).
  • Современное состояние и перспективы исследований гендерных отношений в сфере социологического и психологического знания // Женщина в российском обществе. 2013. № 2 (67). С. 3–13.
  • Социально-психологическая концепция гендерных отношений и ее развитие в теоретических и эмпирических исследованиях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2013. Т. 5. Психология. №1. С. 53–62.
  • Гендерная проблематика в публикациях журналов «Вопросы психологии» и «Психологический журнал» // Вопросы психологии. 2012. №1. С. 83–92.
  • Гендерный подход в психологических исследованиях современных семейных отношений // Вестник Ленинградского государственного университета имени А.С. Пушкина. 2011. Т. 5. №4. С. 107–119.
  • Достижения и проблемы развития гендерного направления в отечественной психологии // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Педагогика и психология. Научный журнал. 2010. № 4 (3). С. 120–125.
  • Гендерная компетентность: психологическое содержание и специфика проявления в межличностных отношениях // Вестник Ленинградского государственного университета имени А. С. Пушкина. 2010. Т. 5. №2. С. 38–50.
  • Отцовство в аналитических подходах к изучению маскулинности // Женщина в российском обществе. 2009. №3. С. 29–41.
  • Развитие гендерной компетентности государственных и муниципальных служащих в процессе гендерного образования // Женщина в российском обществе. 2007. № 3 (44). С. 60–65.
  • Гендерная психология // Большая Российская энциклопедия: В 30 т. / Отв. ред. С.Л. Кравец. Т. 6. М.: Большая Российская энциклопедия, 2006. С. 533–534.
  • Гендерные отношения в семье: дифференцированность и иерархичность супружеских ролей // Семейная психология и семейная терапия. 2006. №4. С. 32–57 (в соавт.).
  • Теоретические основания психологии гендерных отношений // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). 2003. № 3 (6). С. 154–166.
  • От психологии пола — к гендерным исследованиям в психологии // Вопросы психологии. 2003. №1. С. 61–78.
  • Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. №3. С. 181–191.
  • Теоретические проблемы гендерной психологии // Мир психологии. 2001. № 4 (28). С. 162–179.
  • Гендерные нормы как социально-психологический феномен. Монография. М.: Проспект, 2017, 2019, 2023 (в соавт. с Е.В. Иоффе).
  • Психология гендерных отношений: теория и практика. Монография. СПб: Алетейя, 2004 (первая отечественная монография, посвященная проблеме гендерных отношений в психологии).
  • Социальная психология. Учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2016, 2019, 2020 (в соавт.).
  • Психология гендерных отношений. Учебно-методическое пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2018 (в соавт. с Е.В. Иоффе).
  • Гендерная психология. Практикум. 2-е изд. / Под ред. И.С. Клециной. СПб: Питер, 2009.
  • Практикум по социальной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб: Питер, 2008 (в соавт.).
  • Компетентность в области гендерных отношений // Профессионально-психологическая компетентность гуманитарных технологов в человеческих отношениях. Учебно-методическое пособие / Под ред. В.Н. Панферова, В.В. Семикина, Н.Б. Лисовской. СПб: Книжный Дом, 2008. С. 169–199.
  • Гендерные группы как субъекты гендерных отношений // Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. М.: Аспект Пресс, 2008. С. 203–214.
  • Формирование и развитие гендерной компетентности // Технологии конструирования гендера. Учебно-методический комплекс / Под ред. И.С. Клециной. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. С. 128–171.
  • Практикум по гендерной психологии / Под ред И.С. Клециной. СПб: Питер, 2003; 2-е изд., перераб. и доп. М.: Питер, 2009.
  • Гендерная социализация. Учебное пособие. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 1998 (первая отечественная учебно-методическая работа по гендерной психологии).

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»