16+
Выходит с 1995 года
18 апреля 2024

Кто есть кто

Александр Валерьевич Гагарин

Александр Валерьевич Гагарин

Москва

Доктор педагогических наук, профессор.

Профессор кафедры акмеологии и психологии профессиональной деятельности факультета психологии Института общественных наук Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ.

Главный редактор журнала «Психология развития и образования: российский журнал прикладных исследований» (с 2019 г.).

Член редколлегий рецензируемых журналов:

  • «Вестник РУДН. Серия «Психология и педагогика» (в 2005-2010 гг. — гл. редактор)
  • «Вестник Международной академии наук. Русская секция» (с 2010 г. — член редколлегии)
  • «Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Серия «Социально-экологические технологии» (в 2011-2014 гг. — зам. гл. редактора)
  • «Государственная служба. Научно-политический журнал» (с 2015 г. — член экспертного совета редакции)
  • «Акмеология. Научно-практический журнал» (в 2012-2017 гг. — зам. гл. редактора)
  • «Развитие профессионализма. Научно-образовательный журнал» (в 2016-2018 гг. — гл. редактор)

Член общественных организаций:

  • Научный совет по педагогическим наукам Российского профессорского собрания (с 2018 г., член совета)
  • Ассоциация научных редакторов и издателей России «АНРИ» (с 2016, член ассоциации)
  • Международная академия наук МАН «Здоровье и экология», Инсбрук, Австрия (с 2009 г., действительный член русской секции)
  • Российская экологическая академия (с 2019 г., действительный член секции «Экологическое воспитание и образование»)

В 1994 г. окончил биолого-химический факультет Хабаровского государственного педагогического института (ныне Педагогический институт Тихоокеанского государственного университета). В 1999 г. — аспирантуру при кафедре психологии личности и педагогики Института молодежи. В 2004 г. — совместную докторантуру при кафедре психологии личности и педагогики Московского гуманитарного университета (МосГУ) и лаборатории экопсихологии развития Психологического института Российской академии образования (ПИ РАО).

В 1988-1999 гг. работал в молодёжных организациях Хабаровского края. Участвовал в создании Детско-юношеского экологического центра «Косатка», где прошел путь от руководителя экологического кружка до директора. Работал в Краевом доме молодежи в учебно-методическом центре по переподготовке и повышению квалификации кадров в сфере молодежной политики. Руководил профильными социальными программами Краевого комитета по делам молодежи, участвовал в их экспертизе.

В 2000 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Воспитание гуманистически ориентированной личности в процессе взаимодействия учащихся с миром природы», в 2004 г. — докторскую диссертацию на тему «Природоориентированная деятельность учащихся как условие формирования экологического сознания».

С 2000 г. ведет непрерывную педагогическую и исследовательскую деятельность в высших учебных заведениях Москвы. В 2000-2004 гг. — доцент, в 2004-2007 гг. — профессор кафедры общей и практической психологии Московского городского педагогического университета. В 2005-2008 гг. профессор в Российской академии государственной службы при Президенте РФ. В 2005-2008 гг. также профессор Российского университета дружбы народов, где в 2008 г. участвовал в создании кафедры психологии и педагогики при филологическом факультете и заведовал указанной кафедрой до 2010 г.

С 2011 г. работает в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации.

Научно-педагогическая деятельность: читает лекционные и практические курсы для студентов всех уровней высшего образования. Основной курс «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов, а в рамках подготовки магистров, бакалавров и специалистов — «Психология развития и образования», «Педагогическая психология и педагогика», «Этология и сравнительная психология», некоторые дисциплины естественнонаучного цикла для психологов.

Разработал авторскую дидактическую модель учебной дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов разных специальностей, которая была успешно апробирована в перечисленных выше учебных заведениях, а также в группах аспирантов ряда институтов Российской академии наук, в частности Института общей генетики им. Н.И. Вавилова, Института биохимии им. А.Н. Баха, Института микробиологии им. С.Н. Виноградского, Института биоинженерии. По результатам апробации и на основе опыта ее реализации в практике изданы учебник (2010), два учебных пособия (2018, 2019), монография (2019). Данная модель и другие авторские дидактические разработки представлены на учебно-информационном веб-ресурсе «Ecological Development» (https://development-eco.ru/).

Работает с магистрантами и аспирантами по подготовке диссертационных исследований. Подготовил более тридцати магистров психологии, восемь кандидатов психологических, одного кандидата педагогических наук, одного доктора педагогических наук.

Приглашался для участия в работе государственных аттестационных комиссий в качестве председателя ГАК: в Московский государственный областной университет (с 2022 г.) по направлению «Педагогическое образование»; в Российский новый университет (с 2021 г.) по направлению «Психолого-педагогическое образование»; в Московский городской психолого-педагогический университет по направлениям «Организация работы с молодежью» и «Психолого-педагогическое образование» на факультете социальной коммуникации (с 2015 г.), а также «Социальный педагог» на факультете социальной педагогики (с 2008 г.); в Российский университет дружбы народов по направлению магистерской подготовки иностранных студентов «Педагогика» в рамках Шанхайской организации сотрудничества и по направлению магистерской подготовки «Психологическое консультирование» (2016-2019 гг.).

Выполнял общественную нагрузку в качестве члена диссертационных советов по психологическим и педагогическим наукам в Российском университете дружбы народов (член совета в 2005-2019 гг.); в РАНХиГС при Президенте Российской Федерации (заместитель председателя в 2012-2014 гг., председатель в 2015-17 гг.).

Область научных интересов лежит на стыке естественнонаучных (антропоэкология и энвайронментология) и гуманитарных (психология развития и образования) дисциплин и включает разработку:

  • социально-экологических и эколого-психологических аспектов взаимодействия человека с окружающей его средой;
  • психолого-педагогических и практических аспектов формирования и развития экологоориентированной личности на разных этапах ее образования;
  • дидактических и собственно технологических аспектов цифрового («онлайн» и «смешанного») обучения студентов высшей школы, соответствующих частных дидактических моделей, их апробацию и внедрение.

Ключевую роль в становлении интересов сыграла работа в творческих научных коллективах по проблематике экологического образования личности.

Так, с 2001 по 2015 гг. являлся научным сотрудником лаборатории экопсихологии Психологического института РАО. Был включен в состав оргкомитета по проведению всероссийских конференций по экологической психологии в ПИ РАО. При участии А.В. Гагарина была подготовлена и открыта специализация «Экологическая психология» в Международном независимом эколого-политологическом университете (МНЭПУ), где в 2000-2010 гг. заведовал лабораторией психодиагностики (с 2004 г. — лаборатория экологической психологии) факультета социальных коммуникаций, был в 2001-2004 гг. заместителем декана по науке, а с 2004 г. — деканом. Создал и руководил научным обществом учащихся и студентов «Экопсихолог» (на базе экспериментальной площадки в московской школе №520).

С 2005 г. - научный сотрудник Межвузовского центра технологий экологического образования (ТЭКО-Центр) при МГГУ им. М.А. Шолохова (с 2021 г. — при МНЭПУ), где курирует проблематику, связанную с разработкой психолого-педагогических аспектов развития экологической культуры как вершинного достижения личности.

Участие в исследовательских проектах:

  • Грант РФФИ «Поликультурное проектирование экологического развития личности в цифровом образовании» (2019-2021 гг., № 19-013-00322, исполнитель)
  • Грант РГНФ «Психологическое взаимодействие и межвидовая коммуникация человека с домашними животными в условиях городской среды» (2013-2015 гг., № 13-06-00687, исполнитель)
  • Грант РГНФ «Экология человека: фактор культуры. Развитие экологической культуры детей и молодежи в информационном обществе» (2013-2015 гг., № 13-06-00479, ответственный исполнитель)
  • Грант РГНФ «Международная научно-практическая конференция «Экологическая культура в глобальном мире: модернизация российского образования в контексте международных стратегий» (2012 г., № 12-06-14239, исполнитель)
  • Федеральный целевой проект «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук». Тема: «Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарное экологическое образование, социально экологическое проектирование, социально-экологические инициативы (2010-2012 гг., № Г/К 14.740.11.0234, исполнитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития» (2010-2012 гг., № 09-06-00064а, руководитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Психологическая адаптация человека в осложненных условиях жизненной среды (на примере детского и юношеского населения Забайкальского края)» (2009-2010 гг., № 09-06-00064а, исполнитель)
  • Федеральный целевой проект «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» Тема: «Межкультурная адаптация иностранных студентов в России: диагностика и пути оптимизации» (2009-2010 гг., Г/К 02.740.11.0377, ответственный исполнитель)
  • Научно-образовательный проект «Историко-культурная и эколого-образовательная деятельность и просветительская деятельность по формированию исторической и экологической культуры на базе ГЗМ «Царицыно» (2008?2009 гг., ответственный исполнитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Психология элит: история и современность» (2009-2010 гг., № 09-06-00145, исполнитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Этнопедагогика экологической культуры: традиции народов России в экологическом воспитании современных школьников» (2007-2008 гг., исполнитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Экологоориентированное мировоззрение личности и его формирование в деятельности учащихся старших классов» (2005-2007 гг., № 05-06-06214а, руководитель)
  • Исследовательский грант РГНФ «Экопсихология как область психологических исследований» (2000-2002 гг., № 00-06-00209, исполнитель)
  • Исследовательский грант Московского департамента образования «Проектирование образовательной среды в учреждении дополнительного образования» (2000-2003 гг., исполнитель)

Основные публикации: более 400 работ, в том числе

  • Воспитание природой: Некоторые аспекты гуманизации экологического образования и воспитания: монография (2000)
  • Природоориентированная деятельность учащихся как ведущее условие формирования экологического сознания: монография (2005)
  • Экологоориентированное мировоззрение личности: монография (2008, в соавт.)
  • Экологическая компетентность личности: сущность, содержание, развитие: монография (2012)
  • Экологическая компетентность личности: сущность, гендерные и межкультурные аспекты, особенности развития: монография (2013, в соавт.)
  • Профессионально-экологическая культура личности: монография (2013, в соавт.)
  • Теория и менеджмент экологического образования: учебное пособие (2002)
  • Экологическая психология: практический курс: учебное пособие в 2-х частях (2006)
  • Экологическая психология и педагогика: учебное пособие (2008, в соавт.)
  • Психология и педагогика высшей школы: учебное пособие (2010)
  • Экологическая акмеология: педагогическая адаптация: учебное пособие (2012, в соавт.)
  • Зоопсихология и сравнительная психология: учебное пособие (2013)
  • Экоантропология: на стыке наук. Аспекты взаимодействия в системе «Человек – Среда – Культура»: учебное пособие (2015)
  • Поведение животных: эволюция, интеллект, внутри- и межвидовые коммуникации: электронное учебное пособие (2018)
  • Инновационная дидактика высшей школы: теория, технологии, методы: электронное учебное пособие (2018)
  • Развитие профессионализма: новые подходы в интегративных исследованиях личности: монография (2019, в соавт.)
  • Развитие профессионализма преподавателя: прикладное дидактическое исследование: монография (2019, в соавт.)
  • Образовательные технологии в высшей медицинской школе (на примере диалогово-дискуссионных и рефлексивных форм обучения): учебное пособие (2019, в соавт.)
  • Экологическое развитие личности в цифровом образовании: психолого-дидактические предпосылки проектирования // Мир психологии. 2020. №3 (в соавт.)
  • Идеи устойчивого развития цивилизации в контексте современного экологического образования: описательный обзор // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2021. Т. 6. Вып. 5 (в соавт.)
  • Экологическое образование в условиях цифровой дидактики // Педагогическое образование и наука. 2021. №3 (в соавт.)
  • Созидательная активность личности (2022, в соавт.)
  • Воспитание в академической среде: интеграция традиций и инноваций (2022, в соавт.)
  • Экологическое развитие личности в поликультурном обществе: образовательной потенциал цифровизации: монография (2022, в соавт.)

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации за значительные заслуги в образовании и многолетний добросовествный труд (2018)
  • Почетная грамота Московской государственной картинной галереи народного художника СССР Ильи Глазунова (2017)
  • Лучший учёный Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова по итогам 2012 года (2012)
  • Золотая медаль им. Б.Г. Ананьева за заслуги в образовании и науке (2007)
  • Золотая медаль им. Н.Н. Моисеева за заслуги в образовании и науке (2005)
  • Победитель (1-е место) конкурса «Лидер в образовании СНВ – 2005» в номинации «Лучший молодой ученый» (2005)
  • Почетный бронзовый знак им. И.П. Павлова за успехи в науке (2004)
  • Грант-стипендия Русской секции Международной академии наук (2004)
  • Издательский грант Дальневосточного отделения центра по защите окружающей среды ИСАР на издание авторского научно-методического комплекса «Человек-листочек» для организаторов социальной работы с молодежью (1998)
  • Грант Российского конкурса молодежных социально-образовательных проектов на реализацию проекта «Молодежный творческо-экологический лагерь «Ноев ковчег» (1998)
  • Победитель (1-е место) регионального конкурса молодежных социально-образовательных проектов, лауреат гранта администрации Хабаровского края на реализацию проекта «Молодежная лесная академия» (1997)
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»