Кто есть кто
Аркадий Аронович Марголис
Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Почетный профессор МГППУ. Заслуженный работник высшей школы РФ. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.
Ректор Московского государственного психолого-педагогического университета, профессор кафедры педагогической психологии факультета психологии образования МГППУ. Председатель Ученого совета МГППУ.
Член Федерального учебно-методического объединения по УГСН «Образование и педагогические науки». Член Межведомственной группы Министерства просвещения Российской Федерации по Национальной системе учительского роста.
Первый заместитель главного редактора журналов «Психологическая наука и образование» и «Психолого-педагогические исследования». Заместитель председателя редакционного совета журнала «Культурно-историческая психология». Заместитель председателя редакционного совета журнала «Современная зарубежная психология». Член редакционного совета журнала «Экспериментальная психология». Editorial board member of the «Learning, Culture and Social Interaction» journal.
Член Совета (Council member) European Educational Research Association (EERA). Член Президиума Федерации психологов образования России. Член Президиума Ассоциации педагогов «Педагог XXI века». Председатель Научного Совета Ассоциации исследователей образования.
В 1982 г. окончил физический факультет Московского государственного педагогического института имени Ленина, в 1989 г. - аспирантуру НИИ ОПП АПН СССР (в настоящее время Психологический институт РАО).
В 1990 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Развитие учебно-познавательных действий школьников в условиях использования компьютерных средств».
В 1982-1986 гг. - учитель физики школы №10 г. Москвы.
В 1989-1998 гг. - научный сотрудник, заведующий лабораторией «Психологические основы педагогических технологий» ПИ РАО.
Организатор создания совместно с В.В. Рубцовым Московского городского (сейчас - государственного) психолого-педагогического университета (1997).
Работает в в Московском государственном психолого-педагогическом университете со дня его основания в 1998 г.: проректор по учебной работе, профессор кафедры педагогической психологии (1998-2002), первый проректор (2002-2018), профессор кафедры «Педагогическая психология» (с 2003), врио ректора (с 2018), ректор (с 2020).
В 2009-2011 гг. - член исполкома Международного общества культурно-исторических и деятельностных исследований (International Society for Cultural and Activity Research, ISCAR).
Область профессиональных интересов:
- психология образования
- педагогическая психология
- педагогическое образование
- культурно-историческая и деятельностная психология
Авторским коллективом под руководством А.А. Марголиса изучались психологические особенности построения диалогических учебных сред, ориентированных на развитие мышления младших школьников. В ходе проекта были описаны «модельные спонтанные мировоззренческие представления, выполняющие функцию теоретического и вместе с тем образного освоения объективной действительности» у детей, разработана концепция воспитательного диалога. Практическим результатом этой работы стало создание учебного курса «Философия для детей», одобренного и рекомендованного Министерством образования для учащихся начальных школ и получившего официальное признание со стороны ЮНЕСКО.
Инициативы и проекты:
- В 1997 г. совместо с В.В. Рубцовым создал первый в России специализированный психолого-педагогический университет ФГБОУ ВО МГППУ.
- Соавтор Инновационной программы развития психологического образования (ИОП МГППУ) (2007-2008), с которой Университет в 2007 г. стал победителем конкурса инновационных вузов в рамках Национального приоритетного проекта «Образование». В рамках проекта создана и внедрена уникальная программа развития психологических исследований (фундаментальных и прикладных) и психологического образования. Создан первый и единственный в Российской Федерации, СНГ и Восточной Европе Научно-образовательный центр нейрокогнитивных исследовании (МЭГ-центр), Научно-образовательный центр «Экспериментальная психология».
- Один из основных разработчиков (совместно с В.В. Рубцовым, Ю.М. Забродиным) Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования третьего поколения по направлению «Психолого-педагогическое образование» (2009). Создано новое направление подготовки, в которое вошли 13 ранее существовавших специальностей высшего образования, разработаны стандарты компетентностной подготовки по 10 профилям уровня бакалавриата, магистратуры и специалитета.
- Один из создателей, член Президиума УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование» на базе МГППУ (2010), в УМО входят около 50 вузов РФ.
- Научный руководитель проекта модернизации психологической службы системы образования Москвы (2012-2013). В рамках проекта разработана и внедрена новая модель деятельности психологической службы и педагогов-психологов, выделены 2 основных направления (сопровождение ООП и коррекционная работа с учащимися с ОВЗ), разработаны типовые программы сопровождения образовательных организаций со стороны ПМСЦ.
- Соразработчик концепции модернизации педагогического образования (2014). Научный соруководитель федерального оператора комплексного проекта модернизации педагогического образования в РФ (2014-2015), научный руководитель оператора проекта (2016-2017). Разработана новая методология, содержание и технологии подготовки педагогов всех профилей в соответствии с требованиями ФГОС общего образования и профессионального стандарта педагога. Разработана и апробирована система независимой оценки квалификации выпускников (будущих педагогов), реализованы клинический и деятельностный подходы в подготовке педагогов на основе новой модели школьно-университетского партнерства.
- Соавтор идеи (совместно с В.В. Рубцовым), руководитель проекта создания научного журнала «Психологическая наука и образование» (1993-2018), первый заместитель главного редактора.
- Соавтор идеи (совместно с В.П. Зинченко, В.М. Муниповым, В.В. Рубцовым) создания журнала «Культурно-историческая психология». Заместитель председателя редакционного совета.
- Автор проекта создания первого в РФ открытого полнотекстового онлайн-портала психологических изданий PsyJournals.ru с размещенными на нем психологическими ресурсами (МГППУ и других изданий). В настоящее время содержит открытый репозиторий более 20 научных изданий.
- Научный руководитель проекта «Внедрение компетентностного подхода при разработке и апробации основных профессиональных образовательных программ высшего образования по УГСН «Образование и педагогические науки» (уровень образования бакалавриат, магистратура и аспирантура, профиль «Педагог начального общего образования») (2016). Разработана и апробирована инновационная модель подготовки учителей начальных классов на основе требований профессионального стандарта педагога и ФГОС ОО.
- Научный руководитель проекта «Создание и внедрение модели аттестации педагогических работников на основе оценки их квалификации в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога и федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» (2017-2018). Разработана и апробирована новая модель аттестации педагогов разной квалификации (учитель, первая и высшая категории) на основе единого фонда оценочных материалов (ЕФОМ) и проекта профессионального стандарта педагога. Апробирована оценка квалификации будущих педагогов.
Занимается междисциплинарными исследованиями в сфере образовательной политики. В 2010-2011 г. он принимал участие в международном проекте «Образование, благополучие и развивающаяся экономика России, Бразилии и Южной Африки», посвященном исследованию взаимного влияния образования и экономики в различных культурах.
Для оптимизации обучения и исследований в русле культурно-исторической психологии А. А. Марголис (совместно с И А. Корепановой и М.А. Сафроновой) организовал проект «Словарь культурно-исторической психологии Л. С. Выготского», призванный ориентировать пользователя в многообразии терминологической системы Л. С. Выготского, сопровождать чтение текстов Выготского необходимым библиографическим и справочным материалом.
Читает курсы:
- «Мировые модели модернизации системы педагогического образования» (2017-2018 уч.г.);
- «Современное состояние и перспективы развития системы образования» (2019-2020 уч.г.).
В University of Wisconsin-Madison читал курсы «The Cultural-Historical Approach: History and Modern Development» (PhD graduate program, 1996) и «Application of Vygotskyan approach in Education» (MD graduate program, Dept. of Curriculum and Instruction, 1997).
Основные публикации: более 90 работ, в том числе
- Исаев Е.И., Марголис А.А. Трудности в обучении: диагностика, профилактика, преодоление // Психологическая наука и образование. 2023. Том 28. № 5. С. 7–20.
- Марголис А.А., Сорокова М.Г., Шведовская А.А. Очный, смешанный или онлайн-формат: как предпочитают учиться студенты? // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. № 5. С. 5–20.
- Марголис А.А. Новая научная грамотность: проблемы и трудности формирования // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 6. С. 5–24.
- Громыко Ю.В., Рубцов В.В., Марголис А.А. Школа как экосистема развивающихся детско-взрослых сообществ: деятельностный подход к проектированию школы будущего // Культурно-историческая психология. 2020. Том 16. №1. С. 57–67.
- Марголис А.А. Зона ближайшего развития (ЗБР) и организация учебной деятельности учащихся // Психологическая наука и образование. 2020. Том 25. №4. С. 6–27.
- Рубцов В.В., Марголис А.А. и др. О проблемах профессиональной подготовки специалистов социальной сферы для работы с уязвимыми категориями населения // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. №2. С. 8–34.
- Марголис А.А. Модернизация педагогического образования в Российской Федерации. Учебное пособие. М.: МГППУ, 2019. 382 с.
- Марголис А.А. Профессиональный стандарт педагога: разработка и использование в России и за рубежом. Учебное пособие. М.: МГППУ, 2019. 197 с.
- Марголис А.А. и др. Марковские модели в задачах диагностики и прогнозирования. Учебное пособие. М.: РУСАВИА, 2013. 172 с.
- Марголис А.А., Ковалев С.Д., Телегин М.В., Кондратьев Е.А. Объяснительная записка к программе «Философия для детей». Учебное пособие. М.: Центр Развивающее образование, 2002. 47 с.
- Марголис А.А. Оценка квалификации учителя: обзор и анализ лучших зарубежных практик // Психологическая наука и образование. 2019. Том 24, №1. С. 5-30
- Марголис А.А. и др. Возможности компьютерной игры «Plines» как инструмента диагностики комплексов когнитивных способностей школьников // Современная зарубежная психология. 2018. Том 7, №3. С. 38-52.
- Марголис А.А. Что смешивает смешанное обучение? // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, №3. С. 5-19.
- Марголис А.А., Сафронова М.А. Итоги комплексного проекта по модернизации педагогического образования в Российской Федерации (2014—2017 гг.) // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, №1. С. 5-24.
- Марголис А.А., Сафронова М.А., Панфилова А.С., Шишлянникова Л. М. Итоги независимой оценки сформированности общепрофессиональных компетенций у будущих педагогов // Психологическая наука и образование. 2018. Том 23, №1. С. 64-81.
- Марголис А.А., Новикова Е.М. Социальный контекст внедрения национальной системы учительского роста в России: информированность и отношение учителей // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22, №4. С. 10-21.
- Марголис А.А., Аржаных Е.В., Гуркина О.А., Новикова Е.М. Готовность педагогов к введению профессионального стандарта: результаты социологического исследования // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21, №2. С. 22-34.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Панфилова А.С., Юрьев Г.А. Математические аспекты концепции адаптивного тренажера // Психологическая наука и образование. 2016. Том 21, №2. С. 84-95.
- Марголис А.А. Модели подготовки педагогов в рамках программ прикладного бакалавриата и педагогической магистратуры // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, №5. С. 45-64.
- Болотов В.А., Рубцов В.В., Фрумин И.Д., Марголис А.А., Каспржак А.Г., Сафронова М.А., Калашников С.П. Информационно-аналитические материалы по итогам первого этапа проекта «Модернизация педагогического образования» // Психологическая наука и образование. 2015. Том 20, №5. С. 13-28.
- Марголис А.А., Гуружапов В.А. Проектирование модели практико-ориентированной подготовки педагогических кадров по программам бакалавриата по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и начального общего образования // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19, №3. С. 143-159.
- Марголис А.А. Требования к модернизации основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) подготовки педагогических кадров в соответствии с профессиональным стандартом педагога: предложения к реализации деятельностного подхода в подготовке педагогических кадров // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19, №3. С. 105-126.
- Марголис А.А. Проблемы и перспективы развития педагогического образования в РФ // Психологическая наука и образование. 2014. Том 19, №3. С. 41-57.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Мармалюк П.А., Юрьев Г.А., Думин П.Н. Обучаемые марковские модели в задачах оптимизации порядка предъявления психологических тестов // Нейрокомпьютеры: разработка, применение. 2013. №4 С. 028-038.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Юрьев Г.А., Мармалюк П.А. Концепция системы поддержки принятия решений для психологического тестирования // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 56-65.
- Марголис А.А., И.В. Коновалова. Критерии профессиональной компетентности педагога-психолога // Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 13-20.
- Рубцов В.В., Ушаков Д.В., Журавлев А.Л., Марголис А.А. Образование одаренных – государственная проблема // Психологическая наука и образование. 2009. №4. С. 5-14.
- Куравский Л.С., Марголис А.А., Юрьев Г.А. Принципы программной реализации психологического тренажера // Психологическая наука и образование. 2008. №5. С. 182-188.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Телегин М.В. Психологическое исследование генеза и развития житейских понятий в условиях учебного диалога (первый этап) // Психологическая наука и образование. 2007. №2. С. 61-72.
- Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г., Рубцов В.В., Марголис А.А. К авторам и читателям журнала // Культурно-историческая психология. 2005. №1. С. 4-12.
- Рубцов В.В., Марголис А.А. Стратегия развития психологического образования // Психологическая наука и образование. 1998. №2. С. 57-63.
- Марголис А.А. Новый учебный предмет «Философия для детей» // Психологическая наука и образование. 1996. №1. С. 65-72.
- Рубцов В.В., Марголис А.А., Гуружапов В.А. Культурно-исторический тип школы // Вопросы психологии. 1994. №5.
- Марголис А.А. Философия для детей: подход к развитию мышления ребенка // Начальная школа. 1991. №17.
- Рубцов В.В., Пажитнов А.П., Марголис А.А. Компьютер как средство учебного моделирования // Информатика и образование. 1987. №5. С. 8-14.
- H. Daniels, H. Lauder, A. Lessa, V. Rubtsov, A. Margolis, A. Shvedovskaya, J. Hardman. The Outline Of Relationships Between Economic Growth, Education And Well-Being // Вопросы психологии. 2014. №6, ноябрь-декабрь. С. 25-32.
- Vitaly V. Rubzov, Arkady A. Margolis, Viktor A. Guruzapov. Per Una Scuola «Storico-Culturale» (Progetto Programmatico) // Educational, cultural and psychological studies. 2014. №9, June. Pp. 419-439.
- Margolis A.A. «Philosophy For Children» Program In Russia // Thinking. IAPC, New York, USA, 1998, Vol. 13, № 14.
- Margolis A.A. A Comparison Between The Philosophy For Children Approach And The Cultural-Historical And Activity Approaches: Psychological And Educational Foundations (Afterward) // Natasha: Vygotskyan Dialogues. Teacher College Press, 1996. Pp. 117-129.
- Rubtsov V.V., Margolis A.A. Activity Oriented Models Of Information - Based Instructional Environments // Technology and the future of schooling. Ed. by Stephen T. Kerr. Part 2. The University of Chicago Press, 1996, Pp. 172-199.
- Rubtsov V.V., Margolis A.A., Guruzhapov V.A. The Cultural-Historical Type Of School // Russian Education and Society. 1995, August, №8.
- Margolis A.A. Vygotsky At The Computer: A Soviet View Of «Tools» For Learning // The Computing Teaсhеr. 1991. Август / сентябрь.
Награды:
- Орден Дружбы — за достигнутые трудовые успехи и многолетнюю плодотворную деятельность (2013)
- Почетный знак за вклад в развитие МГППУ «Золотой знак Пси» (2011)
- Медаль им. Г.И. Челпанова (I степени) ПИ РАО и МГППУ «За вклад в развитие психологической науки» (2007)
- медаль К.Д. Ушинского (2001)
- Медаль «В память 850-летия Москвы» (1997)
- Грамота Департамента образования города Москвы (2010)
- Лауреат конкурса «Грант Москвы» в области наук и технологий в сфере образования (2003)
- Премия Президента Российской Федерации за создание и внедрений авторской модели «Система психологического обеспечения развивающего образования на основе теории социогенеза» для региональных систем образования (1998, в составе авторского коллектива под руководством проф. В.В. Рубцова)
- Благодарственное письмо генерального директора Фонда социально-культурных инициатив
- медаль имени В.В. Давыдова РАО — за вклад в совершенствование системы подготовки кадров и развитие основ развивающего образования (на основе идей В.В. Давыдова) (2020)
- «PsyJournals.ru», Портал психологических изданий (в номинации «Вклад в развитие единого профессионального психологического сообщества России», 2012 г.), лауреат
- «Культурно-историческая психология», международный научный журнал (в номинации «Проект года в психологической науке», 2006 г.), номинант
- «Детский психолог - психология специалистам. www.childpsy.ru», тематический научно-методический интернет-проект по возрастной психологии и некоторым отраслям детской психологии (в номинации «Проект года в психологическом образовании», 2006 г.), номинант