16+
Выходит с 1995 года
28 февраля 2024

Кто есть кто

Ольга Александровна Карабанова

Ольга Александровна Карабанова

Москва

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент РАО.

Заведующая кафедрой возрастной психологии, профессор факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Заместитель декана по научной работе. Председатель специализированного диссертационного совета по социальной психологии, психологии развития и акмеологии при МГУ.

Член Международного общества по изучению развития поведения (ISSBD). Руководитель секции психологии развития Российского психологического общества. Член Экспертного совета Федерального научно-методического центра в области психологии и педагогики толерантности.

Заместитель главного редактора журнала «Национальный психологический журнал». Член редколлегии журнала «Вестник Московского университета. Серия 14. Психология».

В рамках Национального конкурса «Золотая Психея» член Экспертного Совета (выбор финалистов по итогам 2019-2023Большого Жюри (выбор победителей по итогам 2016-2023).

Окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова в 1974 г. В 1979 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Формирование действия графического воспроизведения плоского контура у старших дошкольников», а в 2002 г. докторскую диссертацию на тему «Социальная ситуация развития ребенка (структура, динамика, принципы коррекции)».

Научные интересы: развитие личности в детском и подростковом возрасте, развитие Я-концепции и самосознания, морального развития, психология семейных отношений, диагностика и коррекция детско-родительских отношений, возрастно-психологическое консультирование, коррекция психического развития ребенка. Ведёт исследование по теме «Социальная ситуация развития ребенка: структура, динамика, принципы коррекции».

В МГУ читает курсы лекций: «Психология развития и возрастная психология», «Психология семейных отношений», «Коррекция психического развития ребёнка», «Диагностика и коррекция детско-родительских отношений», «Основы семейного консультирования», «Возрастно-психологическое консультирование».

Подготовила 27 кандидатов наук.

Научный редактор сборника программ общих и специальных дисциплин учебного плана подготовки дипломированных специалистов-психологов «Психология развития и возрастная психология» (совм. с А.И. Подольским) (1998).

Основные публикации:

  • Карты наблюдения для оценки уровня психологической готовности ребенка к школе: проект для апробации / Карабанова О.А. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022. 15 с.
  • Концепция комплексной образовательной программы дошкольного образования «Река Детства» (проект) / Карабанова О.А. и др. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2022.
  • Психология развития: полвека пути: монография: к 50-летию кафедры возрастной психологии факультета психологии МГУ имени М.В. Ломоносова / под ред. О.А. Карабановой, Е.И. Захаровой, Г.В. Бурменской, С.М. Чурбановой. Пенза: Изд-во ПГУ, 2021. 446 с.
  • Семья и дети в современном мире / Ситникова В.Л., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Старостина Ю.А. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2020. 1610 с.
  • Концепция развития образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья до 2030 г. / Никольская О.С., Кукушкина О.И., Гончарова Е.Л., Карабанова О.А., Коробейников И.А., Кантор В.З. СПб: Институт коррекционной педагогики РАО, 2019. 120 с.
  • Семья и дети в современном мире: Коллективная монография / науч. ред. Ситников В.Л. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2018. 606 с.
  • Концепция возрождения отечественной традиции детского чтения / Карабанова О.А. и др. М.: МГУ, 2017. 143 с.
  • Активные процессы в социальной и массовой коммуникации: коллективная монография / Карабанова О.А. и др. Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2016. 208 с.
  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2009, 2014. 152 с.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2014. 152 с.
  • Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом / Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. М.: ФИРО, 2014. 96 с.
  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А., Карабанова О.А., Салмина Н.Г., Молчанов С.В. М.: Просвещение, 2010, 2014. 159 с.
  • Формирование гражданской идентичности как ключевая задача образования и социокультурной модернизации России / Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Пастернак Н.А., Глебкин В.В., Левит М.В. М.: ФИРО, 2012. 252 с.
  • Как рождается гражданская идентичность в мире образования: от феноменологии к технологии: монография. В 2-х частях / Асмолов А.Г., Карабанова О.А., Марцинковская Т.Д., Гусельцева М.С., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Глебкин В.В., Левит М.В. М.: ФИРО, 2011.
  • Развитие игровой деятельности детей / Карабанова О.А., Доронова Т.Н., Соловьева Е.В. М.: Просвещение, 2011. 96 с.
  • Толерантность как фактор противодействия ксенофобии: управление рисками в обществе риска / Карабанова О.А. и др. М., 2011. 608 с.
  • Как подготовить ребенка к школе / Гризик Т.И., Карабанова О.А., Соловьева Е.В., Якобсон С.Г. М.: Просвещение, 2011. 128 с.
  • Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / Карабанова О.А. и др. М.: Просвещение, 2009. 215 с.
  • Инновационные образовательные программы по психологии / Карабанова О.А. и др. М.: МГУ, 2007.
  • Возрастно-психологический подход консультировании детей и подростков: учебное пособие для вузов / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: МПСИ, 2007. 480 с.
  • Психология семейных отношений и основы семейного консультирования / Карабанова О.А. М.: Гардарики, 2007. 320 с.
  • Роль семьи в моральном развитии ребенка / Карабанова О.А., Молчанов С.В. М.: НКО Дар, 2007. 156 с.
  • Возрастная психология: Конспект лекций / Карабанова О.А. М.: Айрис-Пресс, 2005. 240 с.
  • Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие / Бурменская Г.В., Захарова Е.И., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: Академия, 2005. 416 с.
  • Психология семейных отношений / Карабанова О.А. Самара: СИПКРО, 2001. 132 с.
  • Игра в коррекции психического развития ребенка / Карабанова О.А. М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
  • Процессы психического развития: в поисках новых подходов / Карабанова О.А. и др. М., 1995. 146 с.
  • Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. М.: МГУ, 1990. 136 с.
  • Психолого-педагогическая подготовка обучающего персонала учебных подразделений в энергетике / Карабанова О.А., Подольский А.И., Подольская Т.А. М.: ВИПКэнерго, 1990.

Награды. Лауреат Ломоносовской премии за педагогическую работу (2001). Лауреат премии Правительства Российской Федерации в сфере образования (2010). Награждена медалью К.Д. Ушинского (2011 г.) Заслуженный профессор МГУ (2014).

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»