16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Вольф Соломонович Мерлин

Вольф Соломонович Мерлин

22.01.1898 - 06.04.1982

Доктор педагогических наук (по психологии), профессор.

Окончил классическую гимназию, затем педагогический факультет Петроградского педагогического института внешкольного образования.

В 1938 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Волевая деятельность и условный рефлекс», в 1950 г. - докторскую диссертацию на тему «Психофизиологическое своеобразие условных реакций в структуре волевого акта»

В 1918-1920 гг. работал инструктором по внешкольному образованию уездного отдела народного образования Рязанской губернии. Участвовал в историческом первом и единственном Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6-19 мая 1919 г. с участием В.И. Ленина, Н.К. Крупской А.В. Луначарского, посвященном ликвидации безграмотности в стране.

В 1923-1924 гг. работал в психотехнической комиссии при областной совпартшколе им. К. Цеткин в Ленинграде.

В 1924-1925 гг. - научный сотрудник комиссии по изучению педагогической работы со взрослыми, преподаватель психологии Ленинградского педагогического техникума им. К.Д. Ушинского.

С 1925 г. - ассистент кафедры психологии Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена, с 1929 г. - доцент.

В 1927-1931 гг. преподавал в Ленинградском институте научной педагогики.

В 1932-1938 г. работал в Саратовском педагогическом институте.

В 1938-1948 г. преподавал в Свердловском педагогическом институте.

С 1942 г. - научный консультант в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске.

В 1948-1954 гг. преподавал на отделении русского языка, логики и психологии историко-филологического факультета Казанского университета.

С 1954 г. работал в Пермском государственном педагогическом институте: заведовал кафедрой психологии (1954-1979), затем работал в должности профессора, руководителя лаборатории и аспирантуры кафедры.

Ученик и один из ближайших сотрудников (в 1921-1931 г.г.) профессора М.Я. Басова, продолжатель исследований целостной личности в естественных экспериментах по А.Ф. Лазурскому, в теоретической и экспериментальной разработке системной методологии междисциплинарных исследований многомерных закономерностей онтогенетического развития индивидуального своеобразия и социально-типичных свойств личности в различных видах и формах поведения, практической и теоретической деятельности. Развивал идеи и опыт медико-психофизиологических, психологических и социально-психологических исследований академика В.М. Бехтерева.

Во время учебы в институте (с 1921 г.) начал исследовательскую работу в научной группе Е.Я. Голанта - М. Я. Басова по изучению педагогической работы со взрослыми, а также подрабатывал публичными лекциями в Петрограде о бессознательном с демонстрацией массового гипноза. В 1923-1924 гг. вел научную деятельность в Ленинградском губполитпросвете по борьбе с неграмотностью под руководством М.Я. Басова. В 1927-1928 гг. руководил научной группой по изучению становления и развития мировоззрения и личности младших школьников из разных социальных групп в связи с социальными и эмоциональными установками личности, формой организации эмоционального строя ребёнка и индивидуальными особенностями речевого мышления в условиях коллективного общения. По оценке М. Я. Басова, в такой постановке проблема мировоззрения была нова для мировой педологии и в то же время выступала как «конечный завершающий вопрос всей проблемы мышления». Исследование позволило сделать предварительные, но важные выводы о взаимосвязях форм организации мышления и эмоционального строя личности детей со своеобразной системой социальных представлений ребёнка разных типов содержания: узко-социальных, расширенно-социальных и широко-социальных. Так было показано, что тесная связь эмоциональной и волевой жизни личности с её поведением, деятельностью, мышлением, речью и другими познавательными процессами уже вполне сформирована к началу обучения в школе, однако характер этих связей неоднозначен: он различен как для разных типов содержания социальных представлений детей, так и с психологически ясно выражаемыми эмоциональными свойствами личности.

В 1930-х гг. продолжал изучение волевой деятельности, вел экспериментальное изучение психики в связи со свойствами нервной системы. В 1934 г. вышла работа В.С. Мерлина «Конспект лекций по общей психологии».

В время ВОВ в клинике Института психологии МГУ при эвакогоспитале в Свердловске оказывал психологическую и психотерапевтическую помощь, в том числе с помощью гипноза, инвалидам войны, потерявшим конечности и зрение. Изучал проблемы координации движений у раненых и реабилитации в результате ранения ослепших бойцов. Эта работа была обобщена в конце 1960-х гг. и опубликована в книге «Проблемы экспериментальной психологии личности».

Исследования «казанского периода» (1948-1954 гг.) были направлены главным образом на поиск путей, которыми разные люди приходят к успеху в работе, становятся передовиками. В центре научных интересов В.С. Мерлина в послевоенные годы были проблемы личности, психофизиологии индивидуальных различий, темперамент и индивидуальный стиль деятельности.

Основные сферы интересов В.С. Мерлина в «пермский период»: философия и многозначные логики, математические языки и методы статистического многомерного анализа вероятностных процессов, общая (теоретическая) и возрастная психология, психофизиология и психология личности, системное исследование индивидуальности человека.

Автор теории индивидуальных стилей деятельности и жизнедеятельности. Автор и разработчик системной методологии междисциплинарных исследований человека как интегральной индивидуальности.

К 1975 г. Мерлин вместе с сотрудниками и учениками разработал экспериментальные и теоретические основы системной многоуровневой концепции интегральной индивидуальности, в которой геном выступает базой созревания разных типов и свойств нервной системы и психосоматического организма в целом, а прижизненно формируемые индивидуальные стили различных видов деятельности и многоуровневого языкового общения занимают ключевое место, выступают опосредствующими звеньями между иерархизованными уровнями свойств и инвариантных симптомокомплексов индивидуальности.

Основные публикации: более 250 работ, в том числе

  • Мерлин В.С. О формах использования социального опыта учащихся.// Опыт изучения педагогической работы со взрослыми / Под. ред. М.Я. Басова, Е.А. Голанта. Л.: ГИЗ, 1926
  • Мерлин В.С., Хрякова М.Ф. Вопросы развития социального мировоззрения у детей. М.; Л.: ГИЗ,1930. 126 с.
  • Мерлин В.С. Об обучении и развитии // Уч. зап. Саратовск.гос. пед. ин-та. 1934. С. 61-75.
  • Мерлин В.С. Психологические основы воспитания сдержанности // Советская педагогика.1939. № 11, 12. С. 138-148.
  • Мерлин В.С. О координации движений при ранениях верхних конечностей // Уч.зап.Московского Гос. ун-та. 1947, Т. 2. Вып. 3. С. 87-96.
  • Мерлин В.С. Своеобразие условных реакций в структуре волевого акта // Ученые записки Казанского государственного университета. 1953, Т. 113. Кн. 3. 124 с.
  • Мерлин В.С. К характеристике условного кожно-гальванического рефлекса // Физиологический журнал им. И.М. Сеченова. 1954. Т. 40. №2. С. 155-161.
  • Мерлин В.С. Роль темперамента в эмоциональной реакции на отметку // Вопросы психологии. 1955. №6. С. 61-71.
  • Мерлин В.С. Восстановление личности после тяжелых эмоциональных потрясений. Доклад на совещании по вопросам психологии личности. М.: Изд-во АПН СССР, 1956.
  • Мерлин В.С. Методы исследования нервно-физиологических основ психической деятельности человека // Материалы совещания по психологии (1-6 июля 1955 г.), Институт психологии АПН РСФСР. М., 1957. С. 160-167.
  • Мерлин В.С. Динамика «переноса» условнорефлекторных связей из одной сигнальной системы в другую // Вопросы психологии. 1957. №2. С. 53-67.\
  • Мерлин В.С. Физиологические испытания и психологические характеристики специальных типов высшей нервной деятельности //Проблемы психологии личности в связи с типами высшей нервной деятельности. Пермь, 1958.
  • Мерлин В.С. К вопросу о связи типа высшей нервной деятельности, темперамента и отношений личности // Проблемы психологии личности в связи с типами высшей нервной деятельности. Пермь, 1958. С. 3-36.
  • Мерлин В.С. Очерк психологии личности. Пермь, 1959. 172 с.
  • Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. М.: Просвещение, 1964. 303 с. 2-е изд. Пермь, 1973. 291 с.
  • Мерлин В.С. Проблемы экспериментальной психологии личности. 1968, 1970.
  • Мерлин В.С. Лекции по психологии мотивов. Пермь, 1970. 120 с.
  • Проблемы интегрального исследования индивидуальности человека // Психологический журнал. 1980. Т. 1, №1. С. 58-71.
  • Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика, 1986. 254 с.
  • Мерлин В.С. Собрание сочинений в 5-ти томах. Пермь: ПСИ, 2006, 2007.
  • Мерлин В.С. Психология индивидуальности: избранные психологические труды / под ред. Е.А. Климова. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2005. 544 с.

Некролог в журнале «Вопросы психологии» - http://www.voppsy.ru/issues/1982/824/824170.htm

Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»