16+
Выходит с 1995 года
9 ноября 2024

Кто есть кто

Вероника Геннадьевна Аникина

Вероника Геннадьевна Аникина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Заместитель директора по учебной работе, доцент кафедры общей психологии Института экспериментальной психологии Московского государственного психолого-педагогического университета. Преподаватель кафедры общей психологии факультета психологии Московского института психоанализа.

В 1990 г. окончила физико-математический факультет Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева, в 1991 г. - факультет «Практическая психология» ЯрГПУ им. К.Д. Ушинского, в 1999 г. - аспирантуру. Училась в докторантуре МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2000 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Экзистенциальная рефлексия в проблемно-конфликтной ситуации».

С 1990 г. работала в Орловском государственном университете на кафедре общей психологии, затем на кафедре социальной психологии и акмеологии.

Была деканом факультета психологии ГБОУ ВПО МО «Академия социального управления».

Область научных интересов:

  • психология рефлексии
  • методология психологии
  • психология личности

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Основы научно-исследовательской работы
  • Методологические проблемы психологии
  • Психология личности
  • Общепсихологический практикум

Основные публикации: более 80 работ, в том числе

  • Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия и самовосприятия субъектов в конфликтном взаимодействии // Экспериментальная психология. 2024. Том 17. №1. С. 131–148.
  • Аникина В.Г., Хозе Е.Г. Влияние ВР-программы по коррекции никтофобии на состояние тревоги в юношеском возрасте // Экспериментальная психология. 2023. Том 16. №2. С. 68–86.
  • Аникина В.Г., Лагутин А.В. Рефлексивный аспект восприятия друг друга субъектами конфликта // Психологическая наука и образование. 2022. Том 27. №1. С. 104-120.
  • Аникина В.Г. Глава 29. Рефлексия как механизм формирования Он-концепции: диалогический подход рассмотрения // Лицо человека в контекстах природы, технологий и культуры. М.: НОЧУ ВО «Московский институт психоанализа», 2021. С. 443–451.
  • Аникина В.Г. Рефлексия и виртуальная реальность: от этимологического анализа понятий к пониманию сущностных отношений // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 1. С. 19-26.
  • Аникина В.Г. Организация и проведение рефлепрактики со школьниками // XIV Всероссийская научно-практическая конференция «Психология образования: вызовы и риски современного детства», Москва, 18-19 декабря 2018 года: Сборник материалов. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2018. С. 10-18.
  • Аникина В.Г. Рефлексивные отношения в «формах смыслового целого героя» (М.М. Бахтин) // Рефлексивные процессы и управление. 2017. Том 17. № 1-2. С. 44-55.
  • Аникина В.Г. Философские взгляды М.М. Бахтина как основа разработки диалогической модели рефлексии // Международная конференция «Творчество М.М. Бахтина как парадигмальное основание современной науки», 20-21 октября 2017 г., г. Москва. Конференциум. Сборник АСОУ научных трудов и материалов научно-практических конференций. Выпуск 3. М., 2017.
  • Аникина В.Г. Повышение качества образования – основа развития высшей школы // Academia. Педагогический журнал Подмосковья. 2016. №2 (8). С. 20-27.
  • Аникина В.Г. Идеи М.К. Мамардашвили и культурно-диалогическое понимание рефлексии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2015. №4. С. 114-122.
  • Аникина В.Г. К проблеме использования феноменологии Э. Гуссерля для исследования рефлексии в современной психологии // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2013. №1. С. 42-51.
  • Аникина В.Г. «Вещь искусства» как знаковый объект рефлексии // Психологический журнал. 2013. Том 34. № -6. С. 26-34.
  • Аникина В.Г. Культурно-диалогический подход в психологическом исследовании рефлексии: философско-методологические основания // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Том 10. №2. С. 46-74.
  • Аникина В.Г. Рефлексия в культурно-исторической психологии: Монография. М.: МАКС-ПРЕСС, 2011. 251 с.; 2-е изд. М.: МАКС-ПРЕСС, 2012. 242 с.
  • Аникина В.Г. Феноменология рефлексии: культурно-исторический аспект рассмотрения // Рефлексивные процессы и управление. 2011. №1-2. С. 44-56.
  • Аникина В.Г. Философские традиции изучения рефлексии в контексте решения проблемы самопознания // Развитие личности. 2010. №3. С. 127-138.
  • Аникина В.Г. Проблема рефлексии в психологии человеческого бытия: поиски и пути решения // Психология субъекта и психология человеческого бытия: Монография. / под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной, Е.А. Сергиенко. Краснодар. Кубанский государственный университет, ПИ РАО, 2010. С. 357-368.
  • Аникина В.Г., Коваль Н.А., Семёнов И.Н. Исследование экзистенциальной рефлексии в проблемно-конфликтных ситуациях. Тамбов: ТГУ, 2002. 132 с.
  • Аникина В.Г. Проблема осознания в культурно-исторической теории Л.С. Выготского в контексте исследования рефлексии // Психологический журнал. 2009. Том 30. №2. С. 81-86.
  • Аникина В.Г. Рефлексивный тренинг в решении проблемно-конфликтных ситуациях // Культурно-историческая психология. 2009. №3. С. 72-80.
  • Аникина В.Г. Психотехническая модель рефлексии: теоретические основания и описание // Психологический журнал. 2010. Том 31. №6. С. 56-63.
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Поздравления с днём рождения
  • Елена Михайловна Шпагина

    Дорогая Вероника Геннадьевна! С Днем рождения! Пусть Ваша улыбка освещает путь молодых психологов, решившихся встать на этот путь! Здоровья и педагогических успехов!

  • Мария Сергеевна Бейкир

    С Днем рождения, Вероника Геннадьевна! Желаю, чтобы ваша жизнь была полна радости, счастья, здоровья, улыбок, любви и приятных сюрпризов. Больше силы, чувств и смелости, чтобы сбывались даже самые необычные желания!


Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»