16+
Выходит с 1995 года
5 марта 2024

Кто есть кто

Татьяна Викторовна Галкина

Татьяна Викторовна Галкина

Москва

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент Московского гуманитарного университета. Заместитель руководителя развивающего центра «Летиция» при Комплексе школа №45 имени Л.И. Мильграма.

Член Российского психологического общества и Московского психологического общества. Действительный член Европейской ассоциации психологии личности.

В 1981 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, затем аспирантуру Института психологии АН СССР.

В 1986 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологический механизм решения задач на самооценку».

В течение 40 лет (до 2022 г.) работала в Институте психологии АН СССР (Институте психологии РАН): заведующая аспирантурой, младший, затем научный и старший научный сотрудник.

С 1988 г. преподавала в Московском педагогическом институте им. В.И. Ленина (сейчас – МГПУ), затем в Институте молодежи (сейчас - Московский гуманитарный университет).

Возглавляла психологическую службу в школе-лаборатории «Творческого развития личности» (сейчас - школа №1591).

В 2004 г. участвовала в создании психолого-педагогического центра «Летиция» при Гимназии №45.

В 1987-1993 г. организовала научное сотрудничество с польскими психологами из Университета им. А. Мицкевича (г. Познань). С 1992 г. осуществляла научное сотрудничество с французскими психологами и педагогами. В 1994-1995 гг. проходила стажировку во Франции (Париж, INETOP), получив стипендию имени Дидро от Французского научного фонда «Maison des Sciences de L'Homme». Активно участвовала в организации сотрудничества между издательством ИП РАН и французскими издательствами, результатом которого стало издание нескольких книг французских психологов на русском языке в России, а также подготовка и издание сборника научных трудов российских и французских ученых по когнитивному обучению. В 1996-2003 гг. являлась научным соруководителем исследовательского проекта «Усвоение математических знаний в разных культурных и исторических контекстах», реализованного при поддержке Университета Париж-8 (Universit? de Paris-8), научного фонда «Дом Наук о Человеке» и Министерства образования Франции.

Область научных интересов:

  • общая психология
  • психология личности
  • психология творчества и креативности
  • психология общих и специальных способностей
  • кросс-культурная психология
  • психология здоровья
  • психодиагностика
  • практическая психология образования

Специалист по глубинной психодиагностике развития личности, общих и специальных способностей, мышления, а также консультированию подростков и взрослых в области профориентации. Занимается исследованиями психологического здоровья и особенностей личностных представлений о его компонентах у наших современников; возможности экстраполяции в современной психологии основных положений философско-психологической теории Я.А. Пономарева.

Читает курсы:

  • Методология и методы психологического исследования
  • Общий психологический практикум
  • Психологический практикум
  • Когнитивная психология
  • Психология мышления и речи
  • Креативность в возрастном аспекте
  • Развитие креативного потенциала педагога
  • Диагностика и развитие креативности
  • Методы развития творческого потенциала личности
  • Методы диагностики и развития творческого мышления
  • Творческие способности: их диагностика и развитие
  • Креативность в структуре жизненного самоопределения личности
  • Диагностика и коррекция самосознания и самооценки личности

Под руководством Т.В. Галкиной защищено 7 кандидатских диссертаций.

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Галкина Т.В., Солнцева Л.С. Метод исследования личности учащегося (Использование метода «незаконченных предложений» в практической психологии). Изд. 2-е, доп. и перераб. Учебно-методическое издание. М.: Институт психологии РАН, 1997.
  • Галкина Т.В., Галкина И.А. Психологическая служба в школе. Учебное пособие в 3-х т. М.: СГУ, 2003.
  • Галкина Т.В. Самосознание и самооценка человека: теория, диагностика, коррекция. В 3-х частях. М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2011.
  • Галкина Т.В. Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Институт психологии РАН, 2011.
  • Галкина Т.В. и др. Психологическое знание: современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН, 2018.

Награды:

  • почетные грамоты РАН за многолетний добросовестный труд на благо отечественной науки
Статьи и интервью в «Психологической газете»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»