16+
Выходит с 1995 года
27 апреля 2024
Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития

Обучение и коррекция нарушений развития детей с особыми образовательными потребностями (ООП) требуют новых технологий в связи с утяжелением состояния данной группы детского населения. Традиционные методы и приемы в обучении детей со сложной структурой дефекта и множественными нарушениями развития не дают того положительного эффекта, который констатировали 50–40 лет назад. Причины этого явления многообразны, однако основной является меняющаяся структура восприятия и переработки информационного потока, который окружает каждого ребенка в современном образовательном пространстве.

Одним из направлений в эффективной коррекционной работе и обучении детей с множественными нарушениями развития являются альтернативные коммуникационные технологии. С их помощью можно повысить эффективность не только коррекционной работы, но и социальной адаптации, воспитательной работы, обучения детей с ООП. Существуют два основных типа альтернативных коммуникаций — топографический и селективный. Селективные коммуникации — это иконизация, т.е. этот тип альтернативной коммуникации предполагает использование символов (выбор символа или карточки из ряда других символов), могут быть опосредованы дополнительными приспособлениями (коммуникатор, ноутбук, книги, карточки), требуют хороших навыков визуального восприятия и сканирования.

Топографические системы коммуникации — язык жестов, мимики и телодвижений, дактиль и жесты, не требующие дополнительных приспособлений. Этот тип коммуникации требует хорошего развития моторики, ограничивает круг лиц, с которыми можно общаться, так как не все люди в социуме владеют дактильной и жестовой речью.

Одна из самых популярных альтернативных коммуникационных технологий — леб-система, она может применяться в работе с детьми с параличами, с расстройствами аутистического спектра (РАС), с нарушениями интеллекта, с глухими детьми. Система представляет собой 60 карточек, объединенных по тематическим группам. Охватывает 60 символов (пиктограмм) с напечатанными под ними словами. Она состоит из символов, разделенных на 10 групп:

  • общие знаки взаимопонимания (я, просьба, давать, указывать, приветствовать, делать, спасибо, да / хорошо, нет / плохо, прекратить);
  • слова, обозначающие качество (тепло, холодно, большой / много, маленький / мало, громко, тихо);
  • сообщение о состоянии здоровья (больной, лекарство, врач);
  • посуда, продукты питания (кушать, пить, хлеб, мороженое, овощи, фрукты, сладости, колбаса);
  • предметы домашнего обихода (дом, стол, отдыхать);
  • личная гигиена (туалет, надевать, принимать душ, причесываться, плавать, спать, мыть, чистить зубы);
  • игры и занятия (ехать на автомобиле, смотреть телевизор, идти, рисовать, слушать музыку, музицировать, смотреть, играть, говорить, заниматься);
  • религия (молиться, церковь, причастие);
  • чувства (счастливый, я тебя люблю, печальный, испуганный);
  • работа и отдых (праздновать, танцевать, учиться, работать, убирать).

Указатель символов служит для ориентировки педагога в направлениях коммуникации. К системе возможны дополнения: книга для чтения, наборная касса, игральный кубик [3]. Двумя самыми важными словами в системе являются «я хочу», которые призваны научить ребенка выражать свои желания с помощью символов.

Система применяется в соответствии с возможностями ребенка, ребенок может:

  • найти нужный символ и передать педагогу;
  • только указать на символ;
  • сделать выбор из 2–3 предложенных символов (играть — танцевать — есть);
  • указать символ с помощью кивка головой.

При коммуникации ребенок может опираться на имеющиеся понятия, тогда один символ может обозначать разные желания. Например, символ «пить»:

  • я хочу пить;
  • я хочу свой любимый напиток;
  • я попил, но хочу еще.

Еще одна возможность использования системы — сочетание символов и пиктограмм, например, символ «есть» с крышей может обозначать «столовая», «кафе», «ресторан». Ежедневно повторяющиеся ситуации, такие как еда, питье, туалет, мытье рук, дают повод для введения символов. Каждый символ вводится на основе 2–3 конкретных ситуаций. Например, предмет яблоко и символ «фрукты». Затем это понятие можно расширять (фрукты: яблоко, груша, банан, апельсин). Уточнение «Ты хочешь яблоко?» будет подходящим для введения символов «да» и «нет». Каждый символ обязательно сопровождается словом. Если у детей с РАС проблемы с символом «я», нужно на символ наклеить фото ребенка. Необходимо продумать способ привлечения внимания ребенка к леб-системе (колокольчик, маракас, игрушка-пищалка и др.).

Для обездвиженного человека элементарный способ коммуникации — показ согласия или несогласия с помощью движения глаз:

  • закрывание глаз — да, открытые глаза — нет;
  • возможно использовать ободок с лазерной указкой, так ребенок движением головы показывает нужный предмет;
  • показ согласия или несогласия с помощью минимальных доступных движений;
  • цветовые сигналы (красный и белый), закрепленные на конечностях: красный цвет — нет, белый — да.

Следующий вид альтернативных коммуникационных технологий — PECS. Эта альтернативная коммуникационная технология позволяет определить понятия «коммуникация» или «общение» способом, доступным ребенку с ОВЗ. С помощью РЕСS можно быстрее обучить ребенка проявлять инициативу и произносить слова из базового (обиходного) словаря. С помощью РЕСS общение для ребенка с окружающими людьми становится более доступным, и возможно обобщение приобретенных вербальных навыков.

Этапы работы с карточками РЕСS:

  1. физический обмен (обучение давать карточку);
  2. передача карточки в пространстве;
  3. обучение распознаванию изображения;
  4. обучение составлять из карточек фразу;
  5. обучение составлять предложение;
  6. обучение отвечать на вопросы с помощью карточек;
  7. обучать делать комментарии с помощью карточек.

Еще один вид альтернативных коммуникационных технологий — это блисс-метод. Блисс — семантическая языковая система, способная замещать любой другой естественный язык. Алфавитом служат не буквы, а определенное количество графических базовых символов, представляющих значения, которые легко запомнить даже ребенку. Блисс-символику придумал Карл Блисс (1897–1985), который родился в австро-венгерском городе Черновцы. Его родной город представлял собой смесь из разных национальностей, которые «ненавидели друг друга главным образом потому, что они говорили и думали на разных языках» [2]. В 1971 г. блисс-символика стала одной из первых систем альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК), которые были использованы в качестве вспомогательных средств общения людей с различными речевыми нарушениями, часто в сочетании с физической инвалидностью.

В процессе общения используется индивидуальная коммуникативная карта, которая замещает или дополняет естественную речь и создается с учетом познавательных, языковых, сенсорных и физических способностей ребенка или взрослого человека. Размещение символов осуществляется по клеточной системе, допускается выделение цветом [1].

Список литературы

  1. Белявская И.Д. Блисс-метод в работе с особыми детьми. – Оленегорск, 2006.
  2. Grant Stott. A Great Australian. The Inventor of Semantography (Blissymbolics). – 1997.
  3. Locke J. An Essay Concerning Human Understanding. – London, 2015.

Источник: Аюпова Е.Е. Альтернативные средства коммуникации в работе с детьми со сложными и множественными нарушениями развития // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия № 1. Психологические и педагогические науки. 2017. № 2-1. С. 92–95.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»