16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Общая теория психотерапии

Александр Лазаревич Катков, доктор медицинских наук, профессор, вице-президент ОППЛ, председатель Ученого совета Национального СРО РФ «Союз психотерапевтов и психологов», на XVII Съезде психиатров России выступил с докладом «Общая теория психотерапии».

В краткой преамбуле к докладу я хочу сказать, что термин «общая теория психотерапии», как вы наверняка знаете, не равен понятию общей психотерапии. Последнее было предложено Клаусом Гравэ для обозначения психотерапии как определенного рода деятельности (рамочная концепция психотерапии).

Выдающиеся швейцарские специалисты-исследователи Мейнард Перре и Урс Бауманн по отношению к общей теории психотерапии употребляют знаковые определения — «основополагающая» и «всеобъемлющая». И мы убедимся, что это никакое не преувеличение или просто дань какой-то мегаломанической моде, а констатация реального положения дел в этом интереснейшем секторе знаний.

Разумеется, в рамках отведенного на доклад времени я смогу обозначить лишь контуры разработанной нами общей теории психотерапии (ОТП) и сосредоточиться на некоторых частностях, которые демонстрируют существенные отличия нашего подхода от того, что предлагается другими исследователями.

Итак, первый вопрос, на который мы должны получить ответ, следующий: «Нужна ли общая теория психотерапии?»

Может быть, в самом деле, нам лучше обходиться множеством психотехнических концептов и ремесленным статусом психотерапии?

Но нет. ОТП, как выяснилось в ходе многолетних эпистемологических исследований, имеет непосредственное отношение к решению следующих фундаментальных и прикладных проблем Новейшего времени:

  • кризис внешних и внутренних параметров порядка («флаги катастроф» с признаками углубляющегося тотального кризиса, беспрецедентные темпы распространения ДСЭ; прогрессирующее снижение генетического качества популяции в каждом следующем поколении и проч.);
  • системный кризис наук о психике (см. А.Л. Катков «Эпистемологический смысл психологического кризиса», 2020);
  • кризис психотерапевтического знания (некумулятивность, низкая эффективность, по Скотту Миллеру, психотерапевтического знания; информационная инфляция).

Обратим внимание и на следующее высказывание выдающихся психотерапевтов-исследователей Джеймса Прохазки и Джона Норкросса (2005): «Психотерапия потерпела сокрушительный удар... Рынок забит огромным количеством психотерапевтических методов, каждый из которых претендует на то, что он лучше всех, становится решительно непонятно — какие теории изучать, преподавать и, главное, по каким методам проходить лечение, т.е. покупать». И мы знаем, что в настоящее время рынок психотехнических услуг «забит» не столько психотерапевтическими методами, сколько другими агрессивными психотехнологиями. И вот в этой конкуренции профессиональная психотерапия пока что ощутимо проигрывает. ОТП, следовательно, должна решать и эту важнейшую прикладную проблему.

И кроме того, ОТП должна выполнять ресурсную функцию для всего корпуса специалистов в области психотерапевтической науки, образования, организации, экспертизы и практики и, как минимум, давать исчерпывающие ответы на следующие вопросы.

  • Существует ли какой-либо глубинный смысл в абсолютно беспрецедентном разнообразии психотерапевтических подходов и методов, который не сводится к откровенно слабой проработанности интегративного вектора профессии и который может выступать в качестве объективного обоснования необходимости именно такого разнообразия?
  • А если такой глубинный смысл все же присутствует, то каким именно образом возможно совмещение двух противоречивых — центробежных и центростремительных — тенденций в теории и, главным образом, на практике?
  • И чему, собственно, нужно учить специалистов-психотерапевтов?

Здесь мы должны иметь полную ясность.

О взаимозависимости фундаментальных и прикладных задач в ОТП

Теперь мы поговорим об отличиях нашего и других подходов в интегративном полюсе психотерапевтического знания.

Традиционные модусы интеграции в психотерапии представлены следующим образом:

  • ассимиляция — данный интегративный модус характеризуется тем, что вокруг и «внутри» общепризнанной психотерапевтической модальности ассимилируются известные и генерируются новые технологические подходы, расширяющие поле применения и — в явной или неявной форме — теоретическую конструкцию метода;
  • технический эклектизм — данный интегративный модус ориентирован на возможность использования множества технических подходов из различных психотерапевтических школ и методов применительно к тем проблемам, которые заявляет клиент;
  • поиск общих факторов — данный модус ориентирован на возможность идентификации общих для всех направлений, моделей и методов психотерапии переменных — клиента, терапевта, процесса и других;
  • теоретическая интеграция — сущностной характеристикой данного модуса является стремление выйти за рамки теоретических подходов отдельных школ и обосновать возможность метатеоретического синтеза.

С нашей точки зрения, основные векторы дифференциации-интеграции ОТП, обеспечивающие целостность и статус психотерапии как самостоятельного научно-практического направления, следующие:

  • культурно-исторический, проясняющий подлинную информационную «генетику» профессиональной психотерапии;
  • внутренний — между различными направлениями, модальностями и методами психотерапии;
  • междисциплинарный — с другими помогающими и развивающими практиками (консультативными, тренинговыми, образованием, воспитанием и пр.);
  • внешний — с современным корпусом науки (включая сектор наук о психике), сопредельными научно-практическими направлениями — философии (раздел эпистемологии), психологии, медицины, педагогики.

Обратите внимание, что в нашем случае речь идет именно о дифференциации (здесь мы получаем убедительные свидетельства корневого отличия психотерапии от так называемых «материнских» дисциплин) и только затем уже — об интеграции. При том что психотерапия здесь выполняет донорскую интеллектуальную функцию по отношению к смежным дисциплинам, сектору наук о психике и корпусу науки в целом.

Критерии состоятельности ОТП

Это очень важный вопрос — состоятельности ОТП, определяемой именно по тем критериям, которые доказывают принадлежность психотерапии к кодифицированной системе научных знаний. И далее — соответствие ОТП данным критериям утверждает психотерапию в статусе самостоятельного научно-практического направления.

Группа эпистемологических критериев здесь следующая:

  • возможность сущностного решения — с использование концептуальных блоков оцениваемой теории — наиболее сложных теоретических проблем сектора наук о психике;
  • наличие проработанной базисной исследовательской программы, реализуемой по профилю психотерапии (здесь должны быть представлены специальные технологии доказательной исследовательской практики, адекватные для специфики рассматриваемого направления деятельности), по результатам которой была выведена и обоснована ОТП;
  • наличие установленного факта того, что все признаки состоятельности такой теории четко расписаны и систематизированы, что дает возможность принципиальной фальсифицируемости представляемых здесь теоретических построений;
  • соответствие принципам Страсбургской декларации по психотерапии 1990 года, предписывающей научный статус психотерапии.

Каждый пункт здесь достоин отдельного обсуждения. Но единственное, что я могу в данном случае позволить, — это обратить ваше внимание на вторую позицию в приведенном перечне. Здесь мы наконец получаем выход из многолетноего эпистемологического тупика, выстроенного в духе того, что общей теории психотерапии не может быть в принципе, пока не будет разработана единая теория личности. Но это очевидно ложный посыл. В такой, например, «эталонной» науке, как физика, нет и, по крайней мере, в ближайшее время не будет создана общая теория материи. Что не мешает физике быть весьма респектабельной и общепризнанной наукой. И дело здесь в разработанной исследовательской программе, а не в чем-то другом. А в нашем случае такая программа есть.

Далее, группа критериев принадлежности общей теории психотерапии к системе кодифицированных научных знаний:

  • проработанность, наблюдаемость и измеряемость предметной сферы (предметная сфера психотерапии разработана именно таким образом, что все ее основные ряды переводятся в параметрический ряд с разработанной методологией наблюдения, измерения и интерпретации получаемых таким образом результатов);
  • принципы верификации и симметрии (должно быть найдено удовлетворительное объяснение фактам получения схожих результатов при использовании различных методов и разных результатов при использовании одного и того же метода в идентичных клиентских группах);
  • наличие проработанных принципов фальсификации (в отношении рабочих гипотез общей теории психотерапии должна быть разработана методология установления истинности — фальсификации основных концептов, исследуемых в рамках базисной НИП, реализуемой по профилю психотерапии);
  • принцип простоты, ясности (общая теория психотерапии должна удовлетворительно объяснять главный и наиболее востребованный психотерапевтический эффект — возможности достижения максимальных конструктивных и устойчивых терапевтических результатов в минимальные периоды времени);
  • принцип системности (все компоненты общей теории и выводимой отсюда психотерапевтической практики должны быть полностью согласованы и скреплены конструкцией дисциплинарной матрицы профессиональной психотерапии);
  • соответствие всем вышеназванным критериям (должно быть обосновано соответствие общей теории психотерапии всем вышеобозначенным критериям научного знания; а по тем позициям, по которым такое обоснование невозможно, должно быть предоставлено удовлетворительное объяснение данного факта).

Здесь также я могу обратить ваше внимание только лишь на вторую и третью позиции в приведенном перечне и ответственно заявить, что мы получили исчерпывающее объяснение тому факту, что в случае применения одних и тех же психотерапевтических методов в стандартных группах могут быть получены разные результаты, в то время как с использованием различных психотерапевтических методов мы получаем одинаковые результаты. А это, как вы наверняка помните, одна из так называемых «трудных проблем психотерапии».

Группы критериев предметной сферы:

  • функциональная состоятельность (т.е. предметная сфера психотерапии должна адекватно представлять функциональную суть наиболее востребованных психотерапевтических феноменов);
  • концептуальная состоятельность, эвристичность (базисные и прикладные концепты психотерапии, распределяемые по основным уровням дисциплинарной матрицы, должны составлять единый системообразующий стержень профессии, демонстрировать перспективу развития психотерапии и содержать обоснованные эвристические следствия);
  • параметрическая определённость (в предметной сфере рассматриваемой дисциплины должны быть чётко установлены наиболее существенные параметры наблюдения, измерения и оценки эффективности психотерапии; определена методология исследования);
  • научно-методологическая проработанность, стройность, эвристичность (предметная сфера должна быть представлена научно обоснованными моделями психотерапевтического процесса с его основными универсалиями, поддающимися измерению и исследованию и показывающими возможность продвижения к полноценной внутренней интеграции профессии);
  • практическая (технологическая) проработанность и эвристичность (в предметной сфере профессиональной психотерапии должны находить отражение возможности как универсального, так и уникального технического синтеза; возможности выведения универсальных и специальных терапевтических мишеней);
  • состоятельность в отношении простраивания главных идентификационных векторов профессиональной психотерапии (дифференциальных — демонстрирующих сущностное отличие психотерапии от так называемых материнских дисциплин; интегративных — показывающих возможность конструктивной интеграции психотерапии с сопредельными научно-практическими дисциплинами и ареалом науки в целом);
  • возможность выведения основных профессиональных установок и институций.

В данном перечне обратим внимание на третью позицию, где говорится о том, что ОТП состоятельна, если нам понятно, что именно мы должны измерять и как именно это следует делать. В нашем случае достигнута полная ясность и по первому, и по второму пункту данной важной позиции.

И следом я просто перечислю все оставшиеся группы критериев с указанием общего количества индикаторов в каждой из них.

  • 4-я группа: критерии решение «сложных проблем» психотерапии (5);
  • 5-я группа: критерии, относимые к психотехническим характеристикам психотерапевтического процесса и «охраняющие» достижения многочисленных методов психотерапии (3–10);
  • 6-я группа: критерии соответствия традиционным модусам интеграции и векторам дифференциации-интеграции ОТП (8);
  • 7-я группа: критерии, оценивающие степень проработанности организационных концептов ОТП (4);
  • 8-я группа: критерии эвристичности К. Поппера (по уровням дисциплинарной матрицы ОТП — 5);
  • 9-я группа: итоговый критерий, устанавливающий факт перехода психотерапевтического знания от эмпирического к теоретическому уровню (соответствие всем вышеприведенным уровням — 8).

Итого: 57 позиций.

Это очень много, но такова «цена» правомерности приложения терминов «основополагающая» и «всеобъемлющая» к общей теории психотерапии.

И здесь, пожалуй, стоит обратить внимание на пятую группу критериев, в том смысле, что предлагаемый здесь вектор интеграции ни в коем случае на должен угрожать идентичности существующих психотерапевтических методов и подходов, а только лишь эффективно их дополнять. Это сложная методологическая и психотехническая задача в итоге была решена наилучшим образом.

И буквально следом нужно обязательно сказать о том, что концепции и концепты ОТП были разработаны по результатам реализации масштабных исследовательских проектов, выполненных в период 1994–2021 гг. Всего таких проектов 25, а последний выполняется в настоящее время. Тематика приведенных на слайдах исследований распределяется по уровням дисциплинарной матрицы психотерапии (об этом чуть позже) и по соответствующим разделам базисной научно-исследовательской программы.

Системные характеристики ОТП

Важно понимать, что общая теория психотерапии — это не какая-то одна, пусть и объемная, концепция. Но в первую очередь — это системный стержень, который объединяет множество таких концепций и концептов. И в нашем случае речь идет о дисциплинарной матрице (понятие, употребляемое Т. С. Куном для понимания внутренней структуры состоятельных научных дисциплин) профессиональной психотерапии.

Дисциплинарная матрица профессиональной психотерапии понимается как системная иерархическая структура предметной сферы рассматриваемого научно-практического направления, разработанная в результате выполнения базисной НИП.

Выделяемые иерархические уровни дисциплинарной матрицы являются взаимодополняющими, взаимодействующими и взаимозависимыми информационными секторами, имеющими свою специфику и демонстрирующими, с одной стороны, уникальный стержень анализируемого направления науки и практики, а с другой — его общность с ареалом науки в целом.

Выделяемые уровни дисциплинарной матрицы общей теории психотерапии следующие:

  • уровень фундаментальных допущений, обосновывающий принадлежность конкретной дисциплины (в нашем случае профессиональной психотерапии) к ареалу науки, и далее — к какому-либо дифференцированному полюсу научных знаний — естественнонаучному, гуманитарному, ассоциированному;
  • уровень базисных научных дисциплин, теорий, концепций, представляющий именно те научные дисциплины с их основополагающими теориями и концепциями, с учетом которых формируются исходные установки анализируемого научно-практического направления;
  • уровень собственно дисциплинарных теорий и концепций, на котором представлены основные теоретические разработки рассматриваемого научно-практического направления, доктринальные установки и принципы их реализации в системе действующих профессиональных институтов;
  • уровень актуального профессионального поля, представленный обновляемым набором актуальных знаний — умений — навыков, необходимых для профессионалов, действующих в сфере психотерапии, а также системой профессиональных стандартов, которые формируют «видимый» сектор профессиональной психотерапии, непосредственно соприкасающийся с основными контактными группами потребителей профильных услуг;
  • нормативно-этический уровень, представленный разработанными концептами и инструментами, обеспечивающими этическую составляющую профессиональной психотерапевтической деятельности (включая научную, образовательную, организационную, экспертную и практическую деятельность).

Здесь остается сказать, что психотерапия — в отличие от «материнских» дисциплин — полноценно представлена на первом матричном уровне. И именно этот уровень интересен для общего корпуса науки и для ее авангардного фронта.

Содержательные характеристики выделяемых матричных уровней ОТП (с 1-го по 5-й)

По данном разделе доклада я только лишь перечислю основные концепции и концепты ОТП по каждому дифференцированному матричному уровню и коротко прокомментирую важнейшие из них.

Концепции и концепты 1-го матричного уровня ОТП:

  • концепция объемной реальности, обосновывающая, в том числе, пластичность категории времени, обусловленность данной категории генеративной активностью психического, неустранимость феномена психического из любых моделей реальности;
  • обновленная функциональная концепция психического, выводимая из идеи объемной реальности;
  • концепция «информационной (темпоральной) генетики», демонстрирующая зависимость параметров реальности от актуальных эпистемологических установок, а также от характеристик импульсной активности сознания-времени (ФИАС);
  • концепция диалогизированного когнитивного стиля, показывающая возможность формирования неконфликтных («объемных») моделей реальности, и конструктивного взаимодействия таких, например, базисных способов познания, как «Логос» и «Гнозис»;
  • концепт кольцевого научного архетипа, демонстрирующий принцип эпистемологической дополнительности в формировании научных моделей изучаемых явлений, основанный на темпоральной пластике;
  • концепция ассоциированной эпистемологической платформы, существенно превосходящая по своим разрешающим возможностям предшествующие недифференцированную и диссоциированную эпистемологические платформы.

С целью демонстрации существенных отличий предлагаемого нами подхода обратим внимание на обновленное понимание функциональной активности психического, представленное в ОТП (вторая позиция в перечне).

Традиционное обозначение функций психики следующее: регулятивная (адаптивная), когнитивная, коммуникативная, конативная, креативная, аксиологическая.

В ОТП основная функция психики — генеративная. При этом в синхронном режиме генерируют следующие базисные феномены — компоненты объемной реальности:

  • феномен сознания — диссоциирующие импульсы ФИАС;
  • феномен «объективного» времени и пространства;
  • дифференцированные статусы и полюсы реальности, формирующие сложную конструкцию объемной реальности;
  • феномен информации — как основной «продукт» деятельности психики;
  • феномен пластичности, в том числе пластичных категорий времени, пространства, рефлективных характеристик субъекта, — как возможность сверхэффективного, «моментального» взаимодействия и трансформации статусов и полюсов объемной реальности.

В частности, феномен психопластичности проясняет возможность достижения главного и наиболее востребованного психотерапевтического эффекта — «достижения максимальных и устойчивых терапевтических изменений в минимальное время». В целом же, выведение генеративной функции психического дает основания полагать, что сам по себе феномен психического участвует в сложнейшем «информационном кругообороте», обеспечивающем развитие общего поля объемной реальности. То есть именно такой реальности, из которой теперь невозможно «удалить» фигуру субъекта (о чем говорили лауреаты Нобелевской премии Илья Пригожин и Роджер Пенроуз).

Концепции, концепты и модели 2-го матричного уровня ОТП:

  • обновленная концепция адаптации, обосновывающая существенное расширение адаптационных возможностей субъекта, группы и общества в целом;
  • универсальная модель адаптивно-креативного цикла с проработанным алгоритмом и вариантами (нормативным, кризисным, сверхнормативным) прохождения данного цикла, в том числе с помощью ресурсного потенциала профессиональной психотерапии;
  • концепт качественных характеристик психического здоровья, формирующих кластер универсальных мишеней современной психотерапии;
  • концепция деструктивных социальных эпидемий, обосновывающая необходимость существенного расширения рамочного концепта психотерапии;

Обращаю ваше внимание на то, что в ОТП проработаны и адекватно представлены важнейшие универсальные мишени психотерапевтического процесса (третья позиция).

Концепции, концепты и модели 3-го матричного уровня ОТП:

  • концепция психопластичности, демонстрирующая специфическую активность инстанций психикического в обеспечении возможности сверхбыстрых терапевтических изменений;
  • концепция трёхуровневой психотерапевтической коммуникации, в полной мере раскрывающая как универсальный, так и уникальный потенциал профессиональной психотерапии;
  • систематика, классификация мишеней и технологий профессиональной психотерапии, проясняющая механизмы трёхуровневой психотерапевтической коммуникации;
  • модель взаимодействия техник и технологий профессиональной психотерапии в концепции трехуровневой психотерапевтической коммуникации, обосновывающая возможность существенного повышения эффективности психотерапевтического взаимодействия;
  • систематика и функциональная модель общетерапевтических факторов в психотерапии;
  • систематика и объяснительная модель негативных эффектов в психотерапии, оценивающие полноту и качество используемых макро- и метатехнологий, структурированных техник профессиональной психотерапии, а также скорость продвижения субъекта по этапам и фазам адаптивно-креативного цикла;
  • общая и специальная методология научных исследований в психотерапии как научной специальности и востребованной социальной практике;
  • развернутое определение психотерапии, позиционирующее статус психотерапии как состоятельного и самостоятельного научно-практического направления;
  • систематика и классификация современной психотерапии, подчеркивающая целостность психотерапии.

Понятно, что третий матричный уровень ОТП — собственно дисциплинарных концепций профессиональной психотерапии — наиболее емкий и, с точки зрения обеспечения эффективности проводимой психотерапии, — самый важный. На данном уровне эффект психопластичности получает свое полноценное психотехническое оформление. И это действительно «волшебная палочка» в руках подготовленного специалиста-психотерапевта.

Концепции, концепты и модели 4-го матричного уровня ОТП:

  • концепция качества психотерапевтической деятельности, обосновывающая перспективу существенного повышения качества психотерапевтической науки, образования, практики, организации и профильной экспертной деятельности;
  • модельные блоки профессионального стандарта психотерапевтической практики с подробными характеристиками необходимых знаний, умений и действий в сфере оказания психотерапевтической помощи;
  • модель современного психотерапевтического образования, обосновывающая необходимость дифференциации образовательных программ и существенного усиления универсального компонента программ подготовки специалистов, действующих в сфере профессиональной психотерапии.

Здесь понятно, что универсальные инструменты обеспечения качества психотерапевтической деятельности — научной, образовательной, практической, организационной, экспертной — разработаны. А эффективность этих инструментов полностью доказана.

Концепции, концепты и модели 5-го матричного уровня ОТП:

  • концепция психоэтики, обосновывающая фундаментальные этические императивы в сфере жизнедеятельности человека и общества, и в частности, в области психотерапевтической науки и практики;
  • принципы нормативно-этического регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности;
  • модельные блоки основных нормативных документов.

Первая позиция здесь очень важная. Только лишь на основании проработанных этических принципов и может выстраиваться система нормативного регулирования профессиональной психотерапевтической деятельности.

Определение психотерапии в ОТП

В контексте разработанной общей теории профессиональная психотерапия определяется как самостоятельная научно-практическая дисциплина, разрабатывающая и реализующая специфические методы взаимодействия психотерапевта с пациентом или группой, направленная на эффективное совладание с проблемной или кризисной ситуацией, мобилизацию ресурсов психики и всего организма на преодоление последствий влияния болезнетворных факторов, форсированное развитие эффективной самоорганизации, высоких уровней качественных характеристик психического здоровья — устойчивости к агрессивному влиянию среды.

Психотерапия, в самом общем плане, является авангардным фронтом наук о психике, демонстрирующим беспрецедентные возможности разработки системно-информационного уровня объемной реальности, актуального для ареала науки в целом.

Формула эффективной психотерапевтической коммуникации, воспроизводимая в контексте вышеприведенных теоретических и функциональных построений: актуализация (за счет используемых макро- и метатехнологических подходов) эволюционно заложенных механизмов скорости-гиперпластики адаптивных изменений + умножение (за счет множества используемых вариантов структурно-технологического оформления методов психотерапии) числа конструктивных альтернатив кризисного развития субъекта + форсированное достижение (за счет совокупности используемых технологических подходов) высоких уровней качественных характеристик психического здоровья, обеспечивающего эффективную самоорганизацию, устойчивость и безопасность человека в агрессивной среде.

Для тех наших коллег, которые имеют представление о синергетике и универсальных стратегиях преодоления кризиса в сложных, открытых и динамических системах, к которым, конечно же, относится и человек, будет интересно узнать, что именно в психотерапии сочетаются все три стратегии: возврата к «стволу» (актуализация феномена психопластичности); умножения числа альтернатив (множество используемых методов и вариантов стимуляции адаптивного поведения субъекта); формирование новых параметров системного порядка (продуманная работа с универсальными психотерапевтическими мишенями).

Вот в этом и есть залог настоящих и будущих успехов нашей профессии.

Заключение

В современном мире успешно развиваются и уверенно смотрят в будущее только те профессиональные направления, которые энергично прокладывают дорогу в это будущее, генерируют креативные идеи и планируют достижения в соответствующих секторах науки, образования и практики.

И общая теория психотерапии, контуры которой были представлены в докладе, как раз прокладывает дорогу и, можно сказать и так, организует будущее профессиональной психотерапии.

И конечно, разработанная ОТП не претендует на статус какой-то непререкаемой истины. Это — в большей степени — обсуждаемая область профессионального роста.

Уважаемые коллеги, для тех из вас, кого заинтересовала тема доклада, в заключительных слайдах представлен список последних публикаций по данной тематике.

Список основных публикаций по теме ОТП

  1. Катков А.Л., Макаров В.В. Стратегия развития профессиональной психотерапии 2020 // Антология российской психотерапии: Выпуск 8. — 2020. — С. 51–58.
  2. Катков А.Л. Метод эпистемологического анализа в психотерапии // Антология всемирной психотерапии: Специальный выпуск. — 2020. — С. 90–147.

Статьи А.Л. Каткова в «Психологической газете»:

Статьи А.Л. Каткова на сайте https://innopsycon.kz , раздел «Публикации»:

  1. Гнозис и Логос в науках о психике
  2. Эпистемологический смысл психологического кризиса
  3. Концепция психопластичности в психотерапии
  4. Качественные характеристики психического здоровья как универсальные мишени современной психотерапии
  5. Концепция трехуровневой психотерапевтической коммуникации
  6. Систематика, классификация психотерапевтических технологий и техник
  7. Взаимодействие техник и технологий профессиональной психотерапии в модели трехуровневой психотерапевтической коммуникации
  8. Негативные эффекты в психотерапии
  9. Систематика и функциональная модель общетерапевтических факторов в психотерапии
  10. О новой модели адаптивного интеллекта
Комментарии
  • Виктор Михайлович Волобаев
    04.08.2021 в 14:49:16

    Уважаемый, Александр Лазаревич. Можно ли понимать используемое вами слово "фальсификация" (возможно в терминологии К.Поппера), как опровержение гипотезы? Поясните, пожалуйста.

      , чтобы комментировать

    , чтобы комментировать

    Публикации

    • Смысл и время. Размышлениями делится Дмитрий Леонтьев
      14.09.2021
      Смысл и время. Размышлениями делится Дмитрий Леонтьев
      Человек отличается от животного в той мере, в какой для него есть прошлое и будущее, перспектива и ретроспектива. У нас возникает точка опоры, независимая от «здесь и теперь», — и мы можем менять смыслы и контексты, в которых живем, говорит Дмитрий Леонтьев…
    • Норма и патология личности: доклад Наталии Белопольской
      19.06.2020
      Норма и патология личности: доклад Наталии Белопольской
      «Признавая относительность понятия «психической нормы», представляется довольно грубым разделение психической нормы и патологии по какому-либо единичному критерию», – отметила Наталия Белопольская в докладе «Норма и патология личности: где граница»…
    • «Психотерапия: границы, вызовы, векторы»: доклад Виктора Кагана
      17.06.2020
      «Психотерапия: границы, вызовы, векторы»: доклад Виктора Кагана
      «Я не думаю, что психотерапию и психологию надо переделывать. Любые наши реконструкции сверху будут затеей, приносящей убытки. Что мы можем реально?», – поделился мнением Виктор Каган на Санкт-Петербургском саммите психологов…
    • Тренды и тенденции современного сексуального поведения
      16.09.2019
      Тренды и тенденции современного сексуального поведения
      Сегодня параллельно с возникновением почти терминологически принятого понятия «сексоголизм», которое условно можно отнести к навязчивостям, мы фиксируем то, что в англоязычной литературе называется «эротическая скука»...
    • Настоящая и будущая модель невротических расстройств и психотерапии
      05.04.2019
      Настоящая и будущая модель невротических расстройств и психотерапии
      Доклад «Настоящая и будущая модель невротических расстройств и психотерапии» состоялся в рамках Международного конгресса «Психотерапия, психология, психиатрия — на страже душевного здоровья!». Караваева Татьяна Артуровна – д.м.н., руководитель и главный научный сотрудник отделения лечения пограничных психических расстройств и психотерапии, руководитель образовательного направления «психотерапия» ФГБУ «НМИЦ ПН им. В.М. Бехтерева» Минздрава России...
    • Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
      06.07.2017
      Материалы 11-го Саммита психологов: видео, презентации, фотографии
      Дорогие коллеги, 11 Саммит психологов состоялся 4-6 июня 2017 года в Санкт-Петербурге. Мы создали дополняемый архив материалов Саммита – сейчас мы активно монтируем, добавляем видео, архив будет пополняться. Следите за обновлениями!
    • Интегративные тенденции в психотерапии: развитие или деградация
      05.05.2017
      Интегративные тенденции в психотерапии: развитие или деградация
      Доклад состоялся в рамках VII Международного Санкт-Петербургского конгресса «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого». Исурина Галина Львовна - к.п.н., доцент кафедры медицинской психологии и психофизиологии факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, в.н.с. отделения неврозов и психотерапии Санкт-Петербургского НИПНИ им. В.М. Бехтерева...

    • Образование в психотерапии
      01.05.2017
      Образование в психотерапии
      Пленарный доклад «Образование в психотерапии» состоялся в рамках VII Международный Санкт-Петербургский конгресс «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого». Макаров Виктор Викторович — д.м.н., профессор, Вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги и Национальной Саморегулируемой организации «Содружество психотерапевтов и психологов»...
    • Супервизия в работе психотерапевта и психолога
      14.04.2017
      Супервизия в работе психотерапевта и психолога
      В своем докладе «Супервизия в работе психотерапевта и психолога» (VII Санкт-Петербургский конгресс «Психотерапия, психофармакотерапия, психологическое консультирование — грани исследуемого») действительный член ОППЛ, психотерапевт единого реестра психотерапевтов Европы (ЕАП) Лях Игорь Вячеславович затрагивает актуальные функции, задачи и особенности современной супервизии, в частности, приводит пример дисциплинарной супервизии, которая является недобровольной и может быть назначена работодателем психотерапевта...
    • Персонализированный подход в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии: мишени и стратегии
      13.01.2024
      Персонализированный подход в личностно-ориентированной (реконструктивной) психотерапии: мишени и стратегии
      «Задача психотерапии — путем реорганизации системы отношений сделать личность способной к разрешению трудностей. Достижение этой цели ведет к устранению невротической симптоматики, к развитию новых, зрелых форм восприятия, переживаний и поведения пациента».
    • Ф.Е. Василюк: Психология переживания
      28.09.2023
      Ф.Е. Василюк: Психология переживания
      28 сентября 2023 года исполнилось бы 70 лет Фёдору Ефимовичу Василюку, доктору психологических наук, профессору, основателю и руководителю первого в России факультета психологического консультирования, основоположнику понимающей психотерапии…
    • Б.Д. Карвасарский и становление психотерапии как самостоятельной специальности. Homo faber
      24.09.2023
      Б.Д. Карвасарский и становление психотерапии как самостоятельной специальности. Homo faber
      «Борис Дмитриевич до сих пор остается в памяти современников выдающимся российским медицинским психологом и психотерапевтом, учеником В.Н.Мясищева, создателем Ленинградской — Санкт-Петербургской школы психотерапии».
    Все публикации

    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»