16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Актуальные проблемы организации психологического сопровождения в спорте

В поддержку проектов «Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности: методические рекомендации» (учебное пособие), «Международная научно-практическая онлайн-конференция "Спортивная психология в межкультурном пространстве"», «Ассоциация спортивных психологов» (создание профессионального сообщества спортивных психологов России и стран СНГ), участвующих в Национальном конкурсе «Золотая Психея», в «Психологической газете» публикуется статья «Актуальные проблемы организации психологического сопровождения в спорте».

Современная подготовка спортсмена постоянно находится в поисках тех ресурсов, которые помогут раскрыть его потенциал, а также снизить действие травмирующих факторов, сопровождающих его карьеру.

Одним из эффективных направлений развития спортсмена является его психологическое сопровождение, необходимость организации которого уже была осмыслена и реализована многими крупными спортивными державами.

Опыт практической работы и многолетних научных исследований проблем психологического сопровождения показывает, что среди спортсменов, тренеров и родителей существует запрос на квалифицированное психологическое сопровождение [3, 4, 5, 6, 7]. Однако, при его реализации психологи встречаются с конкретными проблемами организации психологического сопровождения тренеров, спортсменов и их родителей.

Несмотря на наличие основания для введения должности психолога (в соответствии с приказом Минспорта России (Министерство спорта РФ) от 30 октября 2015 г. №999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации» [2] в разделе «Рекомендуемые штатные расписания», в отделе методического обеспечения предусмотрена должность психолога) в большинстве спортивных школ и центров подготовки спортсменов должность психолога так и не введена. Однако, практика показывает, что если в спортивных школах и объединениях есть психологи, то они оформлены на другие должности.

Осуществленный мониторинг программ подготовки специалистов психолого-педагогического направления в вузах Российской Федерации позволяет утверждать, что на сегодняшний день вузы осуществляют подготовку спортивных психологов, представим некоторые из них:

  1. ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (факультет психологии): специализация «Спортивная психология» была открыта в 1982 году. Магистерская программа «Психология физической культуры и спорта» (37.04.01. Психология).
  2. ФГБОУ ВО «Московская государственная академия физической культуры»: Бакалавриат. 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», профиль подготовки: «Психолого-педагогическое образование». Магистратура. «Психолого-педагогический аспект культурно-просветительской деятельности в сфере физической культуры», реализуемая в рамках направления 49.04.01 «Физическая культура».
  3. ФГБОУ ВО «Казанский федеральный университет». Магистратура. «Психология и педагогика детско-юношеского спорта» по направлению 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование».
  4. ФГБОУ ВО «Уральский федеральный университет». Магистратура. Международная магистерская программа «Мотивация и самореализация в спорте», реализуемая в сетевой форме с Казахским национальным университетом им. аль-Фараби с выдачей двух дипломов об образовании.
  5. ФГБОУ ВО «Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта», Санкт-Петербург. Бакалавриат 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология спорта». Магистратура 44.04.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Психология спорта». С 2019/2020 учебного года два профиля подготовки: 44.04.02 «Психологическое сопровождение физической культуры и спорта» и «Психолого-педагогическое сопровождение спортивно-одаренных детей».
  6. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма». Бакалавриат 44.03.02 «Психолого-педагогическое образование», направленность (профиль) «Педагог-психолог (психолог в сфере образования)». Магистратура 49.04.01 «Физическая культура», направленность (профиль) «Научно-методическое обеспечение психологического сопровождения физической культуры и спорта».
  7. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта». 49.04.01 «Физическая культура». Магистратура «Психологическое сопровождение физической культуры и спорта» (заочная форма обучения).

Специалистами, занимающимися научным исследованием проблем психологического сопровождения спортсменов, тренеров, родителей спортсменов, подготовкой психологов для спорта, практическими психологами спорта создана Ассоциация спортивных психологов (АСП). (Некоммерческая организация «Ассоциация спортивных психологов» зарегистрирована Министерством юстиции Российской Федерации 02.09.2020 г.) Учредителями АСП выступили Г.Д. Горбунов, С.Д. Неверкович, А.В. Родионов, Г.Б. Горская, Л.Г. Уляева, И.А. Родионова, С.В. Матвиенко. Миссия АСП — содействие развитию и самореализации личности в сфере физической культуры и спорта, что созвучно задачам «Стратегии развития физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года», в частности «создание возможностей для самореализации и развития способностей граждан в сфере физической культуры и спорта» (Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 №3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года») [1].

Направления деятельности АСП:

  • психолого-педагогическое просвещение и образование;
  • информационно-аналитическая работа;
  • научно-методическое сопровождение;
  • сотрудничество в сфере научных исследований;
  • психология здоровья, массового спорта, фитнес-индустрии;
  • координация деятельности спортивных психологов-практиков;
  • международное сотрудничество.

Ассоциация спортивных психологов воплощает лучшие традиции отечественных профессиональных сообществ, следует профессиональной этике, объединяет в своих рядах более 50 спортивных психологов — представителей 20 регионов России и экспертов из 5 стран СНГ (за 5 месяцев с момента основания АСП). Действительные члены АСП: ученые, преподаватели, востребованные психологи-практики, основатели школ спортивной психологии. Члены студенческого сообщества АСП: студенты, магистранты и молодые специалисты. Партнеры АСП: ведущие спортсмены, тренеры, родители; образовательные (СШОР, УОР, ссузы, вузы) и спортивные организации: федеральные и региональные центры подготовки спортсменов.

Представленность в АСП специалистов из регионов позволяет осуществлять апробацию и внедрение в процесс многолетней подготовки спортсменов научно-методических разработок специалистов из других регионов и стран. На перспективу Ассоциация изучает вопрос разработки программ психологической подготовки и организации научно обоснованной системы психологического сопровождения спортсменов на различных этапах спортивного совершенствования.

Несмотря на явную актуальность, в России таковая либо вообще не осуществляется, либо осуществляется фрагментарно. Есть идеи и инициативы, которые имеют своих сторонников среди спортивных руководителей, предполагающие создание центров психологического сопровождения подготовки в регионах, где одним из направлений может стать формирование психологических умений и навыков, способствующих повышению квалификации и конкурентоспособности спортсменов и тренеров [3, 6, 7].

На XXII Национальный конкурс «Золотая Психея» по итогам 2020 года члены Ассоциации представили проекты во всех номинациях: проект года в психологической науке (Н.Е. Водопьянова, А.А. Банаян, Е.П. Ильин; В.А. Сохликова), книга года по психологии (А.К. Дроздовский, В.Е. Ильин; Е.В. Мельник, В.Г. Сивицкий, Н.И. Боровская; А.В. Родионов, И.А. Родионова, В.Г. Сивицкий; Л.Г. Уляева), событие года в жизни сообщества (Л.Н. Рогалева, Д.Б. Арганчиева, Л.Г. Уляева; Л.Г. Уляева. Г.Б. Горская, А.В. Родионов), мастер-класс для психологов (В.А. Сохликова), психологический инструмент года (А.К. Дроздовский, Е.В. Мельник, В.И. Аскерко, Н.И. Боровская) [8].

Основной проблемой полноценной подготовки спортсменов является отсутствие в штатном расписании многих учреждений должности психолога. В настоящее время есть необходимость осуществления деятельности в направлении просвещения, организации, изучения, разработки (программ и методических рекомендаций) и внедрения системы психологического сопровождения спортсменов на этапах многолетней подготовки, что будет гарантированно способствовать повышению уровня подготовленности спортсменов к самореализации в двойной карьере. Ассоциация спортивных психологов готова оказать содействие в организации и реализации программы психологического сопровождения на различных этапах спортивного совершенствования и способствовать развитию личности спортсмена и тренера.

Cписок литературы

  1. Распоряжение Правительства РФ от 24 ноября 2020 г. №3081-р «Об утверждении Стратегии развития физической культуры и спорта РФ на период до 2030 года».
  2. Приказ Минспорта России от 30 октября 2015 г. № 999 «Об утверждении требований к обеспечению подготовки спортивного резерва для спортивных сборных команд Российской Федерации».
  3. Багадирова С.К., Уляева Л.Г., Шумилов В.Б. Анализ ресурсов управления организацией, обеспечивающих успешную самореализацию спортсмена // XXV Международный научный конгресс «Олимпийский спорт и спорт для всех: Материалы. Часть 1. — Минск, БГУФК, 2020. С. 12-19.
  4. Подготовка педагога дополнительного образования в области физической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник / под ред. А.В. Родионова. — М.: Юрайт, 2020. — 251 с.
  5. Уляева Л.Г., Родионова И.А., Сивицкий В.Г., Мельник Е.В., Воскресенская Е.В., Раднагуруев Б.Б., Уляева Г.Г. Научно-методическое обеспечение психологического сопровождения спортивной деятельности // Журнал спортивной психологии. — 2020. — Том 29. — Выпуск 2. — С. 177-184.
  6. Уляева Л.Г. Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов в период соревновательной деятельности: методические рекомендации. — М.: ООО «Торговый дом «Советский спорт», 2020. — 176 с.
  7. Шумилов В.Б., Якименко А.А., Уляева Л.Г. Роль психологической работы в подготовки спортивного резерва и спортсмена-олимпийца // Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Ресурсы конкурентноспособности спортсменов: теория и практика реализации» / ред. колл.: С.М. Ахметов и др. — Краснодар: КГУФКСТ, 2019. — С. 380-383.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Что нужно знать о спортивных психологах сборных команд России
    23.03.2015
    Что нужно знать о спортивных психологах сборных команд России
    За спортсменов сборных команд России и их ближайшего резерва последние несколько лет отвечают психологи ФГБУ Федерального научно-клинического центра ФМБА России. Он был создан 5 лет назад для организационно-методического руководства, координации деятельности по спортивной медицине Центров лечебной физкультуры и спортивной медицины, врачебно-физкультурных диспансеров, профильных отделений лечебно-профилактических учреждений субъектов федерации и муниципальных образований...
  • Самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности
    01.03.2015
    Самореализация личности в физкультурно-спортивной деятельности
    Коллектив авторов под руководством Л.Г. Уляевой (Москва) представляет на конкурс в номинации «Проект года в психологической науке» комплект из двух монографий, объединенных общей темой самореализации личности в физкультурно-спортивной деятельности. Монографии предназначены для спортсменов и всех специалистов, связанных с подготовкой спортсменов высокого класса. На странице проекта вы можете скачать обе книги
  • Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов-олимпийцев
    01.03.2015
    Комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов-олимпийцев
    В результате исследования, проведенного сотрудниками Федерального научно-клинического центра спортивной медицины и реабилитации Федерального медико-биологического агентства России, впервые разработана и апробирована комплексная методика повышения психологической готовности спортсменов-олимпийцев, направленная на формирование базового, когнитивного, мотивационного, эмоционального и волевого компонентов
  • Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
    20.02.2023
    Стратегия самоизменения в процессе преодоления экстремальных спортивных ситуаций
    «Спортсмен в соревновательно-тренировочном процессе должен изменять прежние представления о спорте, добывать новые знания, выходя за рамки прежнего субъектно-спортивного опыта и, тем самым, расширять границы самоизменений».
  • Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
    15.02.2023
    Итоги 40-летней истории каузометрии и её перспективы
    Каузометрия является оригинальным методом психодиагностики субъективной картины жизненного пути человека, психологического консультирования по смысложизненным вопросам и психотерапии биографических кризисов.
  • Социально-психологический тренинг как средство психопрофилактики девиантного поведения спортсменов в команде
    23.12.2022
    Социально-психологический тренинг как средство психопрофилактики девиантного поведения спортсменов в команде
    «При обосновании и построении программы мы использовали теоретические подходы гуманистической и экзистенциальной психологии, методики диагностики отклонений в поведении несовершеннолетних, авторские материалы исследования…»
  • О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
    27.11.2022
    О науке и жизни. Интервью с выдающимися российскими учеными-психологами: Н.И.Чуприкова
    …о пути в науке, об учителях и коллегах, об исследованиях и открытиях в общей психологии и психофизиологии, о своей научной позиции по отношению к конструктивизму, нейронаукам, искусственному интеллекту, обучению детей и перспективам психологии как науки.
  • Генетические маркеры психологической устойчивости и совладающего поведения
    15.03.2022
    Генетические маркеры психологической устойчивости и совладающего поведения
    Выявление генетических маркеров «устойчивого фенотипа» и их поведенческих коррелятов позволит нам приблизиться к ответу на вопрос, возможно ли распространить элементы такого профиля личности на категорию «уязвимых» пострадавших.
  • Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
    12.03.2022
    Б.Д. Эльконин о культурно-исторической психологии как психологии развития
    «Вы, я думаю, заметили, что я все время занимаюсь вопрошанием. Занимаюсь им искренне, а не дидактически. Это те вопросы, которые я пытаюсь обдумывать, а не учу задавать. В этом смысле я и говорю про не дидактичность — это мои вопросы. Станут ли они вашими...»
  • Психологическая готовность к организационным изменениям
    11.03.2022
    Психологическая готовность к организационным изменениям
    Согласно многочисленным исследованиям, лишь малая часть инициатив по внедрению организационных изменений завершается успешно. Сильное влияние на результат оказывает индивидуальная готовность к изменениям сотрудников, которым они адресованы.
  • От позитивного мышления к осознанности: опыт работы спортивного психолога
    09.03.2022
    От позитивного мышления к осознанности: опыт работы спортивного психолога
    Принцип, основанный на внимательности, помогает игрокам, вместо того чтобы быть пойманными в ловушку «ужаса мышления», переориентировать свое внимание на отношения с мыслями и эмоциями, не сражаясь с ними и не меняя их.
  • В.М. Аллахвердов: Приглашение к абсурду
    05.03.2022
    В.М. Аллахвердов: Приглашение к абсурду
    Фрагмент из вступления к книге «Таинственная прелесть сознания. Беседы о вечных проблемах, или приглашение к абсурду», написанной специально для собрания сочинений. Книга построена в жанре бесед Автора, Прекослова и Простака.
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»