16+
Выходит с 1995 года
23 апреля 2024
Интернет-угроза: шаги по предотвращению вреда детям и подросткам

Когда ребенок решается рассказать родителю, что столкнулся с мошенником или преступником в интернете, мама или папа могут растеряться. Они не знают, куда бежать, у кого просить помощи, как наказать обидчика. О том, какую первую помощь нужно оказать ребенку, столкнувшемуся с интернет-угрозой, поговорили на мастер-классе «Интернет-риски и первая помощь психолога», который прошел на Санкт-Петербургском саммите психологов.

Никита Павлович Вабищевич, психолог-консультант, ведущий специалист Службы помощи детям и подросткам «Твоятерритория.онлайн», обозначил, какому алгоритму нужно следовать при интернет-угрозе:

«Действия, когда ребенок находится в ситуации интернет-проблем.

Шаг 1. Первая помощь.
Шаг 2. Обращение за консультацией в службу безопасности.
Шаг 3. Обращение за психологической консультацией.
Шаг 4. Службы безопасности и оперативные государственные структуры».

Юлия Олеговна Саенко, психолог, координатор направления Службы «Твоятерритория.онлайн», объяснила:

«Первая помощь – это совокупность мероприятий поддержки и практической помощи ближним, которые испытывают страдания и эмоциональные переживания в связи с интернет-ситуацией. Она включает:

  • ненавязчивое оказание практической помощи и поддержки;
  • оценку потребностей и проблем;
  • оказание помощи в удовлетворении насущных потребностей (например, таких как еда, вода, информация);
  • умение выслушивать, но не заставлять говорить;
  • умение утешить и помочь человеку успокоится;
  • оказание помощи и установление связи с соответствующими службами.

Кто может оказывать первую помощь? Это может быть родитель, близкий родственник, значимый для ребенка взрослый. Важно, чтобы взрослый мог оценить и понять потребности ребенка в этот момент. Мы создаем пространство, чтобы ребенок мог рассказать о том, что его волнует, и одновременно не заставляем говорить.

Первая помощь оказывается по принципу экстренной помощи в самолете – сначала себе, а потом ребенку.

Взрослому, который первым услышал крик подростка о помощи или заметил признаки, свидетельствующие об интернет-угрозе, важно обратиться к себе, к своим реакциям: что со мной происходит? Ему нужно понять свои чувства, успокоить себя, вспомнить, что все ситуации решаемы, и постараться транслировать спокойствие ребенку. Родители могут испытывать те же чувства, которые испытывает их ребенок – гнев, стыд, вину.

Говорить нужно конкретно, не затрагивая факты из прошлого, понятно, просто, открыто и искренне. Это формирует навык надежности, который помогает транслировать спокойствие ребенку. Чувство, что ребенок больше не одинок, придает сил. А силы понадобятся, чтобы выстоять против злодея.

Мы рекомендуем избегать разлуки, обеспечить условия безопасности. Нужно сделать акцент на том, что ребенок не является причиной ситуации, которая произошла в сети. Убедить в технических мерах защиты, например, удаление контента, блокировка нежелательного контента. Важно составить план защиты на ближайшие часы, на следующий день, на ближайшие дни. Рекомендуем собрать все сведения, все детали и с ними обратиться за помощью в службу безопасности, правоохранительные органы, чтобы защитить подростка».

Евгений Соломонович Креславский, консультант по организационному развитию и развитию персонала, директор Института «Новые возможности», сооснователь и генеральный директор (1988–1996) Института психотерапии и консультирования «Гармония», сооснователь и президент (1991–1998) Российской ассоциации телефонной психологической помощи, подчеркнул:

«Подросток ожидает от нас, что мы надежные как родители. Подросток ожидает от своих друзей надежности, что они его не подведут в той или иной ситуации. Подросток ожидает от своего близкого окружения надежности. Именно надежность создает ощущение доверия: я могу тебе доверять, потому что ты надежен.

Наша задача как профессионалов – помочь близкому окружению поддержать это умение быть надежным. Это значит: понять собственные переживания, понять, что с нами происходит, успокоится и только потом принимать те или иные решения.

…Консультанты телефонной помощи, психологи, которые работают в службах дистанционной поддержки, должны быть подготовлены, должны иметь определенные знания, опыт и умения, чтобы оказывать подобного рода поддержку. Мне кажется, что здесь есть много различных проблем: люди, к сожалению, не знают, как работать с подобного рода ситуациями.

После того, как ситуация разрешилась, ребенок, подросток, родители могут переживать посттравматические стрессовые расстройства. Сам факт того, что ситуации уже нет, не значит, что мы не оказываем поддержку. Это означает, что мы должны как можно точнее понять состояние и сделать все необходимые действия для того, чтобы и родители, и ребенок получили соответствующую помощь. Я хочу сделать на этом акцент, потому что часто бывает ситуация, когда через какое-то время возникают суицидальные мысли, суицидальная тревога и направленность».

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    23.08.2022
    Психологическая служба: сохранение ментального здоровья молодежи в эпоху резких социальных изменений
    Во всем мире именно развитию психологической службы уделяется большое внимание. Психологов, работающих в системе образования, все чаще рассматривают как важных провайдеров в сфере услуг охраны психического здоровья детей, подростков и молодежи.
  • Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    15.03.2021
    Контакт-соприсутствие. Изучение глубинных форм общения
    Контакт-соприсутствие — это переживание присутствия другого человека или существа в общем пространстве и времени, в ситуации «здесь и сейчас». Способность находиться вместе с другими обеспечивает «вписанность» человека в сообщество…
  • Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    29.01.2021
    Сексуальные злоупотребления в отношении детей в фокусе системного подхода
    Примеры применения «оптики» системного подхода в анализе случаев сексуальных злоупотреблений в отношении детей привела Елена Викторовна Иоффе, кандидат психологических наук…
  • Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    15.01.2021
    Специфика воспитания ребенка в многопоколенной семье
    К основным трудностям многопоколенных семей можно отнести: нарушение иерархии (например, бабушки и дедушки занимают роль родителей), смешение ролей, размытость границ, недостаток личного пространства, отсутствие единой воспитательной позиции…
  • Сексуальное насилие в отношении детей в семье
    20.10.2020
    Сексуальное насилие в отношении детей в семье
    На мастер-классе «Сексуальное насилие в отношении детей в семье (инцесты)» Ирина Алексеева, Анна Раскина и Андрей Зыков рассказали, почему происходит насилие в семье, как такие отношения остаются в тайне годами и как матери могут его не замечать…
  • Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    16.09.2020
    Изменение структуры интеллекта подростков с 1990 по 2020 годы
    Подростки поверхностны, имеют трудности с планированием и пренебрегают качественным анализом – такие результаты показывают тестирования школьников. Как на это влияет тип мышления и можно ли изменить ситуацию, рассказала Людмила Ясюкова...
  • Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    01.09.2020
    Креативность и творчество: лекция Дианы Богоявленской. Часть 3
    «Термин «креативность» употребляется как синоним творчества, одаренности, надо смотреть, на какую концепцию ссылаются. Разница не в термине, а в парадигме, в которой он раскрывается», – отметила Диана Борисовна Богоявленская…
  • Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    10.07.2020
    Изменение жизни и травматизация: тактики поддержки клиентов
    Я хотела бы обратить ваше внимание на то, какие бывают кризисы, какие возникают напряжения в этих кризисах, а потом обсудить, какие тактики может выбрать психолог-консультант, если он имеет дело с человеком, сталкивающимся с той или иной ситуацией...
  • Интернет-угроза: как понять, что ребенок в опасности?
    30.06.2020
    Интернет-угроза: как понять, что ребенок в опасности?
    Кибербуллинг, сексуальное использование, вовлечение в преступную деятельность — об интернет-опасностях для детей и подростков рассказал Евгений Креславский, сооснователь Российской ассоциации телефонной психологической помощи…
  • «Кризис и пандемия – опасности и возможности»: доклад Дмитрия Ковпака
    19.06.2020
    «Кризис и пандемия – опасности и возможности»: доклад Дмитрия Ковпака
    С докладом «Кризис и пандемия – опасности и возможности» во время панельной дискуссии «Страхи и Надежды Человечества. Психология спасет мир?» на Санкт-Петербургском саммите психологов выступил кандидат медицинских наук Дмитрий Викторович Ковпак…
  • Характер ребенка: диагностика и коррекция
    02.08.2018
    Характер ребенка: диагностика и коррекция
    Что влияет на характер человека? Воспитание. Как воспитать характер своего ребенка, чтобы гордиться им? Ответу на этот вопрос посвящен мастер-класс. В основе мастер-класса - авторские материалы из книг В.Ю. Слабинского «Семейная позитивная динамическая психотерапия», «Характер ребенка: диагностика, формирование, методы коррекции»...
  • Фантазирование в жизни взрослых и детей
    22.08.2017
    Фантазирование в жизни взрослых и детей
    Как понять, что означает фантазирование ребенка и чем оно отличается от фантазирования взрослого человека? Тему фантазирования раскрывает в рамках лекции «Повседневное фантазирование в жизни взрослых и детей» Мария Владимировна Осорина - детский психолог, кандидат психологических наук, член Координационного совета Санкт-Петербургского психологического общества, специалист в области возрастной психологии, психологии развития и психологии детской субкультуры, автор книги «Секретный мир детей в пространстве мира взрослых»...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»