16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
«От Москвы до самых до окраин». Плагиат в госдуме, в вузе, в детсаду...

Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте конкурса «Золотая Психея» 2014 года комментирует доктор биологических наук, профессор РГПУ им. А.И. Герцена, автор более 160 научных работ, член Экспертного совета конкурса Елена Ивановна Николаева:

Профессиональное сообщество не живет в изолированном пространстве. И психологи – не исключение. И если 25 человек из нашей Думы находятся в базе dissernet.org/ как люди имеющие диссертации, являющиеся абсолютным плагиатом, если министр культуры РФ практически полностью заимствовал чужую кандидатскую и в существенной мере докторскую, то трудно предположить, что простой психолог в какой-то момент не соблазнится легкостью написания такой научной работы и абсолютной безнаказанностью. Плагиатом считаются диссертации многих ректоров университетов, прокуроров, директоров школ и т.д. Более того, когда диссернет подает в суд документы, подтверждающие плагиат, суд не лишает этих людей их должностей. И в обществе нет идеи нерукопожатности в отношении таких людей.

Более того, чтобы пройти квалификационную комиссию должны иметь научные статьи учителя школ, воспитатели детских садов, профессиональные военные. Все это дискредитирует саму идею научной работы, если ее легко (без научного исследования, проведенного в соответствии с определенным стандартом) может сделать любой человек. У меня секретарь кафедры однажды спросила, как я пишу книги. Она предположила: «Вы ведь берете идеи из других книг и их объединяете?». Исчезло представление о том, что идея рождается в голове автора, а научная работа - это не компиляция цитат из трудов твоих предшественников.

Да и вузов, в которых готовят психологов, сейчас много. А особенность обучения, связанная с тем, что финансирование приходит со студентом, ведет к тому, что нельзя отчислить никого. Если ты ставишь неудовлетворительную оценку студенту, то лишаешь сотрудников кафедры куска хлеба. А потому фактически несешь ответственность за то, будет у другого преподавателя возможность кормить семью или нет. Не знаю, как другие профессора решают эту дилемму, я, каюсь, решаю ее в пользу сотрудников кафедры.

Резко возрастает вероятность того, что людям, получившим психологическое образование, не вполне соответствующее стандарту, живущим в обществе, где даже министр образования не чурается плагиата, кажется нормой заимствование из других источников.

Мне кажется, есть несколько вариантов решения проблемы. Первый состоит в том, чтобы статью А.Г. Асмолова максимально перепостить (кажется, это слово уже вошло в обиход), послать в редакцию «Флинта», отправить в ректорат вуза, где работает этот человек (нет сил назвать его психологом). Нужно сделать его нерукопожатным.

Второй вариант состоит в том, чтобы работы новых авторов в варианте pdf предлагать одному из специалистов, связанных с тематикой работы (члену Большого жюри), чтобы он глянул работу на предмет плагиата и смог сделать свое резюме.

Третий вариант состоит в том, чтобы все работы, которые подаются на конкурс пропускать через программу «Антиплагиат».

Если не работают внутренние барьеры, приходится возводить внешние.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Границы в терапии
    10.03.2022
    Границы в терапии
    Терапевт несет ответственность за то, чтобы наблюдать за процессами, связанными с границами в отношениях «терапевт — клиент», контролировать их, анализировать и интерпретировать (или использовать иным образом) на благо клиента.
  • Особенности проявления этических принципов в спортивной психологии
    15.03.2021
    Особенности проявления этических принципов в спортивной психологии
    Профессиональная деятельность спортивного психолога направлена на внутренний мир человека, на личность спортсмена. Целью исследования выступил теоретический анализ и обобщение материала об этических принципах в психологии через призму спортивной деятельности...
  • XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    06.06.2019
    XIII Саммит психологов: наша миссия – сохранить Человека
    2–4 июня 2019 года в Санкт-Петербурге проходил XIII Саммит психологов, который объединил более тысячи психологов из разных стран для обмена профессиональным опытом. Дискуссия в рамках открытого Форума психологов 2 июня была посвящена памяти выдающегося экзистенциального аналитика Александра Баранникова. Панельная дискуссия «Духовность. Сексуальность. Цифра. Куда уводят тренды?» задала участникам Саммита вектор работы по осознанию причин, направленности и последствий стремительных изменений в современном обществе для выполнения великой миссии: сохранить Человека...
  • К вопросу о профессиональной этике: заимствование идей
    04.03.2016
    К вопросу о профессиональной этике: заимствование идей
    Хочется обратить внимание коллег на заимствование идей, составление аналогов существующих методик и разработок, без ссылок на источники и авторов. Более 9 лет мы создаем методический инструментарий для практической работы психологов: методики, настольные психологические игры, наборы ассоциативных карточек...
  • К дискуссии о недобросовестных заимствованиях
    30.12.2015
    К дискуссии о недобросовестных заимствованиях
    Редакция «Психологической газеты» и оргкомитет НК «Золотая Психея» благодарят всех участников дискуссии о недобросовестных заимствованиях – острым и содержательным было обсуждение. Александру Григорьевичу Асмолову, хочется сказать особое спасибо за письмо и разрешение его опубликовать. Обсуждение таких болезненных проблем важно вести открыто...
  • Ящик Пандоры, жаркие споры и, вроде, об этике
    28.12.2015
    Ящик Пандоры, жаркие споры и, вроде, об этике
    Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте Национального психологического конкурса «Золотая Психея» комментирует главный редактор научного журнала «Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири», кандидат психологических наук, г. Черногорск (Хакасия) Леонид Федорович Чупров
  • Издержки «массовизации» профессии психолога и психологического образования
    21.12.2015
    Издержки «массовизации» профессии психолога и психологического образования
    Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте Национального психологического конкурса «Золотая Психея» комментирует доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории психологии Института психологии им. Л.С.Выготского РГГУ Владимир Товиевич Кудрявцев
  • Личная репутация и плагиат
    21.12.2015
    Личная репутация и плагиат
    Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте Национального психологического конкурса «Золотая Психея» комментирует член Большого жюри конкурса, доктор психологических наук, председатель Экспертного совета Российского психологического общества Тахир Юсупович Базаров
  • О забытой научной честности и пренебрежении правилами цитирования
    18.12.2015
    О забытой научной честности и пренебрежении правилами цитирования
    Письмо А.Г. Асмолова о заимствованиях в проекте конкурса «Золотая Психея» комментирует доктор психологических наук, кандидат медицинских наук, профессор, член Большого жюри конкурса профессор Михаил Михайлович Решетников
  • Дискуссия о заимствованиях в проекте Конкурса «Золотая Психея»
    18.12.2015
    Дискуссия о заимствованиях в проекте Конкурса «Золотая Психея»
    Здесь мы приводим публикации, относящиеся к дискуссии о заимствованиях в проекте Национального психологического конкурса «Золотая Психея» по итогам 2014 года
  • Ответ А.Асмолову от В.Левченко о плагиате в проекте НК «Золотая Психея»
    17.12.2015
    Ответ А.Асмолову от В.Левченко о плагиате в проекте НК «Золотая Психея»
    На активно комментируемое читателями открытое письмо А.Г. Асмолова в оргкомитет Национального психологического конкурса «Золотая Психея» о недобросовестном заимствовании текста в конкурсном проекте по итогам 2014 года отвечает автор обсуждаемого учебного пособия «Позитивная психология» Владимир Левченко
  • Плагиат. Яблоко раздора? Диагноз? Приговор?
    14.12.2015
    Плагиат. Яблоко раздора? Диагноз? Приговор?
    Плагиат становится в современном профессиональном сообществе всё более и более болезненной проблемой, разделяющей коллег на хороших и плохих. Приглашаем к честному открытому разговору всех заинтересованных коллег. Совместное открытое обсуждение будет по-настоящему способствовать поиску конструктивного решения. Делитесь своими размышлениями в комментариях, присылайте статьи и письма для публикации
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»