16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
«Арт-терапия в нашей стране встала на собственные ноги»

Предлагаем вашему вниманию интервью с Александром Ивановичем Копытиным. Александр Иванович -  кандидат медицинских наук, доцент кафедры психологии Санкт-Петербургской Академии постдипломного педагогического образования и кафедры психотерапии Санкт-Петербургской государственной медицинской академии им. И. И. Мечникова, председатель РОО «Арт-терапевтическая ассоциация», вице-президент секции искусства и психиатрии Всемирной психиатрической ассоциации. Заведующий кафедрой арт-терапии, руководитель программы дополнительного профессионального образования «Арт-терапия в образовании, медицине и бизнесе», ведущий семинаров «Новые арт-терапевтические техники: возможности фотографии в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе», «Арт-терапия в школе», «Арт-терапия: многообразие подходов» в Институте практической психологии «Иматон».

- Александр Иванович, расскажите, пожалуйста, о том, как развивается международное сотрудничество в сфере арт-терапии, насколько активно российские специалисты сейчас общаются с западными коллегами?

- Арт-терапия в нашей стране получила толчок к развитию благодаря тому, что зарубежные коллеги щедро делились своим опытом: более десяти лет назад первые специалисты из-за рубежа стали приезжать в Россию и знакомить общественность (психологов, врачей) со своими достижениями. Например, Алан Виттенберг из США еще в конце 80 годов создал в нашем городе школу музыкальных терапевтов. Сейчас отечественная арт-терапия встает на собственные ноги и влияние зарубежных школ уже не так сильно. Более того, можно говорить об обратном процессе – трансляции накопленного нами опыта коллегам из стран Восточной Европы и СНГ, где имеется определенное отставание в области арт-терапии. К нам часто обращаются психологи из этих стран с просьбами о проведении семинаров, разработке образовательных программ, курировании проектов, супервизии. Также российские арт-терапевты сотрудничают с западноевропейскими, американскими ассоциациями арт-терапевтов.

Зарубежные поездки российских арт-терапевтов стали более частыми в последние годы. В этом году состоялись поездки в Германию и Финляндию, а весной следующего года планируются поездки в Голландию и Берлин. Меня очень радует активность наших специалистов в установлении контактов, поскольку международное сотрудничество способствует более активному развитию арт-терапевтических методов, в том числе, их организационному оформлению. Развитие контактов с образовательными центрами помогает уточнить наши собственные подходы к концепции арт-терапевтического образования, к условиям, которые необходимы для более эффективного обучения студентов. Есть и практическая сторона: выезжая за рубеж и посещая различные практические центры (клиники, социальные и общественные организации) мы можем лучше понять организационные, методические, технологические аспекты, аспекты кадрового обеспечения, организации деятельности арт-терапевтов.

- Чем наши арт-терапевты могут удивить коллег из других стран?
 
- В России арт-терапию изучают, в основном, психологи, которые могут поделиться весьма интересными методиками, исследовательскими материалами, уникальным опытом в сфере арт-терапевтического образования. И интерес к этому у зарубежных коллег очень большой. Сейчас Академия постдипломного педагогического образования (на базе которой с 2002 года действует программа профессиональной переподготовки специалстов по арт-терапии) заключает договор с одним из немецких университетов. Обсуждается возможное сотрудничество по ряду направлений,  в том числе – обмен студентами, преподавателями, обмен научной информацией, совместная подготовка публикаций.

- Существует ли в западной арт-терапии тенденция вытеснения традиционных арт-терапевтических методов, таких, как, например, рисунок, методами с использованием новых технологий?

- Налицо определенный разрыв между современной художественной практикой и ее технологиями с одной стороны и арт-терапией и ее технологиями с другой стороны. Арт-терапевтическая практика ориентирована на традиционные художественные материалы, в то время как художественное творчество в Европе сейчас отличается достаточной технизированностью, активным использованием новых медиа (компьютеров, видео-арта, фотографии). Почему же эти средства, достаточно хорошо освоенные современными художниками, не привносятся в арт-терапевтическое пространство? Мне кажется, причина в том, что не всем клиентам такие средства доступны. Может быть, вопрос не столько в доступности, сколько в наличии жесткой установки: арт-терапевты считают, что их клиенты пока находятся на начальном этапе овладения художественными материалами. К сожалению, западные арт-терапевтические школы не уделяют должного внимания новым технологиям, несмотря на то, что подавляющее большинство зарубежных арт-терапевтов имеют художественное образование и прекрасно владеют этими средствами.

По моим наблюдениям, можно было бы проявлять большую смелость в привнесении новых технологий, в том числе и технических средств, в арт-терапевтический процесс, ведь технические средства  в арт-терапии могут значительно расширять возможности психотерапевта и клиента. Поэтому, помимо программы дополнительного образования по арт-терапии и тематических семинаров в институте практической психологии «Иматон» я также веду семинар «Новые арт-терапевтические техники: возможности фотографии в психотерапии, психологическом консультировании и социальной работе», где знакомлю слушателей с новейшими достижениями в этой сфере.

- Расскажите о деятельности российской Арт-терапевтической ассоциации.

- К сожалению, в России нет научных центров по арт-терапии, нет пока еще достаточно сформировавшихся школ, которые действовали бы на базе университетов и разрабатывали бы основы методологии. Поэтому общественные организации, объединяющие людей с разной подготовкой, в том числе и научных работников, решают эти задачи.  Российская арт-терапевтическая ассоциация была создана в 1997 году и практически сразу же проявила активность, устанавливая необходимые контакты, благодаря этому удалось сформировать начальные профессиональные позиции. Ассоциация – это профессиональная общественная организация, которая решает организационные задачи (объединяет специалистов), налаживает контакты, а также создает идеологическую платформу, формируя определенную методологию, задает планку необходимых общетеоретических знаний и требований к специалистам, формирует философию арт-терапии.

- За двенадцать лет работы ассоциации она налаживала контакты с зарубежными специалистами,  была разработана методология, проводилась научная работа, а какие задачи стоят перед ассоциацией сейчас?

- Важное направление дальнейшей деятельности российской Арт-терапевтической ассоциации – интеграция арт-терапевтического сообщества России. К сожалению, оно сейчас разрознено, представлено специалистами, которые мало контактируют друг с другом. Парадоксально: в Москве есть множество специалистов по арт-терапии и даже сообществ арт-терапевтов, но они очень мало взаимодействуют друг с другом, не формируется общее пространство для обмена опытом и реализации проектов, осуществления определенной политики. Поэтому необходимо сплачивание сообщества с помощью различных мероприятий, таких, как проведение конференций в разных городах и регионах РФ.

В 2010 году планируются три конференции, одна их них традиционно пройдет в Санкт-Петербурге 14-16 мая,  а еще две конференции 9-11 апреля и 7-9 мая состоятся в Москве. Мы придаем этому большое значение: фактически, московские конференции станут событием, поскольку они будут первыми специализированными конференциями по арт-терапии, которые пройдут в столичном регионе. Мы надеемся привлечь к участию в конференциях российских и зарубежных специалистов из Западной и центральной Европы, Северной Америки. Конференции решают важные организационные задачи, сплачивая представителей арт-терапевтического движения. Также сплачивающую функцию выполняет журнал  «Исцеляющее искусство», который выходит четыре раза в год, распространяется по подписке и среди членов ассоциации.

Еще одной важной задачей на ближайшие годы является уточнение методологии. Часто российские арт-терапевты работают на основе разных концепций, иногда вообще вне концепций, рассматривая арт-терапию как инструмент сугубо прикладного характера. Поэтому методология весьма остро стоит на повестке дня. 

-  Александр Иванович, какие книги у вас вышли в этом году?

- Книги, которые поступили в продажу в этом году, отличаются от тех книг, которые я писал раньше: поскольку теоретической информации об арт-терапии у специалистов уже достаточно, мои новые книги «Арт-терапия наркомании», «Арт-терапия жертв насилия», «Детско-подростковая и семейная психотерапия», «Арт-терапия женщин» фокусируют внимание специалистов на оказании арт-терапевтической помощи конкретным целевым группам. Женщин я выделил в отдельную целевую группу, поскольку гендерный фактор является одним из чрезвычайно значимых в современной психологической практике. Необходимо использовать специализированные методы работы, учитывающие особенности био-психо-социальной организации женщин, их общественного положения.

- Арт-терапию специалисты в нашей стране активно используют в консультировании, а можно ли использовать арт-терапию в работе с организациями? И какую роль она могла бы играть в этом случае?

- Это направление в России пока еще недостаточно развито. Если речь идет командообразовании, то более корректно говорить не об арт-терапии в ее классическом понимании, а об использовании арт-метода в тренинговом процессе. Арт-терапия может играть большую роль в сохранении здоровья сотрудников, профилактике профессионального выгорания, мобилизации творческих ресурсов личности.

- Сейчас проходит арт-терапевтическая выставка «Clinic ART». Каково ваше мнение о потенциале таких мероприятий?

- Арт-терапевты по-разному относятся к организации выставок. Некоторые считают, что выставки нарушают базовые принципы арт-терапевтической деятельности, например, принцип конфиденциальности. Тем не менее, выставочная арт-терапевтическая практика существует и активно развивается в последние годы, инициаторами выставок могут выступать не только арт-терапевты, но и ценители искусства, а также различные общественные организации. Выставки могут стать действенным инструментом для реабилитации, преодоления клеймения различных групп общества (людей с проблемами физического или психического здоровья). Я считаю, что арт-терапевтам не следует игнорировать этот мощный фактор социальной интеграции.

Арт-терапия отличается от большинства методов психологического консультирования и психотерапии тем, что клиент создает определенный творческий продукт, который может стать частью культурного ландшафта. Мне кажется, есть некая ложь в том, чтобы пропагандировать творческое самовыражение как инструмент сохранения здоровья,  а потом скрывать продукцию, создаваемую клиентом и отражающую движения его творческой души. Несмотря на существенное расхождение с принципами психологической практики и психотерапии, организация выставок все-таки является важнейшим ресурсом как для клиента, так и для общества, поскольку через выставочную деятельность можно воздействовать и на социум. В этом процессе арт-терапевт из позиции психолога переходит в позицию менеджера, социального активиста, специалиста по связям с общественностью, что нередко требует соответствующих умений и навыков, ставит перед арт-терапевтом новые задачи.

- Вы можете привести пример выставки, которая изменила бы отношение определенной группы людей?

- Например, ежегодная ярмарка произведений аутсайдер-арта в Нью-Йорке. Аутсайдер-арт – искусство, творцами которого являются люди с особенностями психики, с ограниченными возможностями, зачастую не имеющие какого бы то ни было художественного образования. Ярмарка аутсайдер-арта – это массовое мероприятие, его посещают тысячи людей, которые являются ценителями искусства. Подобные мероприятия изменили отношение общества к творческой продукции людей с ограниченными возможностями, она сейчас признается очень ценной, за нее платят большие деньги. Эта тенденция особенно ярко проявляется в США.

Выставки для некоторых аутсайдеров – это, возможно, единственный путь к социализации, возможность работать, они не вписываются в традиционные рамки социума, но для них может быть найдена определенная ниша. Такие ярмарки, движение аутсайдер-арта и выставочная деятельность становятся все более популярными с учетом современного культурного контекста. В эпоху постмодерна зачастую очень трудно провести границу между профессиональной и непрофессиональной изобразительной деятельностью, в моде многоголосье и профессиональные художники экспериментируют со стилями, зачастую копируя стили людей с ограничениями здоровья, и получая тем самым новый импульс для творческого развития.

- И после таких выставок общество стало более толерантно относиться к людям с ограниченными возможностями?

- Благодаря инициативе арт-терапевтов, изменению мышления современных художников, кураторов выставок, искусствоведов,  отношение к таким людям становится более гуманным. В Санкт-Петербурге, например, существуют центры пропаганды подобного искусства - центр на Пушкинской 10.  В этом центре с 1998 года проходит ряд выставок, которые освещаются в СМИ. Арт-терапевтическая ассоциация проводила исследования, связанные с оценкой реакции посетителей выставок и участников тренингов, которые проходили  в рамках выставок. Было отмечено, что за одну выставку изменяется восприятие не только творческой продукции, но и самих творцов: находится то, что сближает душевнобольного человека людьми, не имеющими таких проблем. Некоторые переживания, отраженные в творчестве душевнобольных, могут затрагивать определенные струны души здорового человека, но для этого надо перешагнуть через  некие внутренние барьеры, отказаться от предвзятости, которая препятствует восприятию. На тренингах люди, взаимодействуя с творческой продукцией, представленной на выставке, создавали художественно-поэтические тексты. Были отмечены весьма интересные особенности восприятия: если человек включается в творческий диалог с картинами людей с ограничениями психического или физического здоровья, то его восприятие приобретает более личностно-окрашенный, глубокий характер. На вставках можно смелее использовать интерактивные формы, позволяющие обратить внимание на то, что человек, просто проходящий по залу, не сможет увидеть. Люди, вовлекшиеся в творческий процесс, начинают смотреть на тот особый мир, который они посетили, совсем другими глазами.

Беседовала Юлия Смирнова

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Драматическая импровизация как духовная практика
    25.03.2022
    Драматическая импровизация как духовная практика
    Драматическую импровизацию удобно описывать с помощью метафоры путешествия — это своеобразное путешествие группы людей в миры, рождающиеся в момент встречи и взаимопроникновения жизненных миров каждого из участников и художественного произведения.
  • Спонтанный театр — прошлое и настоящее
    15.01.2022
    Спонтанный театр — прошлое и настоящее
    Спонтанный театр — единое пространство, в котором нет разделений на сцену и зал, актёров и зрителей. Все участники постановок спонтанного театра не исполняют, но воплощают роли и сюжетные линии, не изображают, но создают события и атмосферу действа.
  • Кит Лоринг: «Быть творческим – значит, быть человеком»
    08.04.2020
    Кит Лоринг: «Быть творческим – значит, быть человеком»
    Когда нужно выразить себя творчески, спонтанно перед другими, внутри нас поселяется пронзительное чувство уязвимости, порой оно может быть чрезмерным. Ты видишь чистый лист бумаги, мелки, карандаши и чувствуешь давление, что от тебя чего-то ждут…
  • Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    13.02.2020
    Компания «Иматон»: 30 лет практической работы и 3 дня фестиваля
    VI Всероссийский фестиваль практической психологии «Где дни облачны и кратки...» состоялся в Санкт-Петербурге 6 - 8 февраля 2020 года. В фестивале приняли участие 400 психологов из России, Швейцарии, Германии, Финляндии, Эстонии, Литвы, Великобритании...
  • «Искусство любви»: интервью психолога Кита Лоринга
    23.01.2020
    «Искусство любви»: интервью психолога Кита Лоринга
    «Необходимо создание безопасной среды, в котором человек может выдерживать свою уязвимость и с уважением относиться к полученным в детстве ранам. Требуется огромное мужество, чтобы снова почувствовать себя маленьким, когда ты уже сильный и большой...»
  • «Для настоящей близости нужна взаимная уязвимость»
    18.11.2019
    «Для настоящей близости нужна взаимная уязвимость»
    Тот, кто может повесить ярлык, отнестись с презрением или стигматизировать, в этот момент переполнен разными чувствами, к которым не готов. Если рядом будет кто-то, кто поможет ему осознать эти чувства, встретиться с ними, выдержать их, пережить, это поможет. Этим человеком может быть психолог. Если некто ранее находился под влиянием людей, которые подвержены предрассудкам и отвергают других, то это становится своеобразным интроектом, встроенным в психику, автоматической, неосознанной реакцией...
  • Новосибирск: селфи как часть современной культуры
    01.08.2019
    Новосибирск: селфи как часть современной культуры
    В Городском центре изобразительных искусств Новосибирска состоялось открытие групповой выставки фотографии «Селфи». Для участников выставки селфи — не нарциссический феномен, а часть современной культуры коммуникации: фотохудожники видят в фотографировании самих себя конструирование социальной идентичности, образа себя, предъявленного другому...
  • Петербург: инклюзивные встречи цикла «Простое непростое»
    26.07.2019
    Петербург: инклюзивные встречи цикла «Простое непростое»
    «Простые вещи» – это открытое пространство, где взрослые люди с ментальными нарушениями (расстройствами психики и интеллекта) вместе с профессиональными наставниками и волонтерами ежедневно занимаются творчеством и трудятся в керамической, графической, швейной, кулинарной и столярной мастерских. Занятия бесплатные. 28 июля состоится пленэр, принять участие могут все желающие...
  • Онлайн-трансляция: открытая встреча по арт-терапии
    07.04.2019
    Онлайн-трансляция: открытая встреча по арт-терапии
    8 апреля состоится открытая встреча «О важности развития ассоциаций для арт-терапевтического процесса». На встрече будет предложена авторская арт-терапевтическая техника. Оживление ощущений и взаимодействие с образом (медитация на рисунке, постижение скрытых смыслов работы с ассоциациями, создание описания, движение...). Вход свободный, участие очное или онлайн...
  • Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    07.02.2019
    Встреча смыслов. О ресурсном фестивале «Другая арт-терапия…»
    Человек создает сценарий, или сценарий — человека? Как помочь клиенту написать сюжет, который будет исцелять, просвещать и преобразовывать жизнь? Как овладеть секретами драматерапии, пробудить жизненные силы с помощью клоунады, прикоснуться к скрытым ресурсам личности через просмотр кино? Эти загадки в течение трех дней разгадывали участники 5-го Всероссийского фестиваля «Другая арт-терапия: кино-, драма-, клоун-...». В первый день мы пригласили гостей на Киностудию «Ленфильм» — всемирно известную студию со 100-летней историей, имя которой с детства знакомо каждому российскому психологу...
  • Творчество для профессионального долголетия
    15.06.2018
    Творчество для профессионального долголетия
    В Америке недавно стали изучать людей, профессионально успешных, которые многие годы работают в напряженном режиме без признаков выгорания. А в нашей стране есть пример Бориса Дмитриевича Карвасарского, когда интересовались секретом его работоспособности, он говорил: «Надо лечить, учить и онаучивать» - то есть, лечить пациентов, учить студентов и заниматься наукой. В этом есть элементы творчества. Именно творчество уходит, когда человек начинает выгорать...
  • Как человек создаёт новое? Психология творчества
    13.04.2018
    Как человек создаёт новое? Психология творчества
    На секции психологии Дома ученых РАН состоялся доклад «Психология творчества» Аллахвердова Виктора Михайловича - доктора психологических наук, профессора, заведующего кафедрой общей психологии СПбГУ. Виктор Михайлович Аллахвердов рассказал собравшимся о том, как человек входит в творческое состояние, выдвинул гипотезы о назначении творчества и о том, почему важно соприкосновение с творчеством других людей...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»