18+
Выходит с 1995 года
9 апреля 2026
С.Б.Есельсон: открытое письмо А.Ю.Кузнецовой о новом законопроекте

Открытое письмо
Заместителю Председателя Государственной Думы РФ
Кузнецовой Анне Юрьевне

Уважаемая Анна Юрьевна!

Я уже писал 11 июля 2025 г. Вам письмо с разбором текста проекта Закона «Об основах регулирования психологической помощи в Российской Федерации», который оказался в зоне публичного доступа. 28 июля 2025 г. мне поступила от Вас благодарность за активную жизненную позицию.

Поэтому, проявляя активную жизненную позицию, я решил отозваться на текст Законопроекта «Об основах регулирования психологической помощи в Российской Федерации», который в марте 2026 года оказался в публичном доступе и который, якобы, собирается внести на рассмотрение Госдумы РФ группа депутатов во главе с Вами.

Я хочу предостеречь Вас от опрометчивого шага, к которому подталкивают лоббисты, выдающие себя за экспертов и полностью игнорирующие стенограмму 5-часового обсуждения в Общественной палате РФ Законопроекта «Об основах регулирования психологической деятельности в Российской Федерации», подготовленного Н.А. Останиной.

Во-первых, появившийся проект закона несостоятелен концептуально. Он претендует на то, чтобы стать рамочным для всех видов психологической деятельности, сложившихся на сегодня. Сейчас они регулируются отраслевыми нормативными актами со своей логикой совершенствования, не требующей вмешательства. Так, психологи в школе — это одна деятельность, психологи в здравоохранении — другая (при этом эта деятельность на наших глазах разделяется: клинические психологи, онкопсихологи, специалисты по доабортному консультированию, перинатальные психологи и т.д.), психологи в МЧС — третье, в армии — четвертое, в РЖД — пятое. Особняком стоят психологи внутри корпораций, в службе занятости, психологи-политтехнологи и т.д.

Лишь деятельность психологов, оказывающих психологические услуги гражданам, на сегодня слабо нормативно отрегулирована. Именно об этом говорил Президент в своем поручении №804 от 15 мая 2021 г. по результатам встречи с участниками общероссийской акции взаимопомощи «Мы вместе». В поручении Президента было сказано следующее:

«Правительству Российской Федерации: рассмотреть при участии общественных организаций и профессиональных союзов специалистов в области психологии и психотерапии вопрос о возможности установления или повышения требований к организациям и индивидуальным предпринимателям, оказывающим психологические услуги гражданам, и при необходимости представить предложения о внесении в законодательство Российской Федерации соответствующих изменений».

Именно эта встреча и подтолкнула к убыстрению работы и созданию профстандарта «Психолог-консультант». Если и нужен Закон, то это Закон, регулирующий именно этот вид психологической деятельности, а не рамочный закон.

Во-вторых, законопроект исходит из того, что качественные психологические услуги гражданам могут оказывать выпускники магистратур психологических факультетов страны по направлению подготовки 37.04.01 «Психология». Это утверждение подкрепляется тем, что ФГОС магистратуры по направлению подготовки 37.04.01 «Психология» предусматривает формирование у выпускников следующих общепрофессиональных компетенций: ОПК 6 — подготовка и проведение психологических консультаций и ОПК 8 — проведение супервизий профессиональной деятельности.

Но, как отмечают эксперты, эти компетенции повсеместно не формируются. В том числе это происходит и за счет того, что подавляющее большинство преподавателей высшей школы сами не производят психологическое консультирование граждан, то есть идет многолетний обман государства. Вузы выпускают не подготовленных к психологическому консультированию граждан специалистов. Если Вы не доверяете этому тезису, то его очень легко проверить, особенно с помощью данных ФНС. Я готов помочь Вам с проведением такого исследования.

В-третьих, Законопроект исходит из того, что по единой методике Центры оценки квалификации могут оценивать квалификацию любых психологов-консультантов, оказывающих психологические услуги гражданам. Авторы Законопроекта игнорируют сложившуюся реальность, а именно, психологи-консультанты проходят долговременное повышение квалификации и работают в разных модальностях (подходах), и разные модальности требуют разных процедур оценки квалификации специалистов. Как я убедился за последний год, вузовская профессура, даже очень высокого уровня, в этом вопросе очень слабо разбирается.

При знакомстве с текстом Законопроекта возникает впечатление, что в качестве экспертов и консультантов при его подготовке были привлечены представители вузовской психологии, которые открыто лоббируют свои административно-бюрократические и экономические интересы.

В 90-е годы одним из направлений борьбы с безработицей, по зарубежному опыту, стала переподготовка с одного высшего образования на другое. Такую переподготовку на психолога прошли сотни тысяч человек. В соответствии с Законом об образовании государство им гарантировало признание так полученной квалификации. Огромная масса людей успешно работает в соответствии с ней. Десятки лет. Более того, профстандарт «Психолог-консультант» признает такое образование. Лоббирующая законопроект группа это просто игнорирует. Тем самым, они собираются лишить права на работу сотни тысяч людей. Они понимают, что такое социально-психологическая стабильность общества и как происходит дестабилизация? И понимают ли это депутаты, безоговорочно слушающие эту группу?

Законопроект объявляет, что некачественные услуги — это услуги тех, кто не имеет профильного высшего психологического образования. С чего бы это?

Готовясь к своему выступлению на круглом столе в Общественной Палате РФ, я составил два списка. Приведу их здесь.

Список первый. Лидеры в области отечественной практической психологии, не имеющие профильного психологического образования.

  1. Один из наших ведущих военных психологов Александр Григорьевич Караяни — доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, заслуженный деятель науки РФ, закончил военно-политическое училище инженерных войск и войск связи и Военно-политическую академию им. В.И. Ленина, не имеет высшего психологического образования.
  2. Академик РАО, вице-президент Российского психологического общества Павел Николаевич Ермаков — доктор биологических наук, профессор, но не имеет высшего психологического образования.
  3. Один из ныне живущих патриархов отечественного психологического консультирования и психотерапии Марк Евгеньевич Бурно — доктор медицинских наук, профессор, но не имеет высшего психологического образования.
  4. Президент Российской психотерапевтической ассоциации Сергей Михайлович Бабин — доктор медицинских наук, профессор, но не имеет высшего психологического образования.
  5. Президент Московского государственного психолого-педагогического университета, академик РАО, доктор психологических наук, профессор Виталий Владимирович Рубцов — закончил МИФИ, но не имеет высшего психологического образования.
  6. Один из создателей российской школы «нейролингвистического программирования» (НЛП-терапии), доктор психологических наук, Андрей Анатольевич Плигин — имеет профильное образование химика, но не имеет высшего психологического образования.
  7. Создатель и руководитель психологического крыла общероссийского движения волонтеров «Мы — вместе» Инна Казимировна Силенок — инженер-нефтяник и учитель музыки, прошла переподготовку на психолога-консультанта, но не имеет высшего психологического образования.
  8. Алексей Петрович Ситников — доктор психологических наук, принесший в СССР нейролингвистическое программирование, создатель политической психологии и политтехнологии, создатель «Имидж-контакта», не имеет высшего психологического образования.
  9. Михаил Михайлович Решетников — лидер современного отечественного психоанализа, закончил Военно-медицинскую академию, не имеет высшего психологического образования.
  10. Руководитель Национальной ассоциации онкопсихологов Ольга Эмильевна Гольдман — инженер-экономист, не имеет высшего психологического образования.
  11. Елена Федоровна Ященко — доктор психологических наук, заведующая кафедрой прикладной психологии Санкт-Петербургского государственного университета путей сообщения, филолог, не имеет высшего психологического образования.
  12. Людмила Егоровна Солянкина — доктор психологических наук, ректор Волгоградского института профессионального образования, профессор Волгоградского госуниверситета, инженер-гидротехник, не имеет высшего психологического образования.
  13. Александр Октябринович Прохоров — доктор психологических наук, заслуженный профессор Казанского госуниверситета, не имеет высшего психологического образования.
  14. Татьяна Васильевна Ахутина — доктор психологических наук, профессор, не имеет высшего психологического образования.
  15. Юрий Иосифович Александров — доктор психологических наук, профессор, академик РАО, не имеет высшего психологического образования.
  16. Ольга Семеновна Васильева — одна из родоначальников психологии здоровья, кандидат биологических наук, профессор, не имеет высшего психологического образования.
  17. Александр Лазаревич Катков — доктор медицинских наук, профессор, ректор Международного института социальной психотерапии, не имеет высшего психологического образования.
  18. Владимир Валерианович Майков — кандидат философских наук, старший научный сотрудник сектора аналитической антропологии Института философии РАН, президент Ассоциации трансперсональной психологии и психотерапии, основоположник холотропного дыхания в России, выпускник МФТИ, не имеет высшего психологического образования.
  19. Лидия Алексеевна Сурина — кандидат химических наук, руководитель модальности «Юнгианский анализ» Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги, не имеет высшего психологического образования.
  20. Виктор Викторович Макаров — доктор медицинских наук, профессор, президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической Лиги, вице-президент Всемирного Совета по психотерапии, не имеет высшего психологического образования.

Не имели профильного психологического образования уже ушедшие из жизни Юрий Михайлович Забродин — один из наших ведущих специалистов по психофизике, доктор психологических наук, профессор, Александр Сергеевич Баранников — один из наших ведущих экзистенциальных аналитиков, доктор медицинских наук, профессор, Андрей Владимирович Гнездилов — создатель отечественных кукольной и сказкотерапии, создатель единственного в мире экзистенциального хосписа, доктор медицинских наук.

Это только некоторые примеры. Их можно множить и множить. И даже если дать право на профессиональную деятельность кандидатам и докторам психологических наук, не имеющим высшего психологического образования, то как быть с кандидатами и докторами медицинских, биологических, химических, философских и педагогических наук, занимающимися психологической деятельностью? А ведь лоббирующая группа усиленно проталкивает ещё и идею о том, что и магистры психологии, которые не получили до этого диплом бакалавра, не годятся для психологической деятельности! Утверждение, что путь к повышению качества психологических услуг — высшее профильное психологическое образование, — голословно и несостоятельно.

Кстати, этот Законопроект запрещает этим людям, а также, как это ни удивительно, очень многим нашим пожилым корифеям психологическую деятельность. Между прочим, если вспомнить биографию нашего выдающегося биофизика, биохимика и генетика Тимофеева-Ресовского, то он не имел даже законченного высшего образования, что не мешало самым выдающимся ученым мира — физикам, химикам и биологам — считаться с ним как с равным. Не имел высшего образования и один из создателей нашей атомной бомбы Яков Борисович Зельдович. И это никого в «атомном проекте» не волновало.

Академик Иван Павлович Алимарин, один из выдающихся советских химиков, не имел высшего образования, что не мешало ему заведовать лабораторией в Институте геохимии АН СССР, заведовать кафедрами в Менделеевке и в МГУ.

Легендарный конструктор стрелкового оружия Михаил Тимофеевич Калашников стал доктором технических наук, не окончив никакого вуза. Между прочим, получал Сталинские и Ленинские премии за свои инженерные достижения.

Профессор, доктор физико-математических наук Борис Васильевич Кукаркин, выдающийся советский астроном, заведовал кафедрой в МГУ, был заместителем председателя Астрономического совета АН СССР, не имея никакого высшего образования.

Этот список можно продолжать и продолжать.

А вот второй список. Наши «эзотерики». Начнем с самых маститых.

  • Востоков Виктор Федорович (на самом деле, Виктор Обухов) — объявил себя белым тибетским ламой, профессором народной медицины — психфак МГУ.
  • Рейнин Григорий Романович — один из лидеров отечественной теософии, соционики, эзотерики — выпускник психфака ЛГУ.

Из тех, кто ныне особенно на слуху:

  • Ивлиева Юлия Андреевна — прославившаяся роликом диалога с Н.А. Останиной, объявляет себя одним из лидеров современной эзотерики, блогер, имеет высшее психологическое образование (выпускница МИП).
  • Мосунова Ксения Александровна — прославившаяся учебником «Семьеведение», написанным в соавторстве с Н.А. Останиной, одна из лидеров современной эзотерики, как она сама себя представляла — имеет высшее психологическое образование (получила его в Международном институте информатики, управления, экономики и права).

Смотрю в Интернете списки астрологов:

  • Александра Белова — магистр психологии, астролог;
  • Ксения Шахова — астролог, эксперт 5-го канала ТВ, высшее психологическое образование;
  • Юлия Бельская — астролог, высшее психологическое образование.

Кого мы обманываем? Понимают ли авторы Законопроекта, в какое заблуждение они вводят депутатов, утверждая, что наличие высшего психологического образования позволяет достигнуть заявленной цели повышения качества психологических услуг гражданам?

Те, кто лоббируют такие законопроекты, очевидным образом пытаются устроить юридическую горку. Что это такое? Это как в детстве — сел на санки и скатываешься с горки без всяких усилий. И с помощью такой юридической горки на психфаки будут течь люди и деньги. Мечта из сказок. А если учесть ещё и высказанное Юрием Петровичем Зинченко на обсуждении в Общественной Палате РФ намерение резко сократить число психфаков, то с помощью этого законопроекта просто пытаются устроить форменную молочную реку в кисельных берегах. И интересы этого вузовского лобби вряд ли сходятся с интересами страны.

Уважаемая Анна Юрьевна, грядущий Законопроект в той редакции, в которой он появлялся публично, не решает никаких проблем с низким качеством психологических услуг населению, потому что судебная статистика показывает, что таких проблем нет. Законопроект также не решает проблемы с буллингом в школах, с кибербуллингом, с детско-подростковыми терактами в учебных заведениях, с детско-подростковыми суицидами — он вообще никак не нацелен на решение этих проблем. Такие политики, как Останина, заявляющие, что Закон решит эти проблемы, скорее всего, об этом просто не задумываются.

Хочу дать справку, как устроена практика оказания психологических услуг населению в нашей стране и в современном мире. В ней работают специалисты разных модальностей. Большинство из них создавались людьми, в основном врачами, которые искали, как помочь людям, обращающимся к ним за помощью. В зависимости от их философского или философско-религиозного мировоззрения были созданы совершенно разные субкультуры, в основании которых лежат совершенно разные философские основания. При этом представители разных модальностей состоят в одних и тех же профессиональных организациях (например, в Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиге). Это пример мирного сосуществования совершенно различных субкультур.

То, что политологи называют многополярностью, присутствует сегодня в этой практике. При этом психология, господствующая в наших вузах, как и в вузах Европы, в основном базируется лишь на одном философском направлении — позитивизме. Это выражается, в частности, в требованиях к написанию дипломов психологов и к диссертациям по психологии. Разные модальности там понимаются как разные инструментарии. Не более того.

Вот некоторые выводы круглых столов по философско-методологическим основам психологии и психотерапии, которые проводятся с ноября 2025 г. и в которых приняли участие целый ряд наших ведущих практиков-специалистов в области психологического консультирования граждан и социальной психотерапии.

А) Психотерапия в нашей стране начала считаться подразделом психиатрии за счёт административного решения в 90-е годы. Весь резон этого решения состоял в том, чтобы психотерапевты могли получать те же льготы, что и психиатры.

Б) Есть несколько разных по своей нацеленности практик, которые называют психотерапиями. Некоторые из них, обозначающиеся как социальные психотерапии, тождественны психологическому консультированию.

В) Каждая модальность в социальной психотерапии представляет собой отдельную культуру, праксис определенного философского или религиозно-философского мировоззрения. Рассматривать разные модальности как разные наборы методик и техник, как набор разных психологических инструментариев, по меньшей мере, безграмотно.

Г) Академическая психология в нашей стране строится на естественно-научной парадигме. При этом используются, в основном, системные морфологические конструкции, характерные для некоторых разделов классической физики.

Д) В отличие от современных представителей естественных наук, академические психологи онтологизируют свои представления, очень часто не понимают, что имеют дело не с реальностью, а с теми или иными моделями, теоретическими конструкциями, описывающими реальность.

Е) Академическая психология, как и любая другая естественная наука, позволяет получать знания о массовых процессах, но не умеет получать знания об уникальном, существующем в одном-единственном экземпляре.

Ж) Человек не может являться объектом изучения в естественно-научной парадигме, так как обладает свободой воли, может пересамоопределяться, «редактировать себя».

И) Претензии академической психологии задавать стандарты научности, научной обоснованности в области социальной психотерапии могут привести к мракобесному гонению на специалистов в этой области. Задавать стандарты и оценивать квалификацию специалистов соответствующей модальности социальной психотерапии могут только специалисты этой же модальности.

За последние три десятилетия в мире сложилось такое понимание терминов: есть психотерапия медицинская (у нее медицинская направленность) и есть психотерапия немедицинская, другие её названия — социальная, психологическая, психотерапия здоровых. Эта психотерапия в основном занимается сопровождением человека на сложном для него участке жизненного пути, который он сам пройти оказывается неспособен. Социальная психотерапия как деятельность тождественна психологическому консультированию населения, при этом сложилось следующее различение терминов: психологическое консультирование — это единичные встречи, а психотерапия — это длительная работа.

За последние три десятилетия в профессиональном мире сложилась определенная система подготовки социальных психотерапевтов (психологов-консультантов). Эта система была во многом уподоблена системе подготовки врачей, которая в XX веке, по итогам Великой Отечественной войны, претерпела значительные изменения — у нас появились ординатуры, а за рубежом появились резидентуры. Выпускник медицинского факультета университета (или мединститута) мог у нас начинать считаться врачом только после успешного окончания ординатуры.

Итак, как устроен образовательный стандарт подготовки социальных психотерапевтов (психологов-консультантов), принятый как в Европейской ассоциации психотерапии, так и Всемирным Советом по психотерапии.

а) первый уровень — культурный минимум на уровне хотя бы бакалавриата. При этом — не обязательно психологического (!).

б) второй уровень длится не менее 4 лет.

Он строится из нескольких составляющих:

  • минимум 500 часов теоретической подготовки именно в своей модальности;
  • не менее 250 часов собственного опыта в качестве клиента;
  • не менее 300 часов практической работы, из них не менее 150 часов с супервизией со стороны опытных специалистов;
  • стажировка в организации, где обеспечен опыт встречи с людьми с психическими расстройствами, продолжительностью не менее 3 месяцев, не менее 125 часов.

Кроме того, в современном профессиональном мире создаются саморегулируемые организации, куда обычно входят специалисты той или иной модальности. Они аккредитуют специалистов именно своей модальности и за счет своих компенсационных фондов отвечают за работу аккредитованных ими специалистов.

То есть разбираться, какова подготовка специалиста, можно ли его аккредитовать или нет, — это прерогатива специалистов из этой же модальности. И для граждан становится доступной информация — кем и когда аккредитован специалист и каким компенсационным фондом те, кто его аккредитовали, берутся отвечать за результаты его работы.

Анна Юрьевна, для действительного повышения качества работы психологов-консультантов (социальных психотерапевтов) требуется кардинальная реконструкция всей системы их образования.

И эта реконструкция, по моему мнению, должна состоять, по крайней мере, из двух частей.

Первое. Убрать из ФГОСов по психологии компетенции, которые психологические факультеты не дают и дать не в состоянии в принципе.

Второе. Реорганизовать систему переподготовки психологов. Согласно нынешнему Положению о ДПО, при наличии высшего образования достаточно 250 часов, без всяких дополнительных требований — и ты уже психолог-консультант. И это большая неправда.

Все наши ведущие практики в области психологического консультирования (социальной психотерапии), независимо от того, получали ли они психологическое базовое образование или проходили переподготовку по психологическому консультированию, в течение многих лет повышали свою квалификацию в рамках той или иной модальности в соответствии с принятыми в мире образовательными стандартами (стандарты Всемирного Совета по психотерапии и Европейской ассоциации психотерапии). Обращаю Ваше внимание, что в отличие от стандартов Болонской системы, источником которых была евробюрократия, в нашем случае мы имеем дело со стандартами подготовки, которые были плодом соглашения профессионалов разных модальностей из разных стран.

К слову сказать, с прошлого года Всемирный Совет по психотерапии возглавляет китайский профессор Чжао Сюй Дун, а вице-президентом был избран Виктор Викторович Макаров — президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

Я очень надеюсь, что моё письмо послужит тому, чтобы:

1) был изменен состав рабочей группы, работающей над составлением Законопроекта, — отстранено вузовское лобби и привлечены наиболее авторитетные специалисты-практики, занимающиеся психологическим консультированием и социальной психотерапией;

2) началась работа с ответственными чиновниками по внесению изменений в соответствующие ФГОСы и созданию специального Положения о переподготовке по профессии «психолог-консультант», учитывающее накопившийся мировой и отечественный опыт.

Есельсон Семен Борисович, вице-президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ),
председатель комитета модальностей ОППЛ, член Почетного Совета Всемирного экзистенциального движения,
член Правления Европейской федерации экзистенциальной терапии, президент национального объединения экзистенциальных консультантов и терапевтов

В статье упомянуты
Комментарии
  • Людмила Григорьевна Жаркова
    01.04.2026 в 19:28:20

    Прекрасно аргументированное письмо!
    Глубокоуважаемый Семен Борисович, благодарю за постоянную поддержку практического крыла в психологии. И за горькую правду о том, что происходит сегодня в системе образования психологов.

      , чтобы комментировать

    • Иван Михайлович Звягин* (внесен в реестр иноагентов на сайте Минюста РФ)

      18+ НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН, РАСПРОСТРАНЕН И (ИЛИ) НАПРАВЛЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ЗВЯГИНЫМ ИВАНОМ МИХАЙЛОВИЧЕМ, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ЗВЯГИНА ИВАНА МИХАЙЛОВИЧА

      Очень содержательное наполнение, браво. Только я не понял почему оно адресовано А.Ю.Кузнецовой, ведь сейчас на рассмотрении только Останинский законопроект и законопроект Новых людей. Кузнецова так и не внесла, вроде бы.... если не считать прошлую версию. Или вы хотели как заму ГД послать, а не автору законопроекта?

      • Виктор Петрович Тютин

        Иван Михайлович, тот текст, который был опубликован в Психологической газете с атрибутами законопроекта, на самом деле никаким законопроектом не является до тех пор, пока не пройдёт целый ряд обязательных бюрократических процедур:
        1)Внесение: Инициатор (Президент, Правительство, депутаты и др.) направляет текст законопроекта, пояснительную записку, финансово-экономическое обоснование и перечень актов, подлежащих изменению.
        2)Регистрация: Аппарат ГД регистрирует документы, после чего законопроект появляется в СОЗД.
        3)Направление в комитет: Спикер Госдумы направляет проект в ответственный профильный комитет для проверки соответствия Конституции РФ и Регламенту ГД.
        После регистрации профильный комитет проверяет комплектность документов, после чего законопроект выносится на Совет Думы для включения в календарь рассмотрения.
        Как свидетельствует предыдущий опыт попыток А.Кузнецовой подготовить и внести некий законопроект, касающийся регулирования психологической деятельности, то он демонстрирует высокую степень ответственности вице-спикера за возможный ущерб имиджу своей партии, фракции и себя лично, которая опирается на многолетний и успешный опыт работы на высокой должности Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка.
        Именно поэтому и в 2024 и 2025 годах прежде, чем официально вносить свои варианты законопроекта, Анна Юрьевна предпочла предварительно получить на эти тексты отзывы Правительства и только после этого предпринимать следующие шаги. В 2024 году её проект получил негативный отзыв аж 11 министерств и был отложен. О попытке 2025 года известно мало, но я предполагаю, что и этот вариант не гарантировал прохождение через Правительство. Не знаю, кто и с какой целью в условиях начавшейся предвыборной межпартийной борьбы осуществил несанкционированную утечку текста "законопроекта" в публичное пространство, но, как мне кажется, и в данном случае благоразумным вариантом было бы снова проверить соответствие этой инициативы реалиям современного мира и направить его на отзыв Правительства ещё до официального внесения в Государственную Думу. И это было бы зрелым решением зрелого политика, дорожащего своей репутацией и преспективами электоральной межпартийной борьбы на предстоящих в сентябре с.г. выборах в Государственную Думу нового созыва.

      , чтобы комментировать

    • Егор Германович Пятков
      02.04.2026 в 12:34:38

      Прекрасное письмо! Благодарю!

        , чтобы комментировать

      • Наталия Михайловна Кац-Ванхадло

        Браво, и огромная благодарность!!!

          , чтобы комментировать

        • Павел Юрьевич Еремеев
          02.04.2026 в 17:34:55

          Семён Борисович, спасибо за письмо, за весь ваш такой объёмный труд в этом направлении. И важно, что возвращаетесь к этому и снова и снова напоминаете о том, как могла бы выглядеть реальная, настоящая забота о повышении качества образования и действенности помощи людям . На этом фоне все яснее и отчетливее видно в сравнении, что авторами законопроектов движет забота о чем-то совсем ином, прикрываемом ими шаблонными лозунгами.

            , чтобы комментировать

          • Илья Викторович Белов
            03.04.2026 в 23:24:35

            Уважаемый Семён Борисович, позвольте выразить свое восхищение вашей принципиальной гражданской и профессиональной позицией! Спасибо Вам.

              , чтобы комментировать

            • Ирина Александровна Погодина
              04.04.2026 в 01:08:30

              Семен Борисович, это Самые правдивые слова об образование! Увы, но эту правду я пережила лично. Всё это "не качество" идет из университетов. Многие преподаватели выносят на обсуждение "свое личное" и обсуждают публично студентов , что в принципе неприемлемо делать, особенно - это же психологи- преподаватели! К сожалению,Никто из них не был в личной терапии , это ощущается на всем процессе обучения. Никто не изводит студентов так , как на психфаках. Извините, но от того , что там происходит , у меня отказали ноги из-за стресса. Беременность на психфаках вообще могут принимать за "нечто такое, как будто человек сделал так для своей выгоды и поблажек". Просто полное пренебрежение к студентам , к платному обучению(бесплатного нет) , как будто мы у них же хлеб вымаливаем. Унизительно, когда переписывают по два раза ВКР и все равно "дурак", а что именно не так никто не может сказать, потому что не знают тех модальностей, тех затронутых проблем в исследовании. Нельзя произносить слово "осознанность" на защите вкр. Никто не знает ...почему. Кому красный диплом решают сразу, и даже за долги ставят "5" вместо "2" , а кому-то нет. Кому-то " 3" или "5 " выставляют за несуществующую практику с одинаковыми отчетными документами. Проверено лично. И интересный факт из года в год: когда пик сдачи вкр , то некоторые научники запросто могут улететь в отпуск , в середине года, виноват всё равно студент, это он не успел сделать все дела свои до отъезда научного руководителя в другую страну. На чьи деньги они путешествуют, вопрос риторический. Поэтому, всё ,что сказано в этой статье , чистая правда, и даже принятый данные сырой законопроект ни-че-го не изменит в жизни людей. Нужно менять людей на верхушках. Поэтому вся эты профанация с отчетами и презентациями на коленках очень смешно выглядит на весах знаний. Спасибо другим курсам , и учебным заведениям с точечными суевериями, повышениями квалификации и вообще опыта , который универ не предоставляет. 100500 тысяч потрачено вне универа, а хотелось бы это получить в счет диплома.

                , чтобы комментировать

              • Ольга Сергеевна Никабадзе
                04.04.2026 в 07:28:00

                Семен Борисович, спасибо за поддержку, глубокий анализ и аргументированное понимание! Надеюсь, голос разума победит.

                  , чтобы комментировать

                • Ирина Михайловна Катыкова
                  04.04.2026 в 08:38:49

                  Браво, уважаемый Семён Борисович! Всеобъемлющая правда, спасибо Вам!

                    , чтобы комментировать

                  • Александр Иванович Стоцкий
                    04.04.2026 в 08:44:10

                    250 часов личной терапии. Если раз в неделю, в году 52 недели. То есть, 5 лет анализа.

                    , чтобы комментировать

                  • Виктория Викторовна Павлова

                    Интересно про роль психологического образования ... Похоже, что его просто нужно отменять. Оно, получается, ничего не дает, если химики и гидротехники прекрасно справляются. Из текста получается, что ДПО достаточно. Или диссертации по психологической теме.

                    • Владимир Владимирович Логинов
                      04.04.2026 в 11:56:25

                      зачем же, Виктория Викторовна, передергивать? Отменять ничего не нужно. Нужно делать качественно. Это же не единственный тезис в письме, почему Вы только его прокомментировали? Рискну предположить, что академический трек отстаиваете. П.с.: до тех пор, пока психологи будут сами, между собой, бросаться из стороны в сторону, занимать экстраполярные позиции, толка (в т.ч. английского Talk между разными треками освоения Профессией) не будет.

                    • Людмила Григорьевна Жаркова
                      04.04.2026 в 12:36:36

                      « Похоже, что его просто нужно отменять. Оно, получается, ничего не дает, если химики и гидротехники прекрасно справляются. » (с)
                      Уважаемая Виктория Викторовна, они прекрасно справляются после добротного практического образования, которое обеспечивает многолетняя подготовка ДПО.
                      Почему не ставится вопрос о четком разделении теоретического образования в психологии, у которого свои функции, далекие от практики, и практического?

                    • Сергей Владимирович Ребрищев
                      04.04.2026 в 16:37:37

                      Ничего удивительного. Те, кто занимается выдёргиванием фраз из контекста, прекрасно понимают, что это означает, но всё равно это делают. А здесь именно это и сделано: из очень большого текста выдернута одна фраза, а всё остальное будто бы и не имеет никакого значения.

                    , чтобы комментировать

                  • Владимир Владимирович Логинов

                    Семен Борисович! Спасибо за внятную и честную Позицию!

                      , чтобы комментировать

                    • Владимир Николаевич Панферов
                      04.04.2026 в 13:03:19

                      ВУЗы закрепощены отсутствием права работать по своим образовательным программам, которые содержательно следовали бы потребностям практики!!!

                      • Владимир Владимирович Логинов

                        а как же "часть, формируемая участниками образовательного процесса"? Разве не здесь, Владимир Николаевич, должна размещаться вся неповторимая и уникальная наработка самого ВУЗа? П.с.: есть ВУЗы, которым позволено работать не по ФГОС, а по собственным. Разве там ситуация качественно иная?

                      , чтобы комментировать

                    • Олег Дмитриевич Долгицкий
                      04.04.2026 в 17:21:09

                      Коллеги, у медицинских психологов всё уже есть аккредитация, в рамках которой определяется качество специалиста. То же самое ждёт всех остальных.

                      Аккредитации будут проходить в центрах аккредитации совершенно бесплатно, где специалисты будут попадать в реестр.

                      Процедура мутная, тяжёлая, я проходил с нуля, т.к. пять лет не работал в медицине. Ту же процедуру проходят все выпускники мед. вузов.

                      Всё остальное - лирика.

                      • Людмила Григорьевна Жаркова
                        Людмила Григорьевна Жаркова
                         ответ пользователю Олег Дмитриевич Долгицкий
                        Санкт-Петербург
                        04.04.2026 в 17:39:40

                        Уважаемый Олег Дмитриевич, функции медицинских психологов, и психологов различных модальностей в СРО, несколько разные. Аккредитация отдыхает, по сравнению с вхождением в СРО. Прокрустово ложе где-то и кому-то помогало?
                        Кроме того, качество специалиста в модальностях определяют клиенты. Голосуют ногами.


                      • Павел Юрьевич Еремеев
                        04.04.2026 в 17:43:51

                        Олег Дмитриевич, уж сколько за последние несколько лет было таких внушающих ложную безысходность и безальтернативность комментариев) "Ждёт всех остальных", "все остальное - лирика", "законопроект Останиной нужно было принимать ещё вчера, вопрос перезрел, все равно примут и нас никто не спросит". Ну и шире, не только касательно темы самый популярный пропанандистский шаблон : "Начальство лучше разберется". Манипуляции эти давно видно за версту. А как проходит аккредитация у врачей хорошо известно, со всеми" выходами" на нужные конторы и людей. Никакого отношения сфера частной практики практической психологии и социальной психотерапии к Минздраву не имеет.

                      • Андрей Евгеньевич Сурков

                        и как можно такие благие пожелания кодифицировать в закон? предложите, пож-та, конкретные формулировки, которые будут правильно работать в судах, на гос. службе и в реальном правоприменении

                      • Илья Викторович Белов
                        04.04.2026 в 21:03:13

                        Проблемы с соответствием деятельности психологов законам нет, она регулируется Гражданским Кодексом РФ, Уголовным Кодексом, и Законом о правах потребителя.
                        А вот проблема с займом отдельных фракций и лоббистов на конкретной теме - есть. Не раз и не два Председатель Госдумы призывал народных и партийных избранников умерить свой пыл перед выборами, не париться на "горячих" и чувствительных для народа темах, но куда там... Своя-то рубашка ближе к телу!
                        Не удосуживаются даже составить текст законопроекта, который бы не противоречил другим Федеральным Законам и Конституции РФ!

                      • Владимир Владимирович Логинов
                        05.04.2026 в 09:00:28

                        Олег Дмитриевич! Извините, но я думаю, что Вы заблуждаетесь... Аккредитация не будет (и НЕ должна быть) бесплатной. Другое дело, кто её будет проводить? П.с.: самой большой ошибкой для профессионального сообщества в целом и для каждого психолога в частности, будет соблазниться регулированием других, - хотя и формально схожих, - отраслей. Надо вырабатывать своё, т.к. рецепция регулирования приведет к мертворожденности

                      • Олег Дмитриевич Долгицкий
                        05.04.2026 в 17:07:25

                        Уважаемая Людмила Григорьевна, здравствуйте!

                        Положение психологов в России сейчас хуже чем у медиков. Медики это признали и ввели аккредитацию, чтобы сохранить реноме. У них всё сработало, т.к. выяснилось, что доброй части специалистов ещё нужно дорасти до Прокрустова ложа.

                        В психологии аналогичная ситуация встанет после возвращения ветеранов СВО. В этом случае система может пойти по наименьшему сопротивлению и ввести аккредитацию психологов.

                        В этой логике просто могут добавить категорию "немедицинских психологов". Вопрос будет таким образом закрыт автоматически.

                      • Олег Дмитриевич Долгицкий
                        05.04.2026 в 17:09:53

                        Уважаемый Павел Юрьевич, здравствуйте!

                        Мною была пройдена аккредитация на медицинского психолога в ноябре 2025. Проходил с нуля вместе со студентами. Система работает, в связи с чем очень вероятно, она будет на всех остальных также экстраполирована. Причина, на мой взгляд, кроется в недееспособности депутатских предложений, которые уже 30 лет не поддаются согласованию. В отличие от них Минздрав показывает высокий уровень эффективности.

                        С уважением.

                      • Олег Дмитриевич Долгицкий
                        05.04.2026 в 17:11:40

                        Уважаемый Андрей Евгеньевич, здравствуйте!

                        Ввести разделение:

                        1) Медицинские психологи;
                        2) Немедицинские психологи.

                        По такому же принципу в Минздраве есть медицинские и немедицинские специалисты. Так, например, я сейчас работаю медицинским психологом в детской стоматологической поликлинике, где в целом хватает компетенции специалиста с квалификацией "психолога".

                        С уважением.

                      • Олег Дмитриевич Долгицкий
                        05.04.2026 в 17:13:44

                        Уважаемый Илья Викторович, здравствуйте!

                        Есть проблема психологов с низким уровнем квалификации. Причина кроется в том, что психологическое образование было массовым, дешёвым и низкокачественным.

                        К сожалению, это также касалось медиков, которые нашли выход из ситуации. Они ввели свою систему контроля, что дало свои положительны плоды.

                        С уважением.

                      • Олег Дмитриевич Долгицкий
                        05.04.2026 в 17:15:56

                        Уважаемый Владимир Владимирович, здравствуйте!

                        Аккредитация медицинских специалистов бесплатна для специалистов, о чём прямым текстом говорится на горячей линии по вопросам аккредитации медицинских специалистов. Проходит это всё в центрах аккредитации, где также продаются образовательные услуги (тут формируется маржа, т.к. у центров появляется возможность зарабатывать на образовательных услугах).

                        С уважением.

                      • Сергей Владимирович Ребрищев
                        05.04.2026 в 23:12:02

                        "Есть проблема психологов с низким уровнем квалификации. Причина кроется в том, что психологическое образование было массовым, дешёвым и низкокачественным."

                        Олег Дмитриевич, поясните, пожалуйста, каким образом именно принятие закона сделает психологическое образование высококачественным? Оно каким-то волшебным образом изменит программы обучения? Поменяет мышление преподавателей? Что именно изменится волшебным образом именно в части повышения уровня психологического образования после принятия закона?

                      • Павел Юрьевич Еремеев
                        05.04.2026 в 23:29:54

                        "Высокий" уровень эффективности Минздрава невооружённым взглядом виден уже по всей стране. С массово увольняющимися врачами.

                      • Владимир Владимирович Логинов

                        Олег Дмитриевич! Принципиально возражаю против: 1. регулирования психологов по лекалам медиков (по кр. мере, до создания органа исполнительной власти под названием МинПсих ;) ) ; 2. бесплатной аккредитации психологов, т.к. введение популистских мер приведет к дисбалансу (либо требования максимально формальны и никто не вникает, что приведет к низкому цензу, либо максимально забюрокрачены, что создаст необоснованные админ. барьеры, создающие необоснованный чрезмерно высокий ценз). Аккредитация, - кто бы её не проводил, - услуга, требующая экономического обоснования и реальных затрат со стороны её проводящих, а значит должна быть оплачиваемой.

                      • Андрей Евгеньевич Сурков

                        уточните, пож-та, подробнее что вы имели в виду,
                        потому что одного лишь разделения на две группы не достаточно, требуется ещё много существенной работы …

                      • Илья Викторович Белов
                        06.04.2026 в 17:57:24

                        "Низкий уровень квалификации" - кого, по каким исследованиям и параметрам?
                        Если вы имеете в виду проблемы образовательной программы государственных психфаков, где отсутствует изучение прикладных методов работы с клиентами, так это вопросы к МинОбру и академическим кругам.
                        Программы обучения в ВУЗах соответствуют стандартам МинОбразования. Дешёвым и коротким его точно не назвать.
                        Не могу согласиться со сравнением с медицинскими ВУЗами. Обучение в них ещё более длительное, и считается одним из самых сложных, в принципе.
                        6 лет учебы и практики, участие в студенческих научных кружках, зачастую со второго курса, ординатура со специализацией... И вы считаете, что на выходе врачи имеют низкую квалификацию? Которая волшебным образом меняется на высокую проведением тестов??!
                        Естественно, как и после введения ЕГЭ в школе, ответственные лица бодро отчитались о росте подготовки, качества полученного образования и отличных результатах.
                        А что на самом деле? Знакомых врачей государственная поликлиника отправляла проходить сертификацию за свой счёт! Хотя должна оплачивать. Аргументы главврача: вы хотите дальше тут работать? Значит, получайте необходимые вам сертификаты. Самостоятельно.
                        Из раза в раз, на той же кафедре, им насчитывали ту же самую программу. Никакого профессионального роста при этом не происходило...
                        Я уж молчу, что врач мог работать одновременно в поликлинике, стационаре и на выездах, работая на одну ставку!

                      • Илья Викторович Белов
                        06.04.2026 в 18:16:15

                        Если же брать саму систему ДПО для врачей, то заходим на крупнейший образовательный портал, лицензированный МинОбром, Минздравом и ФИС ФРДО. И видим:
                        - аккредитация под ключ!
                        - обучение от одной недели онлайн!
                        - переподготовка 144 часа! (на минуточку, приобрести новую медицинскую специальность!)
                        - написание отчёта + портфолио для периодической аккредитации!
                        Какие проблемы медицины решила ТАКАЯ аккредитация?!

                        По факту, медицина в России имеет огромный груз проблем.
                        После обучения в ВУЗе идёт работать лишь 70% студентов. Спустя 5 лет значительная часть также уходит.
                        Среди оставшихся - работают на две ставки с ночными дежурства и 80% испытывают выгорание. По стране не заполнено 60% ставок врачей... В связи с этим Минздрав и ввел "заградительную меру", трёхлетнюю отработку после ВУЗа.

                        Кроме того, сравнивать ведомственных специалистов с частной практикой бессмысленно. Военное ведомство, например, ответило, в связи с ЗП Новых Людей, что не нуждается в дополнительном регулировании ФЗ, поскольку внутриведомственные работа и стандарты исчерпывающи. В Минздрава собственные специалисты также работают по его стандартам и приказам.
                        Т.о., законопроект касается лишь частной практики, и намерен ее жёстко урезать, невзирая на последствия для государства и общества.

                      • Людмила Григорьевна Жаркова
                        07.04.2026 в 12:48:15

                        Уважаемый Олег Дмитриевич, ситуация отнюдь не аналогичная с медициной. Не разделяю Вашей уверенности. Да, в медицине проблем своих выше крыши.

                      , чтобы комментировать

                    • Андрей Евгеньевич Сурков
                      04.04.2026 в 17:28:25

                      Тысячу раз извиняюсь за прямоту, но вот это вот совершенно непростительная ошибка
                      "Ж) Человек не может являться объектом изучения в естественно-научной парадигме"
                      и я бы даже сказал профанация, ещё раз извините!

                      В реальном современном мире человек не только может быть объектом изучения самых разных подходов естественных наук, но со всей очевидностью является! Прямо сейчас нейрофизиология изучает строение мозга, прикладные методы BigData и ИИ непосредственно занимаются изучением следа человека в цифровом пространстве, экономисты моделируют хозяйственное поведение людей … нет смысла продолжать, тут всё очевидно.
                      И, конечно, существуют математические методы позволяющие моделировать поведение объектов проявляющих значительную неопределённость и произвольное поведение.

                      И не стоит вам так беспокоиться, академики не смогут отменить вашу практику потому что академическая психология пока находится на этапе бурного развития и не может полноценно выполнить весь тот спектр задач, которые выполняют упомянутые вами специалисты разных модальностей, подходов и школ,
                      однако, именно академический подход является наиболее универсальным и надёжным, поэтому именно академические психологи смогут наилучшим образом проводить оценку и квалификацию практической работы психологов.

                      Вы правы в том что оценка и квалификация психологов будет неоднозначной, во многом противоречивой и конфликтной, однако, избежать этой неприятности не представляется возможным пока не появится

                      • Павел Юрьевич Еремеев
                        04.04.2026 в 17:59:38

                        Андрей Евгеньевич, кому точно не стоит беспокоиться, так это вам, будучи системным администратором компьютерных сетей и председателем товарищества собственников недвижимости (данные из открытых источников и с ваших слов) о развитии сферы частной психологической практики. И нет, академические психологи никаким "наилучшим образом" оценивать работу практических психологов не смогут, так как мало что о ней знают, не имея опыта.

                        И как только психотерапевт или психолог в работе с людьми переходит к их объективизации, все потенциально возможные эффекты теряются. Скиннер мог научить голубей играть в пинг-понг, но для голубей это не было игрой, а было принужденным повторением. Вместе с тем, свои, им известные игры у голубей были и есть. Так и в ваших примерах, анализ поведения и манипулирование людьми на его основе, безусловно, цветёт и пахнет, но никакого отношения к реальной помощи, к психотерапии не имеет. Грубые и извращающие суть примеры приводите. Которые, как раз, нисколько не опровергают то, о чем написал Семён Борисович.

                      • Андрей Евгеньевич Сурков

                        верно, "не имея опыта", но как раз суть и сила теории в том чтобы иметь значительную предсказательную силу без опоры на опыт,
                        поэтому и необходим академический теоретический подход для эффективного регулирования всего разнообразия психологических модальностей и школ,

                        ещё раз, задача не в том чтобы заменить всё академическим подходом к терапии, а в том чтобы настроить эффективное регулирование и не допустить злоупотреблений

                      • Павел Юрьевич Еремеев
                        05.04.2026 в 16:06:49

                        Нет, доказательной базы у ваших утверждений никакой нет, это просто трюизмы - внушения, замаскированные под "нечто, всем известное". Вы снова и снова повторяете одну и ту же суггестию - что, якобы, эффективное регулирование равняется академическому подходу. Что академический подход, якобы, идеально объективен. Приведёт вся эта "объективность" к очередной охоте на ведьм, отмене и запрету методов, и гонениям на специалистов. Не существует никакого "академического подхода". Существует слой бюрократии университетской, который хочет осуществить рейдерский захват, по сути, поля управления рынком частной психологической практики. Для этого создаётся, выдумывается на ходу ложная угроза - "миллионы мошенников и шарлатанов от психологии", которых на самом деле нет. Зато есть статистика недавняя ВЦИОМа по громадным процентам людей в обществе, которые верят в домовых и прочее. И эта мнимая угроза нужна как воздух этой бюрократии для обоснования своего желания взять сферу под свой контроль. И вся ваша риторика направлена, как раз, на реализацию мотивов этой бюрократии, вы выражаете все тот же дух корпоративизма, которым наполнен и законопроект Останиной, и законопоект Кузнецовой. Вы, по сути, повторяете в своих комментариях все те же нарративы, что и лоббисты останинского законопроекта. Ну и отдельная тема, что вы профессионально никак не связаны с психологией. Не будут способны к эффективному регулированию те, кто не понимает сути регулируемого поля.

                      • Владимир Владимирович Логинов

                        ... и для этого нужна в первую очередь не академическая (по кр. мере, если и академическая, то не психологическая) компетенция.

                      , чтобы комментировать

                    • Андрей Евгеньевич Сурков
                      04.04.2026 в 17:39:01

                      (продолжение предыдущего комментария)
                      … пока не появится хотя бы отчасти согласованная система понятий и классическая теория объединяющая или разделяемая представителями всех перечисленных вами модальностей, течений, направлений и школ практической психологии.

                      Для наглядного примера вы можете посмотреть как развивались естественные науки до появления общепризнанных классических теорий. Среди алхимиков, ремесленников и натур. философов было множество разногласий и конфликтов. И, конечно, была борьба за признание в обществе и доступ к различным ресурсам, включая деньги.

                        , чтобы комментировать

                      • Андрей Евгеньевич Сурков
                        04.04.2026 в 17:42:42

                        Но при всех ожидаемых неудобствах и практических сложностях, начинать кодификацию законов для упорядочивания практической психологии необходимо, в том числе, и для развития психологии, ведь для разрешения противоречий необходимо активно взаимодействовать, а попытка изолироваться и избежать такой работы приведёт лишь усугублению разногласий и замедлению развития науки.

                        • Елена Константиновна Климова
                          04.04.2026 в 20:47:51

                          Необходимо кому? Я по основному образованию - учитель химии и психологии, практический психолог. 5 лет я изучала естественно-научные дисциплины наряду с психологическими и психолого-педагогическими. После окончания вуза я уже более 25 лет ежегодно углубляюсь в теорию и практику психологической науки. Мою деятельность упорядочивать не нужно. Она достаточно упорядочена. Необходимо прекратить выдавать лицензии на психологическое образование "шарашкиным конторам" и чётко прописать нормативы психологического образования. И тогда всё будет в порядке.

                        • Андрей Евгеньевич Сурков

                          ну и как это сделать? конкретно и реально как реализовать таковые полезные ограничения?

                        , чтобы комментировать

                      • Андрей Евгеньевич Сурков
                        04.04.2026 в 18:03:31

                        коротко говоря, академическая психология наименее субъективна из перечисленных вами модальностей, школ и объединений практических психологов, поэтому именно академическая психология лучше всего подходит для опоры в гос. регулировании … поймите, пож-та, что в государевом деле законотворчества важнее не навредить народу, чем гоняться за идеалом и пытаться угодить всем, или даже нескольким самым умным практическим психологам

                        • Илья Викторович Белов
                          04.04.2026 в 20:55:39

                          Академическая и практическая психология занимаются разными областями. Исследования, выработка теорий и их проверка, накопление статистики, безусловно, необходимы. Однако на многие вопросы нет единых теорий, например, личности, которые бы непротиворечиво и исчерпывающе давали полное представление. В рамках мировых научных исследований доказано, что психологи, работая в различных парадигмах, исходя из теорий своих научных школ (противоречащих друг другу), разными методами, получают примерно похожие в процентном отношении результаты, в виде улучшения самочувствия и социальной адаптации своих клиентов.
                          И в то же время ни одна школа не может похвастаться статистикой выше 28-30%.
                          Получается, есть лишь набор различных теорий (часто взаимно обогащенный) и эмпирических наблюдений, а также опытным путем установленных практических методов, которые помогают в облегчении состояния человека на консультации.
                          Да, есть физико-математические методы исследований, с использованием МРТ, эксперимента и статистики, но попробуйте провести классическое двойное слепое плацебо-контролируемых исследование академическими методами, для выяснения, какой метод лучше работает, и вы столкнетесь с непреодолимыми сложностями.
                          Также интересно узнать, какие прорывные психотехнологии и теории личности, методы по работе с психикой, предложила академическая наука хотя бы за последние 30 лет. А то студенты выходят из ВУЗов, практически ничего не умея, по их собственным признаниям, и идут учиться практической работе с клиентами на ДПО. А где же новейшие академические разработки?

                        • Андрей Евгеньевич Сурков

                          задача законов и регулирования не допустить плохого,
                          а добиться лучшего это уже задача профессионалов психологов,

                          и вот как раз с регулированием лучше справится академический подход как наименее субъективный, т.е. позволит выполнять как бы функции согласования и взаимопонимания между разными выдающимися и не очень представителями разных модальностей и школ в психологии

                        • Андрей Евгеньевич Сурков

                          ещё раз, для закона и гос. регулирования нет задачи выяснить какой метод работает лучше, но основная задача не допустить злоупотреблений

                        • Илья Викторович Белов
                          05.04.2026 в 15:53:31

                          Ошибаетесь, право вообще иначе работает. Оно не предваряет преступления, и не имеет на это ни возможностей, ни оснований. Закон наказывает за совершенные нарушения.
                          Итак, жду от вас список дел по "психологам-злоумышленникам", видимо, у вас много конкретных примеров?!
                          Кто, как и когда злоумышлял, будучи психологом, по каким статьям и кого осудили.
                          Если вы имели в виду НЕ-психологов, а неких "выдающих себя", типа цыганок, прошу это не включать, поскольку закон о психологах к ним отношения иметь не будет в любом случае.
                          Все госрегулирование уже имеется, пожалуйста, ознакомьтесь с вопросом, прежде чем выдавать псевдо-экспертные суждения без должного на то основания (и образования).

                        • Илья Викторович Белов
                          05.04.2026 в 15:56:08

                          "академический подход" - похоже, вы изобрели новую школу психотерапии! Это по методу академика Павлова, проводить эксперименты с выработкой условного рефлекса у клиентов?
                          В чем состоят особенности "академического подхода" в практическом консультировании, по вашим представлениям?

                        • Сергей Владимирович Ребрищев
                          06.04.2026 в 12:03:03

                          "Итак, жду от вас список дел по "психологам-злоумышленникам", видимо, у вас много конкретных примеров?!
                          Кто, как и когда злоумышлял, будучи психологом, по каким статьям и кого осудили."

                          Не дождётесь, Илья Викторович. Я на известном Вам сайте b17 постоянно просил такой список – никто так и не предоставил. Потому что нет никакого такого списка. С трудом накопанная приснопамятная Елена Блиновская осуждена, как известно, за неуплату налогов, а не за какой-то мифический вред, нанесённый клиентам. Зато меня по оговору "специалиста с полным высшим психологическим" отправили там в вечный бан и удалили учётку. Подозреваю, что в том числе и за то, что я тоже просил предоставить доказательства "нанесённого вреда".

                        • Илья Викторович Белов

                          Сочувствую вам, Сергей Владимирович! Некоторые пользователи злоупотребляют своими правами и очерняют психологов в частности, и психологию в общем. Причем даже не будучи их клиентами.

                        • Сергей Владимирович Ребрищев
                          06.04.2026 в 23:41:51

                          Благодарю за поддержку, Илья Викторович.
                          Если бы это был простой пользователь, было бы не так обидно. Но парадокс в том, что клевета в мой адрес исходила именно от психолога. С полным высшим психологическим и хотя бы поэтому, казалось бы, должного знать законы, по которым работает человеческая психика. Но нет... Поневоле задашься вопросом: чему же такому уникальному учат на "полных" психфаках, что некоторые их выпускники потом опускаются в какой-то дикий, сумасшедший снобизм и позволяют себе, как вы совершенно правильно заметили, очернять и психологов, и саму психологию?

                        , чтобы комментировать

                      • Андрей Евгеньевич Сурков
                        04.04.2026 в 18:16:37

                        в целом, я от души желаю развития и процветания всем специалистам психологам,

                        а практически могу порекомендовать больше общаться со специалистами по естественным наукам, что позволит представителям разных модальностей и школ психологии объяснить их методы и подходы в терминах академической науки и приблизиться взаимопониманию в отрасли, в том числе и в рамках закона

                        • Илья Викторович Белов
                          04.04.2026 в 20:28:37

                          Уважаемый Андрей Евгеньевич, вы решили за спамить обсуждение, разбив комментарий на фразы?
                          Деятельность психологов не противоречит никаким законам, более того, она выполняется в строгом соответствии с ними.
                          А искусственно зарегулировать целую отрасль, испытывающую дефицит кадров, и вопреки интересам государства, лишить народ психологической поддержки в наше тяжёлое время, в угоду нескольким лоббистам, которые получат "золотой ручей", насколько это благое дело?

                        • Андрей Евгеньевич Сурков

                          - законам противоречит деятельность шарлатанов и злоумышленников под видом психологов
                          - регулировать отрасль так или иначе необходимо
                          - и всем одновременно угодить не получится, кому как не психологам это знать?
                          - вот вместе нужно как-нибудь постараться чтобы жизнь народа в результате улучшилась
                          - и я очень рассчитываю на способности самоорганизации добросовестных психологов

                        • Илья Викторович Белов
                          05.04.2026 в 15:34:02

                          Приведите примеры из судебной практики, пожалуйста. А то голословные утверждения все гораздо делать. Но как доходит до конкретики.... на этом вопросе, юристы НЛ, например, тихо слились.
                          За подделку любых документов есть статья УК, в и.ч. за подделку документов системных администраторов. А сколько вокруг них скандалов! То базы данных украдут, то на портят, то вирусы в подарок оставят бывшему работодателю... Я считаю, вместо закона о психологов, срочно закрутить гайки сисадмина, принимать на работу только с высшим инженерным образованием, и обязать состоять в СРО, после прохождения аттестации!

                          Граждане, вступая в гражданско-правовые отношения, заключают устный или письменный договор, проверяют документы, вт.ч. по уникальным номерам дипломов и удостоверений о повышении квалификации. И в случае неудовлетворённости полученной услугой, по существующим нормам ГК и УК, Закона о защите прав потребителя, имеют широкие возможности для защиты своих прав. В отличии от психологов, которые в ситуации субъективно-негативной оценки, находятся в заведомо уязвимой позиции.
                          И предлагаемые законопроекты отнюдь не вносят большую защищённость и прозрачность. Они приведут лишь к тому, что десятки тысяч официально работающих (и платящих налоги) добросовестных психологов лишатся работы. А государство лишится налогов и важной функции, которую выполняют психологи в отношении психического здоровья населения.
                          Безработные психологи пойдут на пособие на биржу труда, на пенсию, или вытесняется в серую зону и продолжат работать. Государство лишь понесет дополнительные расходы, увеличив хаос в предполагаемой области регулирования.
                          Инфобизнесмены продолжат делать свое дело в инсте, максе и где угодно, их закон вообще не коснется.
                          Не переживайте за психологов, лучше посмотрите на такой пример, как ОППЛ, в которой занимает положение Семён Борисович. И вопросы о самоорганизации внезапно отпадут.

                        • Сергей Владимирович Ребрищев
                          05.04.2026 в 21:02:00

                          "- законам противоречит деятельность шарлатанов и злоумышленников под видом психологов"

                          Что мешает органам квалифицировать подобные действия, как мошенничество? Ничего.
                          Нужен ли именно для этого действия отдельный закон? Не нужен.

                        • Татьяна Леонидовна Заонегина

                          Злоумышленники и шарлатаны не исчезнут; они также могут успешно пройти систему обучения и получить высшее психологическое образование.

                          Когда клиент обращается к малообразованному мошеннику, у него хотя бы есть шанс заподозрить.

                          А вот когда мошенник с высшим психологическим образованием задвигает клиенту, оперируя научными терминами, тут остаётся меньше шансов.

                          Вы действительно думаете, что мошенники не учатся в ВУЗах?

                        , чтобы комментировать

                      • Андрей Евгеньевич Сурков
                        04.04.2026 в 18:22:03

                        да, а научным сотрудникам естественных наук зачастую не хватает психологических навыков, так что помощь будет взаимной

                          , чтобы комментировать

                        • Елена Константиновна Климова

                          Уважаемый Семён Борисович, полностью поддерживаю Ваши аргументы, отклоняющие публичное предложение А. Ю. Кузнецовой! Все необходимые нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность психологов, уже есть. Важно поднимать уровень психологического образования!

                            , чтобы комментировать

                          • Дмитрий Сергеевич Базыков
                            05.04.2026 в 01:30:47

                            Спасибо вам большое.

                              , чтобы комментировать

                            • Андрей Сергеевич Иванов
                              05.04.2026 в 02:17:15

                              великолепно сказано!
                              хорошо, что есть не только бюрократы.

                                , чтобы комментировать

                              • Сергей Васильевич Сарычев
                                05.04.2026 в 06:51:40

                                Открытое письмо построено на ложном постулате о том, что психологические проблемы можно решить в правовом поле. Следовательно, все сделанные выводы и суждения - ложны.

                                • Владимир Владимирович Логинов
                                  05.04.2026 в 13:05:37

                                  Во-первых, такого постулата в письме нет, ошибка восприятия. Во-вторых, если уж д.пс.н. ,со спектром научных интересов в области исследования деятельности и поведения группового субъекта в напряженных и экстремальных условиях, внутригруппового и межгруппового взаимодействия , социального самочувствия личности в различных типах социальных сред, социально-психологических аспектов надежности групп и взаимосвязи феноменов ориентировки и лидерства встает в острую оппозицию, то, - ск. всего, - всё пропало, договориться не удастся, никому и нигде... "Война всех против всех" прекращается двумя способами: условные "все" уступают часть своих интересов в обмен на порядок либо приходит нечто третье ,которое игнорирует всех и устанавливает абсолютно оторванное регулирование невыгодное никому.

                                , чтобы комментировать

                              • Игорь Геннадьевич Кочетков
                                05.04.2026 в 10:43:34

                                Странная происходит история. Академисты и практики выясняют отношения, защищаются, делят сферы влияния и заработка посредством законотворчества и опубличивания. Закон должен аккуратно упорядочить существующее, ввести в законодательное русло, создать правила игры на будущее. Т.е. создание закона предполагает прежде всего наличие целевого образца-к какой системе "Психологии" мы хотим привести все в стране. Чтобы потом не править все десятки раз. Вот об этих правилах игры нужно договориться прежде всего. Простроить целевой образ с определением места академистов и практиков в образовательной, научной и практической модели. Не договоримся сейчас-будет грызня на многие годы. Давайте договоримся о совместной переговорной площадке. Об эпизодичности, рабочих группах, спектре обсуждаемых вопросах и целевой задаче встречи. Все же знакомы с практиками медиации, коммуникации, многие специализируются на этом. Какая общая цель? Настроить закон таким образом, чтобы всем было понятно и удобно с ним работать и чтобы психология постепенно и цивилизованно стала органической, естественной для граждан частью жизни в РФ. И выполняла свою основную задачу- отвечала за психику как медицина отвечает за тело. И в этом ключе задач очень много-региональная координация психологов, создание региональных мониторинговых центров и общих программ исследований, компетентное психологическое просвещение, появление "валидизированных" психологических центров. Не надо тянуть в вертикальные разборки. Давайте договариваться по горизонтали. Что мы хотим построить?

                                • Людмила Григорьевна Жаркова
                                  05.04.2026 в 11:03:51

                                  « Странная происходит история. Академисты и практики выясняют отношения, защищаются, делят сферы влияния и заработка посредством законотворчества и опубличивания.» (с)
                                  Практики выясняют отношения? С моей т.з., они лишь отбиваются от назойливого , дилетантского вмешательства в их работу.

                                • Елена Константиновна Климова
                                  05.04.2026 в 11:27:52

                                  Хочется просто трудиться, заниматься наукой и практикой, писать статьи и книги, обмениваться профессиональным опытом с коллегами, а не анализировать и обсуждать различные законопроекты, направленные на ограничение свободы профессиональной деятельности психолога, его человеческих прав и свобод! Вся необходимая правовая система профессиональной деятельности психолога уже есть!

                                • Андрей Евгеньевич Сурков
                                  05.04.2026 в 13:11:26

                                  да, примерно об этом я и пытаюсь сказать, хоть я и не психолог

                                • Владимир Владимирович Логинов
                                  05.04.2026 в 13:22:25

                                  Игорь Геннадьевич! Спасибо за здравый подход! Искренне желаю Вам побольше разделяющих, а не молчаливо сочувствующих и самоустраняющихся!

                                • Илья Викторович Белов
                                  05.04.2026 в 15:43:43

                                  Мечта об Идеальном Законе, это что-то архетипическое, из глубины веков. Эдакий мудрый Царский Указ, который даст всем хлеба и благоденствия...
                                  Вера в сильную, но справедливую руку... А если и достанется от нее, так за дело!
                                  "Не вижу, почему бы даже благородному дону не принять пару розог от имени его преосвященства!"
                                  То, что "закон нашей мечты" мог бы включать, с учётом потребностей общества, здравого смысла, профессиональных реалий и справедливости, увы, очень далеко от предлагаемых законопроектов...
                                  А принять лишь бы какой, самый кондовый и репрессивный закон, только чтобы был (опустим при этом кровно и материально заинтересованных в нем группы лиц), так это не дело. Так вы не получите, о чем мечтали, а только полную противоположность.

                                • Елена Константиновна Климова

                                  Андрей Евгеньевич, Вы, по вашим слова, не являетесь психологом. С какой целью Вы выступаете за ограничения профессиональной деятельности, в которой не разбираетесь?

                                , чтобы комментировать

                              • Виктор Эдуардович Пахальян
                                06.04.2026 в 14:11:10

                                Спасибо автору за высокопрофессиональный текст, за открытость и серьезную аргументированность позиции. Такие тексты поддерживают надежду на то, что практическая психология в России имеет не только методологические и человеческие ресурсы (специалисты), но и вполне реальную перспективу определиться в своем предмете и успешно развиваться в русле того опыта, который связан со всей историей психологии и своеобразия ее практического направления .

                                  , чтобы комментировать

                                • Андрей Евгеньевич Сурков
                                  06.04.2026 в 15:33:43

                                  ещё раз попытаюсь сформулировать свою мысль — закон, какой бы корявый он не был поначалу, будет способствовать полезному для науки взаимодействию специалистов-психологов,
                                  но конечно в таком процессе вероятны всякие противоречия и сложности, каковые повлияют на терапевтическую практику и доходы от неё,

                                  и вот не знаю как у психологов, но у нас в физ-мат науках принято на первое место ставить интересы науки и развитие теории, а доходы от грантов, учебных ставок, бюджетов и внедрения прикладных разработок уже как бы вторичны

                                  • Илья Викторович Белов
                                    06.04.2026 в 18:51:58

                                    Известный скандал с присвоением иностранными физико-математиками решения гипотезы Пуанкаре Перельмана (и награды за ее решение) говорит об обратном.

                                  , чтобы комментировать

                                • Андрей Евгеньевич Сурков
                                  06.04.2026 в 15:40:39

                                  ну и, как я понимаю, законотворчество и правоприменение можно считать как бы прикладной психологией, ведь это всё о поведении человеков в больших сообществах, поэтому, честно говоря, я ожидал от психологов более глубокого понимания сути законов и права, чем я вижу в этих комментариях

                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                    Людмила Григорьевна Жаркова
                                     ответ пользователю Андрей Евгеньевич Сурков
                                    Санкт-Петербург
                                    06.04.2026 в 16:56:06

                                    Андрей Евгеньевич, право, рассмешили.) Трамп с 24-ю часами отдыхает.
                                    В физ-мат науках тоже море программ подготовки, обещающих золотые горы за 100 часов?

                                  • Андрей Евгеньевич Сурков

                                    так я то и говорю что развитие науки важнее денег, а изменчивость является принципиальном свойством мозгов человека, поэтому и доходы от терапевтической практики естественным образом будут меняться

                                  • Андрей Евгеньевич Сурков

                                    в физ-мат немного другая ситуация потому что есть уже классические теории и программы преподавания в значительной мере унифицированы, в отличие от психологии, где гораздо больше разнообразия и неопределённости

                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                    06.04.2026 в 18:31:30

                                    Не могу не согласиться с Вами, Андрей Евгеньевич. Ситуация в психологии, в отличии от физ-мата и медицины, не немного, а совершенно другая. И разнообразие в образовании психологов, причем не только в психологических вузах, а различных вузах правильнее назвать другим словом.
                                    Неопределенность весьма относительна глубины исследования в науке того или иного процесса, свойства, состояния психики, это еще без океана социальных факторов.
                                    Попробуйте учесть все, если это в принципе возможно, и получите самую сложную систему.
                                    Классические теории есть и в психологии.

                                    "так я то и говорю что развитие науки важнее денег, а изменчивость является принципиальном свойством мозгов человека, поэтому и доходы от терапевтической практики естественным образом будут меняться" (с) Забавное умозаключение. )) Да и согласна ли наука сегодня отказаться от денег в образовании? )))



                                  • Андрей Евгеньевич Сурков

                                    а есть ли такие классические теории в психологии, которые все школы и научные направления во всех странах считают верными и классическими?

                                    ведь, например, в физике ньютоновскую механику одинаково принимают как верную и классическую на всех континентах и во всех народах

                                  • Людмила Григорьевна Жаркова
                                    07.04.2026 в 12:32:38

                                    Да. Есть. Именно на классических теориях стоит практика психологии.

                                  , чтобы комментировать

                                • Андрей Евгеньевич Сурков
                                  07.04.2026 в 07:09:00

                                  кстати, интересно насколько математика присутствует в курсах обучения психологов?
                                  и не только базовая, а и методы мат. моделирования мозга и объектов живой природы — это мат. модели нейросетей и стохастические функции, статистическая физика

                                    , чтобы комментировать

                                  • Андрей Евгеньевич Сурков
                                    07.04.2026 в 21:12:22

                                    последний комментарий не пропустил модератор, но я пытался выразить мысль что если сообщество психологов будет активнее действовать на профильных задачах в масштабах страны, то описанные в этом посте и комментах проблемы с законом и терапевтической практикой легко решаться как мелкая побочная неприятность,
                                    короче говоря, не стоит зацикливаться на таких частностях, лучше действовать глобально

                                      , чтобы комментировать

                                    , чтобы комментировать

                                    Публикации

                                    Все публикации

                                    Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

                                    Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»