16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Практические аспекты психотерапевтической работы с нарциссическим расстройством личности

Публикуем отрывок книги Е.А. Бауэр, Л.Н. Бенелли «Расстройства личности. Некоторые практические аспекты психотерапевтической работы с пациентами». Глава посвящена основным аспектам психотерапевтической работы с отдельными расстройствами личности. Предлагаем фрагмент о нарциссическом расстройстве личности.

Пациенты с расстройством личности страдают от связанных с расстройством личности проблем, но при этом часто не обладают мотивацией для изменения. Они пытаются стабилизировать свою систему и уменьшить проблемы. У них есть мотивация к стабилизации, но отсутствует мотивация для изменения. Итак, рассмотрим основные аспекты психотерапевтической работы с отдельными расстройствами личности

Нарциссическое расстройство личности

Нарциссическое расстройство личности характеризуется убеждённостью в своей уникальности, особом положении, превосходстве над остальными людьми; завышенным мнением о своих талантах и достижениях; поглощённостью фантазиями о своих успехах; ожиданием безусловно хорошего отношения и беспрекословного подчинения от окружающих; поиском восхищения окружающих для подтверждения своей уникальности и значимости; неумением проявлять сочувствие; идеями о собственной свободе от любых правил, о том, что окружающие им завидуют.

Важные критерии:

  • грандиозное чувство собственной значимости,
  • повышенная требовательность.

Главная установка — «достижения играют важную роль в получении признания».

Основная причина обращения нарциссических пациентов за лечением — депрессия. Факторы, способствующие развитию депрессии, часто включают в себя проблемы в отношениях или их разрыв, неприятности на работе или какой-то кризис, при кᴏᴛᴏром в результате разочарования или оскорбления ущемляется чувство грандиозности. При этом речь идет о фрустрации основных потребностей, неадекватной постановке границ.

Установки:

  • я уникален;
  • для меня существуют особые правила;
  • гордый ребенок — другие восхищаются мной;
  • я неудачник, ничто;
  • мне стыдно / завидно / я одинок;
  • постоянный критик;
  • я не знаю, каков я на самом деле;
  • я обречен на одиночество.

Основные эмоции:

  • гордость, превосходство и исключительность;
  • стыд и неполноценность;
  • зависть;
  • чувство недолюбленности;
  • подавленная злоба;
  • хроническое чувство скуки, пустоты и одиночества;
  • ощущение угрозы.

Коморбидность:

  • истерическое расстройство личности;
  • депрессивность, суицидальность;
  • социальные фобии;
  • аддикции.

Любовь и сексуальность:

  • явно: промискуитет, соблазнительность, частая влюбчивость;
  • скрыто: неспособность любить или оставаться влюбленным, склонность рассматривать объект любви не как самостоятельного человека, а как некий ограничитель свободы, иногда и сексуальные отклонения.

Когнитивный стиль: сильная тенденция неверно интерпретировать реальность, если существует угроза для самооценки.

Альтернативные установки по Беку:

  • Будь нормальным. Нормальные вещи тоже могут быть приятными.
  • Можно быть человечным и при этом оставаться особенным.
  • Сотрудничество в команде стоит того.
  • Долгосрочное уважение лучше краткосрочного восхищения.
  • У других людей тоже бывают свои потребности и мнения, с которыми следует считаться.
  • Каждый человек по-своему уникален.

Терапевтические правила работы

1. Терапевт следит за соблюдением своих прав, при этом не выступая в роли судьи по отношению к пациенту. Пример: «Я знаю, что, возможно, Вы и не собирались меня обидеть. Но я себя чувствую очень нехорошо, когда Вы так со мной говорите».

2. Терапевт не позволяет пациенту помыкать им и делать то, что он не хочет делать. Речь идёт о переносе сеансов, анализе партнёров и соперников с целью лучше ими манипулировать.

3. Терапевт четко объясняет, что терапевтическое общение может основываться только на равноправии, а не на отношении между шефом и подчиненным.

4. Терапевт следит за тем, как с ним общается пациент, и реагирует на все признаки неуважительного к себе отношения. Терапевт обращается к одинокому ребенку пациента, указывает на него и поддерживает пациента в смысле эмпатического построения отношения.

5. В случае конфликтов не следует обсуждать содержательную сторону. Необходимо говорить только о способе поведения и о влиянии на Вас как терапевта. Вот вопросы, которые можно задать пациенту: «Что происходит в данный момент с Вами?», «Какие установки активируются?», «Как Вы себя чувствуете?», «Ваши слова действуют на меня уничижающе и очень обидны», «Это отталкивает меня от Вас».

6. Терапевт следит за нарциссическими проявлениями пациента и указывает ему на них.

Пример подобных проявлений:

  • унижающее и критикующее поведение;
  • замечания — как отрицательные, так и положительные;
  • замечания, касающиеся статусности или достижений.

7. Терапевт помогает пациенту признать свою обидчивость:

  • терапия как модель общения, позволяющая признать свою обидчивость и рассматривать её не как слабость;
  • терапевт не раскрывает перед пациентом свою личную жизнь, а показывает ему, как он себя чувствует в данный конкретный момент.

Источник: Бауэр Е.А., Бенелли Л.Н. Расстройства личности. Некоторые практические аспекты психотерапевтической работы с пациентами: учебное пособие. М.: МГТА, 2019. С. 22–25.

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»