6 мая 2021 , четверг

In memoriam

In memoriam

Венгер Леонид Абрамович, 26.05.1925 - 19.06.1992

Кандидат педагогических наук, доктор психологических наук, профессор.

Заведующий лабораторией психологии детей дошкольного возраста Института дошкольного воспитания АПН СССР.

С 17 лет участвовал в Великой Отечественной войне. Был ранен, награждён медалями.

В 1951 г. окончил психологическое отделение философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1955 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Восприятие отношений (на материале иллюзий тяжести и величины)», в 1968 г. - докторскую диссертацию на тему «Развитие восприятия и сенсорное воспитание в дошкольном возрасте».

Преподавал психологию, логику и литературу в школе г. Ленинабада.

В 1951-1960 гг. работал преподавателем Учительского института в г. Ленинабад.

В 1957-1960 гг. - заведующий кафедрой педагогики и психологии Ленинабадского педагогического института.

В 1960 г. работал в Институте дошкольного воспитания АПН СССР, с 1968 г. возглавлял лабораторию психологии детей дошкольного возраста. Основатель Детского центра при Институте дошкольного образования РАО.

С 1972 г. преподавал в Московском государственном педагогическом институте им. В.И. Ленина.

Читал курсы лекций на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

Еще в студенческие годы Венгер начал исследование развития восприятия под руководством А.В. Запорожца.

Занимался исследованиями развития перцептивных действий ребенка с первых месяцев жизни и до конца дошкольного возраста. Работая в русле культурно-исторической теории Л.С. Выготского, Венгер экспериментально обосновал гипотезу А. В. Запорожца о культурно выработанных сенсорных эталонах, опосредствующих человеческое восприятие. Выделил и изучил ранние формы «предэталонов» (двигательных, а позднее - предметных), специфичные для младенческого, раннего и дошкольного возрастов.

Совместно с сотрудниками Л.А. Венгер разработал диагностическую систему, позволяющую выявлять уровень сформированности различных видов перцептивных и интеллектуальных действий, складывающихся на протяжении дошкольного возраста. В настоящее время эта система широко используется не только в России, но и в других странах мира.

Автор теории формирования сенсорных и интеллектуальных познавательных способностей, на основе которой была разработана система умственного воспитания дошкольников. Основным методом формирования познавательных способностей служит обучение детей умению представлять себе различные объекты и явления в виде моделей, то есть в обобщенной и схематизированной форме. Это обучение проводится в форме специфичных для дошкольного возраста «моделирующих» видов деятельности: игры, рисования, конструирования и т.п.

Исследовал вопрос соотношения в развитии ребенка образных форм познания с речью, с овладением языком.

Изучал феномен детской одаренности.

Под руководством Л.А. Венгера созданы программы умственного воспитания «Развитие» и «Одаренный ребёнок», использующиеся в детских садах многих городов России.

Автор серии книг для родителей «Домашняя школа мышления» (1982-1985 гг.), позволяющей развивать способности детей в условиях семейного воспитания.

Под руководством Л.А. Венгера защищено 48 кандидатских диссертаций.

Основные публикации:

  • Психология: Учебное пособие / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М.: Просвещение, 1988. - 335 с.; Кишинев: Штиинца, 1991. - 341 с. (в пер.)
  • Восприятие и действие / Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская. - 1967.
  • Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. - М.: Просвещение, 1969. - 365 с.
  • Генезис сенсорных способностей / Л.А. Венгер, К.В. Тарасова, Т.В. Лаврентьева и др. - М.: Педагогика, 1976. - 256 с.
  • Диагностика умственного развития дошкольников / Л.А. Венгер, В.В. Холмовская, Н.Б. Венгер и др. - М.: Педагогика, 1978. - 248 с.
  • Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / Л.А. Венгер, Е.Л. Агаева, Н.Б. Венгер и др. - М.: Педагогика, 1986. - 222 с.
  • Программа «Одаренный ребенок» (основные положения) / Л.А. Венгер и др. - М.: Новая школа, 1995. - 61 с.
  • Слово и образ в решении познавательных задач дошкольниками: Сборник статей / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: ИНТОР, 1996. - 128 с.
  • Психологическая характеристика деятельности ребенка / Л.А. Венгер. - М., 1968. - 19 с.
  • Педагогика способностей / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1973. - 96 с.
  • Проблемы формирования познавательных способностей в дошкольном возрасте (на материале овладения действиями пространственного моделирования): Сборник научных трудов / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: НИИОП, 1980. - 85 с.
  • Наша группа (о развитии познавательных способностей ребенка) / Л.А. Венгер. - М.: Знание, 1978. - 94 с.
  • Вот и вышел человечек... : статьи, лекции для родителей, практические советы / Л.А. Венгер. - М.: Карапуз, 2010. - 254 с.
  • Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Прогресс, 1988. - 308 с.
  • Домашняя школа мышления (для детей четырех лет) / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1983. - 96 с.
  • Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1985. - 80 с.
  • Домашняя школа / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 238 с.
  • Домашняя школа мышления (для пятилетних детей) / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1984. - 80 с.
  • Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Дрофа, 2010. - 397 с.
  • Домашняя школа мышления / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - Ереван: Луйс, 1987. - 87 с. (в пер.)
  • Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер и др. - М.: Просвещение, 1989. - 124 с.
  • Угадай, как нас зовут: Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада и родителей / Л.А. Венгер и др. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1994. - 95 с.
  • Готов ли ваш ребенок к школе? / Л.А. Венгер, А.Л. Венгер. - М.: Знание, 1994. - 189 с.
  • Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников (пособие для воспитателя детского сада) / Под ред. Л.А. Венгера. - М.: Просвещение, 1973. - 110 с.; 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 1978. - 96 с.
  • Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Книга для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина, Н.Б. Венгер. - М.: Просвещение, 1988. - 143 с.
  • Подготовка детей к школе в семье / Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Т.А. Маркова и др. - М.: Педагогика, 1976. - 191 с.
  • Подготовка детей к школе в детском саду / Л.А. Венгер, А.Н. Давидчук, Р.С. Буре и др. - М.: Педагогика, 1977. - 160 с.

16+
Мобильное приложение

Информация об издании

Правила публикации

Разработчик портала Versus Ltd

© 2004–2021 · Психологическая газета
При использовании материалов сайта обязательна гиперссылка на www.psy.su


Мобильное приложение