16+
Выходит с 1995 года
14 октября 2024

Кто есть кто

Светлана Леонидовна Белых

Светлана Леонидовна Белых

Ижевск, Москва, Санкт-Петербург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры педагогики и психологии экстремальных ситуаций Санкт-Петербургского университета государственной противопожарной службы МЧС России.

Училась на приборостроительном факультете Ижевского механического института, затем в 1985 г. закончила художественно-графический факультет Удмуртского государственного университета. В 1990 г. окончила программу переквалификации факультета психологии ЛГУ, в 1994 г. - аспирантуру факультета психологии СПбГУ.

В 1995 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Семантическая структура индивидуальной концепции педагогической деятельности и профессиональная успешность».

В 1985-1989 гг. работала в школе учителем ИЗО, затем психологом, руководителем психологической службы, научым консультантом.

Преподавала в СПб Институте повышения квалификации учителей.

В 1993-2011 гг. преподавала на кафедре общей психологии Удмуртского государственного университета.

В 2012-2018 гг. - доцент кафедры психологии образования Института педагогики и психологии образования Московского городского педагогического университета.

В 2018-2019 гг. - доцент Московского экономического института и Института организационной и клинической психологии.

С 2019 г. работает в СПбУГПС МЧС России.

Область профессиональных интересов:

  • когнитивная психология
  • педагогическая психология
  • психология развития
  • психология одаренности
  • психология профессиональной деятельности
  • психология художественного творчества
  • психосемантика

Ввела понятие «рефлексивная гибкость» как способность (в нужный момент) переключаться с подетального анализа ситуации на стереотипное поведение и наоборот.

Разработала авторское понимание коррекции познавательной деятельности для детей с субнормой основанное на деятельностном подходе: для занятий с детьми этот подход гораздо актуальнее, чем даже нейропсихология.

Предложила авторскую процедуру использования психосемантического подхода для исследования эстетического восприятия.

Автор образовательных программ по психологии искусства и художественного творчества, которые преимущественно рассматриваются через призму развития и с учетом современной методики преподавания.

Автор методики «Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию». Разработала уникальную процедуру диагностики ментальных репрезентаций вахты у вахтовых рабочих.

Предложила онтологию основных психологических понятий, которую можно использовать как в качестве методической основы для преподавания психологии, так и в качестве отправной точки методологических обобщений.

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Психология личности
  • Возрастная психология
  • Познавательная деятельность: диагностика и развитие
  • Психодиагностика
  • Психология искусства (художественного творчества)
  • Тренинг педагогического общения
  • Методология научного исследования
  • Психолого-педагогический практикум

Основные публикации:

  • Белых С.Л., Cимонова Н.Н. Пространственно-временные ограничения в профессиональной деятельности экстремального профиля и оценка перспективы их изучения // Организационная психология. 2022. Т. 12. № 1. С. 70-91.
  • Белых С.Л., Гришакова Е.Д. Стрессоустойчивость как биологическая предпосылка формирования эстетических предпочтений // Ребёнок в образовательном пространстве мегаполиса. Сборник материалов межрегиональной научно-практической конференции. 2019. С. 296-300.
  • Белых С.Л. Структура консультативного взаимодействия при работе с когнитивной сферой ребенка // Международная конференция по консультативной психологи и психотерапии, посвященная памяти Ф.Е. Василюка: сборник материалов / под ред. В.В. Архангельской, А.А. Голзицкой, Н.В. Кисельниковой, Е.А. Семеновой. М.: ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2018. С.26-29.
  • Белых С.Л. Симонова Н.Н., Корнеева Я.А., Войтехович Т.С. Ментальные репрезентации вахты как фактор профессиональной адаптации персонала // Психологический журнал. 2016. №5 (37). С. 32-44.
  • Белых С.Л., Швецова Г.В. Семантика телесности в речи и рисунках детей, занимающихся в цирковой студии // Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». 2015. №2(32). С.48-62.
  • Белых С.Л., Бокинова М.Ф. Выявление особенностей скрытой одаренности путем сравнения прямой и косвенной оценки способностей // Психологическая наука и образование. 2012. №1. С. 66-74.
  • Белых С.Л. Управление исследовательской активностью студента. Методическое пособие для преподавателей вузов и методистов / Под ред. А.С, Обухова. Ижевск, 2008. 71 с.
  • Белых С.Л. Научно-исследовательская работа студента-психолога: поиск и презентация. Методическое пособие для студентов и преподавателей психологических факультетов высших учебных заведений. Ижевск: Изд. дом «Удмуртский университет», 2008. 80 с.
  • Белых С.Л. Управление исследовательской активностью ученика. Методическое пособие. М.: Исследовательская работа школьника, 2007. 56 с.
  • Белых С.Л., Мильчакова С.И. Способность к воссозданию визуального образа по тактильному восприятию и ее операционализация // Психологический журнал. 2008. №3. С. 120-127.
  • Белых С.Л. Вузовское образование как выстраивание индивидуальной траектории жизненного успеха в профессиональной деятельности // Вестник УдГУ. 2006. №9. С. 11-18.
  • Белых С.Л. Мотивация исследовательской деятельности ученика // Исследовательская работа школьников. 2006. №3. С. 68-74.
  • Белых С.Л., Гришанова И.А. Исследование компенсаторных форм саморегуляции на примере исследования динамики коммуникативной компетентности детей с речевыми нарушениями // Психологическая наука и образование. 2000. №4. С. 14-26.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»
Поздравления с днём рождения
  • Михаил Евгеньевич Иванов

    От всей души поздравляю Вас с днем рождения, Светлана Леонидовна! Долгих лет жизни, крепкого здоровья, смелых мечтаний и огромных возможностей!

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»