Кто есть кто

Елена Борисовна Лактионова
Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник сферы образования РФ.
Заведующая кафедрой психологии развития и образования Института психологии Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Ведущий научный сотрудник научно-исследовательской лаборатории «Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании» РГПУ им. А.И. Герцена.
Член редколлегии ряда научных рецензируемых журналов, входящих в перечень ВАК. Член экспертного совета Российского фонда фундаментальных исследований в области «Фундаментальные проблемы в исследованиях психического здоровья человека и общества». Заместитель председателя и член диссертационных советов по защите докторских и кандидатских диссертаций. Председатель ГЭК по психолого-педагогическому образованию Национального государственного университета физической культуры, спорта и здоровья им. П.Ф. Лесгафта. Член отделения «Психология» Дома ученых им. А.М. Горького РАН.
Окончила ГДОИФК им. П.Ф. Лесгафта, в 1999 г. — РГПУ им. А.И. Герцена по специальности «психология», затем аспирантуру при кафедре возрастной и педагогической психологии РГПУ им. А.И. Герцена, обучалась в Институте психотерапии и консультирования «Гармония».
В 2002 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Психологические характеристики образовательной среды как показатель эффективности службы сопровождения», в 2013 г. - докторскую диссертацию на тему «Психологическая экспертиза образовательной среды».
С 2018 г. заведует кафедрой психологии развития и образования.
Область профессиональных интересов:
- психологическое благополучие человека на разных этапах онтогенеза
 - личностные ресурсы субъективного благополучия человека на разных этапах онтогенеза
 - развитие личности в образовательной среде
 - психологическое благополучие субъектов образовательной среды
 - психологическая экспертиза образовательной среды
 
Научная работа. Гранты:
- Грант РФФИ «Психологическое благополучие одаренных учащихся в образовательной среде» (2019–2021) — руководитель
 - Грант РФФИ «Психологическая безопасность подростков в образовательной среде» (2019–2021) — исполнитель
 - Грант Минобрнауки РФ «Разработка механизмов аттестации педагогов-психологов» (2017) — исполнитель
 
Осуществляла научную деятельность в рамках программы «Психология безопасности образовательной среды и психологическое обеспечение деятельности в экстремальной ситуации», утвержденной Президиумом РАО в качестве приоритетного направления Программы фундаментальных исследований РАО.
Читает курсы:
- Психология развития человека в образовании
 - Решение психологических проблем в педагогической деятельности
 - Безопасное педагогическое взаимодействие
 - Управление конфликтом в педагогическом взаимодействии
 - Формирование психологически комфортной и безопасной образовательной среды
 
Основные публикации: более 130 научных и учебно-методических трудов, в том числе
- Решение психологических проблем в педагогической деятельности: учебно-методическое пособие / под ред. Е.Б. Лактионовой. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2025
 - Возрастная психология. Проблемы психического развития: предупреждение и практики разрешения: учебное пособие. 2-е изд., перераб. и доп. / под ред. Л.А. Регуш, Е.Б. Лактионовой. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2025
 - Психология развития человека в образовании: учебно-методическое пособие / под общ. ред. Е.Б. Лактионовой. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2023
 - Психологические технологии формирования и оценки безопасной образовательной среды: учебно-методическое пособие / Лактионова Е.Б. и др. Гатчина: Издательство ГИЭФПТ, 2021
 - Педагогическая психология: учебное пособие / Лактионова Е.Б. и др. 2-е изд., доп. СПб: Питер, 2020
 - Психологическая безопасность образовательной среды региона: теоретические основы и практика создания: монография / Лактионова Е.Б. и др. СПб: ГИЭФПТ, 2019
 - Структурно-функциональная модель образовательной среды как объекта психологической экспертизы. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие. СПб: ЛОИРО, 2017
 - Образовательная среда как интегративное условие для развития личности. Интегративный подход к познанию психологии человека. СПб: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017
 - Обоснование модели психологической экспертизы образовательной среды // Психолого-педагогическое сопровождение безопасной образовательной среды: мониторинг, экспертиза и диагностика (научно-методическое пособие). СПб: ЛОИРО, 2015
 - Безопасная образовательная среда: психолого-педагогические основы формирования, сопровождения и оценки: Монография. СПб: ЛОИРО, 2014
 - Психологическая экспертиза образовательной среды: монография / Е.Б. Лактионова. СПб: Книжный дом, 2013
 - Психологические характеристики образовательной среды. Педагогическая психология: практикум. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012
 - Образовательная среда и развитие личности. Психологические риски в образовательной среде // Психологическая безопасность образовательной среды: развитие личности / под ред. И.А. Баевой. М.: Нестор-История, 2011
 - Социальная ситуация развития личности в образовательной среде // Психическое развитие человека и социальные влияния: Коллективная монография. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2010
 - Основные подходы к раскрытию понятия «образовательная среда», типология и структура образовательной среды // Педагогическая психология. Учебное пособие. СПб: Питер, 2010
 - Категория «образовательная среда» и ее определение. Психологическая безопасность образовательной среды и характер общения ее участников // Психологическая безопасность образовательной среды: Учебное пособие. М.: Экон-Информ, 2009
 - Психологические риски в образовательной среде. Безопасное взаимодействие в образовательной среде // Психология безопасности как основа гуманитарных технологий в социальном взаимодействии: учебно-методические материалы. СПб: Книжный дом, 2008
 - Безопасное социальное взаимодействие в современном обществе.// Технологии обеспечения психологической безопасности в социальном взаимодействии: Учебно-методический комплекс. СПб: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007
 - Профилактика эмоциональных нарушений и сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде // Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении: практическое руководство. СПб: Речь, 2006
 
Награды:
- Медаль имени Л.С. Выготского (Министерства просвещения РФ) — за заслуги в области психологических наук (2022)
 - Почетная грамота учёного совета РГПУ им. А.И. Герцена.
 


.jpg)








































