16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Ирина Борисовна Умняшова

Ирина Борисовна Умняшова

Москва

Кандидат психологических наук, старший научный сотрудник. Почетный работник высшего профессионального образования.

Заведующая лабораторией модернизации психологической службы системы образования, доцент кафедры педагогической психологии факультета психологии образования Московского государственного психолого-педагогического университета.

Председатель Московского регионального отделения Федерации психологов образования России.

Научные интересы:

  • психологическое сопровождение образовательного процесса,
  • формирование и развитие психолого-педагогической компетентности всех участников образовательного процесса общего и высшего образования,
  • психолого-педагогическая экспертиза в сфере образования.

Сфера деятельности: ответственный исполнитель научно-исследовательских работ по направлениям:

  • апробация стандарта профессиональной деятельности педагога-психолога по психологическому сопровождению основных образовательных программ
  • разработка инструментария профессиональной деятельности специалистов Службы практической психологии
  • единый информационный портал Службы практической психологии
  • разработка компетентностной модели специалиста Службы практической психологии
  • разработка программ психологического сопровождения ДОУ в соответствии с ФГТ
  • разработка примерных программ социально-психологического сопровождения социальных рисков подросткового возраста
  • создание стандарта психологических услуг в ППМС-центрах
  • разработка и апробация диагностического инструментария для оценки личностных и метапредметных результатов в соответствии с ФГОС
  • городской круглый стол «Инновационный потенциал развития Службы практической психологии
  • преподаватель курса «Психолого-педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса»
  • руководитель диссертационных и магистерских исследований
  • участник ВНИК факультета психологии образования «Выявление и отбор мотивированных учащихся»
  • организатор конкурса профессионального мастерства в МГППУ «Педагог года» в номинациях «Педагогический дебют», «Молодой преподаватель ВУЗа».
  • эксперт городских профессиональных конкурсов «Педагог года», номинация «Психолог года»; «Грант Мэра в области образования»

Основные публикации:

  • Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Баранова Е.М. Опыт Федерации психологов образования России по формированию и развитию готовности к волонтерской деятельности студентов и специалистов системы образования // Вестник практической психологии образования. 2022. Том 19. № 2. С. 56–70.
  • Умняшова И.Б. Нормативные основания профилактики различных видов девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. 2022. Том 12. № 1. С. 133–146.
  • Умняшова И.Б. Условия развития рефлексивных способностей как ресурс развития самоопределения студентов психолого-педагогических специальностей // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 4. С. 120–129.
  • Умняшова И.Б. Молодежный просветительский проект «Студент+»: итоги реализации // Вестник практической психологии образования. 2020. Том 17. № 3. С. 104–114.
  • Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Психолого-педагогические условия первичной профилактики наркомании в студенческой среде // Психология и право. 2020. Том 10. № 4. С. 111–125.
  • Умняшова И.Б. Нормативные основания и условия организации первичной профилактики девиантного поведения детей и подростков в системе общего образования // Психология и право. 2020. Том 10. № 2. С. 78–96.
  • Умняшова И.Б. Анализ подходов к оценке психологического благополучия школьников // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 3. С. 94–105.
  • Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей и подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 2. С. 37–41.
  • Милёхин А.В., Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативно-правовые и этические основания первичной профилактики наркомании в системе образования // Психология и право. 2019. Том 9. № 4. С. 103–119.
  • Умняшова И.Б. Психолого-педагогическое и методическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ: содержательные аспекты профессиональной деятельности педагога-психолога // Вестник практической психологии образования. 2019. Том 16. № 1. С. 96–102.
  • Умняшова И.Б., Егоров И.А. Направления и формы развития правовой культуры педагогических работников // Психология и право. 2019. Том 9. № 1. С. 144–154.
  • Новикова Г.В., Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическая помощь родителям «несамостоятельных» подростков // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 74–79.
  • Умняшова И.Б. Проектирование программы психолого-педагогического сопровождения процесса социализации одаренных школьников // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 2. С. 32–43.
  • Конончук О.Ю., Умняшова И.Б. Профессиональная этика педагога-психолога в процессе коррекционно-развивающей работы с воспитанниками дошкольной образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 59–63.
  • Умняшова И.Б. Организация психолого-педагогического сопровождения, обеспечивающего преемственность образовательного процесса в условиях реализации ФГОС // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 4. С. 50–54.
  • Умняшова И.Б. К вопросу о профессиональной этике специалистов, осуществляющих психолого-педагогическую экспертизу в сфере образования // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 25–29.
  • Умняшова И.Б., Новикова Г.В. Развитие психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 14–18.
  • Умняшова И.Б. Психолого-педагогическая экспертиза в системе образования: основные направления и подходы // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 3. С. 5–18.
  • Егоров И.А., Умняшова И.Б. Проблема формирования правосознания обучающихся в условиях децентрализации нормативного регулирования деятельности образовательных организаций // Культурно-историческая психология. 2017. Том 13. № 3. С. 16–22.
  • Умняшова И.Б. Вопросы профессиональной этики педагога-психолога в процессе психологического консультирования педагогических работников // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 1. С. 9–13.
  • Умняшова И.Б. Психологическое сопровождение в системе образования: актуальные вопросы организации и содержания // Вестник практической психологии образования. 2017. Том 14. № 3. С. 3–7.
  • Умняшова И.Б., Сафуанов Ф.С. Модель психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Психологическая наука и образование. 2017. Том 22. № 4. С. 75–83.
  • Умняшова И.Б., Новикова Г.В., Гильяно А.С., Мурафа С.В., Запорожская Д.Е. Механизмы регулирования вопросов профессиональной этики психологов образования // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 4. С. 23–31.
  • Умняшова И.Б., Гильяно А.С., Кузнецова А.А., Новикова Г.В., Мурафа С.В. Анализ соблюдения принципов профессиональной этики специалистами Службы практической психологии образования РФ // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 2. С. 19–26.
  • Умняшова И.Б., Егоров И.А. Нормативные основания организации психолого-педагогической экспертизы в системе образования Российской Федерации // Психология и право. 2016. Том 6. № 3. С. 162–177.
  • Умняшова И.Б., Егоров И.А. Междисциплинарный консилиум образовательной организации как вид психолого-педагогической экспертизы в системе образования // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 11–17.
  • Умняшова И.Б., Запорожская Д.Е. Психологическое консультирование подростков в образовательной организации // Вестник практической психологии образования. 2016. Том 13. № 3. С. 3–10.
  • Умняшова И.Б., Сашенкова Н.С. Саморазвивающая среда в школе: алгоритм создания // Директор школы. 2012. № 5. С. 29–33.
  • Умняшова И.Б., Сашенкова Н.С., Засухина В.Р. Школьная система адаптации молодых учителей // Директор школы. 2012. № 9. С. 38–48.
  • Умняшова И.Б. Создание многопрофильной психологической службы в школе // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 1. С. 62–69.
  • Умняшова И.Б. Особенности работы психолога с администрацией образовательного учреждения // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 2. С. 59–67.
  • Умняшова И.Б. Работа психолога с педагогами // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. №3. С. 66–71.
  • Умняшова И.Б. Особенности работы школьного психолога с родителями // Справочник руководителя образовательного учреждения. 2009. № 5. С. 81–87.
  • Умняшова И.Б. Многопрофильная психологическая служба ОУ // Справочник заместителя директора школы. 2009. № 10. С. 21–39.
  • Умняшова И.Б. Роль многопрофильной психологической службы в профилактике ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде // Профилактика ксенофобий, экстремизма и национализма в детской и подростковой среде. Сборник научных тезисов. М.: МГППУ, 2009. С. 38–44.
  • Умняшова И.Б. Психологическая сущность отметки в современном образовании [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2006. Том 3. № 3. С. 61–66.

Награды:

  • Победитель профессионального конкурса «Психолог года города Москвы – 2002»
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»