16+
Выходит с 1995 года
13 октября 2024

Кто есть кто

Валерий Иванович Кабрин

Валерий Иванович Кабрин

Томск

Доктор психологических наук, профессор. Почетный работник высшего профессионального образования РФ.

Руководитель научной инновационной лаборатории психологических практик, старший научный сотрудник учебно-исследовательской лаборатории экспериментальной психологии, профессор кафедры психологии личности факультета психологии Национального исследовательского Томского государственного университета.

Член редколлегии «Сибирского психологического журнала».

Член Российского психологического общества.

В 1971 г. окончил факультет психологии Ленинградского государственного университета.

В 1978 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Исследование самореализации личности в структуре коммуникативного мира», в 1993 г. — докторскую диссертацию на тему «Коммуникативное развитие человека как личности».

С 1971 г. работает в Томском государственном университете ассистентом, доцентом, профессором, заведующим кафедрой педагогики и психологии, заведующим лабораторией социальной психологии, деканом факультета психологии и заведующим кафедрой социальной и гуманистической психологии факультета психологии ТГУ, профессором кафедры психологии личности. Основатель и научный руководитель лаборатории психологических практик.

В 1972-1973 гг. служил в армии, в 1981-1983 гг. преподавал в Центральном университете на Кубе (г. Санта-Клара).

Научные интересы:

  • психология человеческой коммуникации
  • трансперсональная психология
  • ноэтическая антропологическая психология.

Автор коммуникативного подхода к личности и научного направления «ноэтическая психологии», метода моделирования коммуникативных миров, методики психосемантического графа, тренингтеста транскоммуникативного состояния, практикума ноэтической психологии, ориентированной на духовное развитие личности.

Спроектировал студию транскоммуникативного дизайна с целью поиска креативных решений через гармонизацию ритмов жизни разных уровней (групповая спонтанная игра на ударных инструментах, создание «живых» мандал, медитативные путешествия в динамике психоэнергетических, информационных, пространственных и временных масштабов, креативное проектирование).

Ведущий классической группы встреч — поддержание и развитие основ гуманистической психологии и психотерапии: раскрытие эмпатического потенциала, актуализация инициативы, творчества, сензитивности и смелости формирования аутентичных отношений с Другими и с собой, формирование потребности в самосовершенствовании и самоизменении; ориентация на помощь и поддержку Другим и себе.

Разработал комплексный проект «Психологический потенциал достижений» — авторские методики раскрытия и активной самодиагностики эйдетических, ментальных и коммуникативных ресурсов личности, ориентированной на высшие достижения в избранной деятельности. Проект реализуется на актуальном для инноваций принципе — развитие возрастающей потребности в достижениях через активное самопознание и самодиагностику в групповом контексте;

Разработал ноэтический практикум — актуализация многомерного духовного мира личности в переживаниях катарсиса, импринтинга, экстаза, инсайта, дающих качественно новое осознание духовной свободы в психоэнергетике, эйдетике, психологических пространстве и времени. Обучение основам духовной коммуникабельности с неочевидной повседневностью в контексте групповой работы;

Ведет группы супервизии профессионально-личностного роста (коммуникативно-экзистенциальная модификация балинтовской группы) — на основе глубокого погружения в индивидуальные профессионально-личностные проблемы участников через особую артикуляцию транскоммуникативных процессов в группе. Обучение культуре выслушивания, формирования вопросов, создания авторских версий и понимания плюралистического контекста исследуемой проблемы.

Гранты:

  • РГНФ «Коммуникативный стресс студента: феноменология, закономерности динамики и факторы трансформации» (1998-2000 гг.)
  • Институт «Открытое общество» «Создание межрегиональных исследовательских и научно-образовательных гуманитарных программ» (2002-2003 гг.)
  • ФЦП «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» (2001-2005 гг.)
  • РГНФ «Развитие исследований ментальности «Интернет-лаборатория РИМ»» (2001-2006 гг.)
  • ФЦП «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования (сетевой проект» (2006-2010 гг.)
  • ФАО «Разработка, апробация и внедрение комплекса программ и технологий диагностики и формирования мотивации к инновационной деятельности молодежи в системе непрерывного профессионального образования» (2008-2010 гг.)
  • РГНФ «Сравнительный анализ творческого потенциала участников коммуникативно-образовательных пространств различных культур (2009-2010 гг.)

Читает курсы:

  • Коммуникативный подход в психологии
  • Психология творческой коммуникации

Основные публикации:

  • Кабрин В.И. и др. Когнитивное индивидуальное образовательное пространство: технологии изучения и построения стратегий конструирования: монография. – Томск : Изд-во Томского гос. ун-та, 2022. – 233 с.
  • Кабрин В.И. и др. Новые психологические контексты становления личности в меняющемся мире. – Томск, 2017.
  • Краснорядцева О.М., Кабрин В.И., Муравьева О.И., Подойницина М.А., Чучалова О.Н. Психологические практики диагностики и развития самоэффективности студенческой молодежи. – Томск, 2014.
  • Кабрин В.И. и др. Человек как субъект и объект медиапсихологии. – М., 2011.
  • Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – 400 с.
  • Кабрин В.И. Вместо введения: парадигма и тезаурус коммуникативного подхода в психологии // Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 10-44.
  • Кабрин В.И. Ноэтическая природа транскоммуникативной потенциализации базовых человеческих отношений в образовании // Транскоммуникация: преобразование жизненных миров человека / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2011. – С. 334-381.
  • Кабрин В.И. Ценностные основания психологической науки и психология ценностей. – М.: ИП РАН, 2008.
  • Коммуникативное измерение в психологической антропологии: Коллективная монография / Под ред. В.И. Кабрина. – Томск: «Иван Федоров», 2007. – 336 с.
  • Кабрин В.И. Транскоммуниктивный мир человека в постметодологической перспективе психологической антропологии // Коммуникативное измерение в психологической антропологии. Коллективная монография / Под ред. В. И. Кабрина. – 2007. – №1. – С. 279-290.
  • Кабрин В. И. Коммуникативный мир и транскоммуникативный потенциал жизни личности: теория, методы, исследования. – М.: Смысл, 2005. – 247 с.
  • Быстрова А.Н., Видгоф В.М., Доманский В.А., Кабрин В.И. Современное образование в контексте целостного подхода. К обоснованию метода эстетико-продуктивной педагогики. – Томск, 2005.
  • Кабрин В.И. Менталитет и коммуникативная среда в транзитивном обществе. Коллективная монография / Под ред. В.И. Кабрина и О.И. Муравьевой. - Томск: Издательство Томского государственного университета, 2004. – С. 141-153.
  • Личность в парадигмах и метафорах: ментальность-коммуникация-толерантность / Под ред. В.И. Кабрина. - Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – 262 с.
  • Кабрин В. И. Личность как встреча // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 73-102.
  • Кабрин В. И., Янцен К. И. Социально-психологические особенности ментальности университетской молодежи (субкультурное исследование) // Личность в парадигмах и метафорах: ментальность — коммуникация — толерантность / Под ред. В. И. Кабрина. – Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. – С. 161-182.
  • Кабрин В.И. и др. Комплексная подготовка педагога-исследователя. – Томск, 2001.
  • Психологический универсум образования человека ноэтического / Под науч. ред. Кабрина В.И., Мещеряковой Э.И. – Томск, 1999. – 383 с.
  • Кабрин В.И. Транскоммуникация и личностное развитие: психология коммуникативного развития человека как личности. – Томск: Издательство Томского государственного университета, 1992. – 256 с.

Награды:

  • Медаль за заслуги перед Томским государственным университетом (2003)
  • Почетная медаль к 400-летнему юбилею г. Томска (2004)
  • Почетная грамота Российского психологического общества за вклад в психологическую науку (2007)
  • Золотая медаль Международной образовательной выставки «УЧСИБ-2008» за учебно-методическое пособие «Развитие психологического потенциала достижений личности» (2008)
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»