16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024

Кто есть кто

Петр Алексеевич Шеварёв

Петр Алексеевич Шеварёв

12.07.1892 - 06.09.1972

Доктор психологических наук, профессор. Член-корреспондент Академии педагогических наук СССР.

Заведующий лабораторией психологии восприятия НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР.

Один из руководителей Общества психологов СССР.

В 1915 г. окончил историко-филологический факультет Московского Императорского университета.

В 1915-1919 гг. был аспирантом при кафедре психологии, а также вел преподавательскую работу в средних учебных заведениях Москвы.

В 1919-1920 гг. преподавал психологию в Тамбовском государственном университете.

В 1921-1923 гг. — ассистент отделения прикладной психологии Психологического института при Московском университете.

В 1923-1925 гг. — педагог-психолог Приемно-наблюдательного пункта для беспризорных детей. Одновременно преподавал в Академии социального воспитания, в Инфизкульте, в Высшей школе военной маскировки, а затем на Педагогических курсах при Московском высшем техническом училище.

В 1926-1930 гг. работал в Институте маскировки в маскировочном отделе Научно-исследовательского инженерно-технического полигона ВТУ РККА. Вел занятия по цветоведению в Архитектурно-строительном институте.

С 1931 г. работает в Институте психологии (НИИ общей и педагогической психологии АПН РСФСР, ПИ РАО): старший научный сотрудник, заведующий лабораторией психологии обучения, заведующий отделом общей психологии (1947-1955), заведующий лабораторией восприятия и памяти (с 1955 г.), заместитель директора по научной работе (1958-1961), заведующий лабораторией восприятия (до 1969 г.).

В 1938-1941 гг. преподавал в Московском областном педагогическом институте, Военно-юридической академии и на курсах усовершенствования врачей.

В годы Великой Отечественной войны продолжал работать в Институте психологии, принимал активное участие в ПВО института и в восстановлении здания института после падения фугасной бомбы. Был награжден медалью «За оборону Москвы». Был эвакуирован вместе с основным составом Института психологии в Ашхабад и затем в Свердловск. В Свердловске наряду с основной работой преподавал в Свердловском государственном педагогическом институте.

Участвовал в создании советской психологической науки. Принимал активное участие в работе I Всероссийского психоневрологического съезда в январе 1923 г. Был представителем советской науки на международных форумах психологов: в 1958 г. — на Конгрессе по прикладной психологии в Риме; в 1960 г. — на Международном симпозиуме по психологии в ГДР; в 1966 г. — на XVIII Международном конгрессе в Москве.

В течение ряда лет состоял членом президиума Центрального совета Общества психологов и его Московского отделения.

В качестве члена Правления Общества психологов был одним из инициаторов создания, активным участником и номинальным руководителем Комиссии по психологии мышления и логике (с марта 1958 года), ставшей основной семинарской площадкой для Московского методологического кружка (ММК) и ряда других научных объединений, включая формировавшуюся школу развивающей педагогики.

Занимался психологией восприятия, результаты экспериментальных исследований константности цветов при изменении освещения имели не только фундаментальное, но и прикладное значение, в т.ч. в сфере архитектуры и дизайна, индустриальной и военной психологии.

Занимался психолого-педагогическим изучением математических ошибок школьников и формирования у них алгебраических навыков, что имело важное практическое значение в период подготовки реформы общеобразовательной школы на основе научных достижений.

С 1950-х гг. занимался разработкой фундаментальной проблематики онтологического статуса психического, синтезировал результаты экспериментов с мышлением в целях теоретико-экспериментального изучения открытых им обобщенных ассоциаций и формирования с их учетом понятий и интеллектуальных навыков на основе достижений психологии, педагогики, математики и логики. Непосредственный предмет исследований П.А. Шеварёва в классических трудах — выделенные им вариативные, или обобщенные связи на фоне и в отличие от традиционно изучавшихся в эмпирической психологии простых — единичных или константных – ассоциаций. Эти обобщенные связи соответствуют обычно какому-либо правилу, т.е. являются по своей сути правилосообразными ассоциациями и обусловливают возможность практического применения соответствующего им правила к самым различным конкретным случаям, подходящим под данное правило. В результате экспериментального исследования различных видов обобщенных связей Шеварёв предложил детальную классификацию ассоциаций и выявил условия возникновения правильных (и отклоняющихся от них ошибочных) ассоциаций. «Открытие им механизмы обобщенных и правилосообразных ассоциаций логически завершили двухтысячелетнюю ассоцианистскую традицию в философии и психологии, восходящую к Аристотелю». На основе выявления условий образования ассоциативных связей разработал пути и способы обучения, предохраняющие от формирования у учащихся ошибочных ассоциаций, что существенно содействует повышению эффективности обучения.

Соавтор фундаментального учебника «Психология» (М.,1946). Автор курса психологии для военных юристов. Автор методического пособия для учителей (с описанием иллюстраций и опытов в курсе психологии).

Основные публикации:

  • Количественные законы светлотного контраста // Ученые записки НИИ психологии. Т. 1. М., 1940. С. 271–290.
  • К вопросу о природе алгебраических навыков // Учёные записки Государственного института психологии. Т. 2. М., 1941. С. 147–172.
  • Опыт психологического анализа алгебраических ошибок // Известия АПН РСФСР. Вып. 3. М.-Л., 1946. С. 135–180.
  • Психология. Конспект лекций: Учебное пособие для слушателей ВЮА. М.: РИО ВЮА, 1946. 213 с.
  • Иллюстрации и опыты в курсе психологии : Пособие для преподавателей психологии в средней школе. М.-Л.: АПН РСФСР, 1949. 152 с.
  • Обобщённые ассоциации в учебной работе школьника. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1959. 302 с.
  • К вопросу о структуре восприятия // Восприятие и понимание. Известия АПН РСФСР. Вып. 120. М., 1962.
  • Обобщённые ассоциации в процессах мышления // Исследования мышления в советской психологии. М.: Наука, 1966.
  • О роли ассоциаций в процессе мышления // Исследования мышления в советской психологии, М., 1966. С. 388–436.
  • Восприятие и мышление: Сборник статей / Отв. ред. П.А. Шеварев. М.: АПН РСФСР, 1962. 187 с.
  • Исследования по психологии интеллектуальных навыков и умений: Сборник статей / Отв. ред. П.А. Шеварев. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1957. 275 с.
  • Зрительные восприятия: Сборник статей / Под ред. П.А. Шеварева. М.: Просвещение, 1964.
  • Теория обобщенных ассоциаций в психологии: Избранные психологические труды. М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1998. 602 с.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»