16+
Выходит с 1995 года
27 мая 2024

Кто есть кто

Вера Васильевна Абраменкова

Вера Васильевна Абраменкова

Москва

Доктор психологических наук.

Академик МАНПО.

В 1973 г. окончила МГПИ им. Ленина (сейчас — МГПУ): факультеты филологический и отделение рисунка, живописи и истории искусств. Прослушала  курсы лекций по общей, возрастной, социальной психологии, нейропсихологии и др. на факультете психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 1981 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль совместной деятельности в проявлении гуманного отношения к сверстнику у дошкольников», в 2000 г. — докторскую диссертацию на тему «Генезис отношений ребенка в социальной психологии детства».

С 1975 г. работала научным сотрудником лаборатории личности в коллективе НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО, ).

С 2001 г. - профессор кафедры возрастной психологии МГППУ.

Заведовала лабораторией «Социальная психология детства» Института психолого-педагогических проблем детства РАО. Затем главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания.

Читала курсы лекций студентам ряда московских вузов по психологии современного детства в МГУ, МПГУ, МПСУ, МГППУ и др.

Область профессиональных интересов:

  • духовно-нравственное развитие современного ребенка
  • социальная психология детства, ребенок в современном мире
  • отношения ребенка в детской субкультуре
  • детская картина мира и факторы ее трансформации в современном мире
  • игрушка и антиигрушка
  • детский рисунок как метод диагностики
  • безопасное развитие детства в истории и современности

Автор и разработчик научного направления «Социальная психология детства». В.В. Абраменкова предложила новый социогенетический подход к анализу отношений ребенка (в том числе гуманных отношений) в детской субкультуре, концепцию и оригинальный методический инструментарий в изучении детской картины мира и факторов ее трансформации в последние десятилетия.

УУчастник парламентских слушаний по проблемам образования Мосдумы и Госдумы, была членом Общественного консультативного совета по духовно-нравственной культуре общества при Департаменте образования города Москвы. Выступала экспертом в области психологии Генпрокуратуры, входила в Экспертный совет по законопроектам, касающимся детства, семьи и воспитания ГД РФ.

Выступает с лекциями, ведет семинары и мастер-классы для педагогов, родителей в регионах РФ и за рубежом, популяризирует психологические знания на страницах центральной прессы, по радио и телевидению. В 1990-1991 гг. по приглашению Бостонского института К.-Г. Юнга (США) проводила семинары, читала лекции, выступала перед студентами. В 2008 г. проходила стажировку в Иерусалимском университете.

Основные публикации: автор свыше 280 статей, монографий, учебных пособий, статей и научно-популярных книг, в том числе

  • Ценность детства в современном мире и образовании: Монография / В.В. Абраменкова. - М.: ФГБНУ «ИИДСВ РАО», 2019. – 232 с.
  • Социальная психология детства: учебник: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / В.В. Абраменкова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2017. - 509 с.
  • Игра и игрушки в истории и культуре, развитии и образовании: материалы международной научно-практической конференции, 1-2 апреля 2012 года / редколл.: Абраменкова В.В. и др. - Пенза: Социосфера, 2012. - 250 с.
  • Ребенок в «заэкранье»: кромешный мир компьютерных игр / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008, 2009.
  • Социальная психология детства: Учебное пособие для студентов университетов, педагогических институтов и психолого-педагогических колледжей / В.В. Абраменкова. - М.: ПЕР СЭ, 2008. - 431 с.
  • Воспитание игрой. Играем вместе с ребенком: игрушки лечат, игрушки готовят к школе / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2008. - 93 с.
  • Во что играют наши дети? Игрушка и АнтиИгрушка / В. Абраменкова. - М.: Лепта, 2006, 2008, 2010.
  • Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С.Ю. Циркина. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Питер, 2004. - 895 с.
  • Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре / В.В. Абраменкова. - М.: МПСИ; МОДЭК, 2000. - 413 с.
  • Игры и игрушки наших детей: забава или пагуба? Современный ребенок в «игровой цивилизации» / В. Абраменкова. - М.: Даниловский благовестник, 1999, 2001. - 141 с.
  • Сорадование и сострадание в детской картине мира / В. Абраменкова. - М.: Эко, 1999. - 224 с.
  • Справочник по психологии и психиатрии детского и подросткового возраста / В.В. Абраменкова и др.; под ред. С. Ю. Циркина. - СПб: Питер, 1999. - 748 с.

Награды:

  • победитель Всероссийского конкурса по Центральному Федеральному округу на соискание премии «За нравственный подвиг учителя» в номинации «Педагоги высшей школы – средней школе» (2008)
  • Грамоты РАО и Департамента образования города Москвы
  • Орден РПЦ Святой княгини Ольги
  • орден «За вклад в литературу России XXI века» по итогам литературной деятельности за 2000-2020 гг.
  • медаль «Цветаевские костры» им. М.И. Цветаевой

и др.

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»