16+
Выходит с 1995 года
29 марта 2024
Взаимосвязь между соматическим состоянием и психическим развитием ребенка

Профессор кафедры психологии ГБОУ ВО МО «Университет «Дубна», главный специалист методического отдела ФГАУ «НМИЦ здоровья детей» Минздрава России, доктор психологических наук Александр Леонидович Венгер представил доклад «Взаимосвязь между соматическим состоянием и психическим развитием ребенка» на I Международной конференции «Психолого-педагогические инновации в педиатрической практике».

Болезнь порождает разного рода психологические проблемы. В соответствии с положениями Л.С. Выготского, можно выделить следующие виды нарушений:

  • первичные нарушения, обусловленные болезнью (ограничения подвижности, боли, астенизация и т.д.);
  • вторичные нарушения, обусловленные психологической реакцией ребенка на своё состояние;
  • третичные нарушения, обусловленные искажением социальной ситуации развития (реакцией родителей, госпитализацией, пропуском школы).

Все эти нарушения оказывают серьёзнейшее влияние на эффективность лечения, на эмоциональный комфорт ребенка, на ход его психического развития и на формирование его личности.

Подробнее остановимся на психологических факторах, влияющих на состояние здоровья:

  • психосоматические соотношения (соматизация тревожных состояний, соматизация депрессии, нарушения общего психического тонуса);
  • от психического состояния ребенка зависит соблюдение им режима жизни и питания, выполнение лечебных процедур (комплаентность);
  • плацебо-эффект, который может иметь как положительное влияние, так и отрицательное. Иногда вера в то, что лечебные процедуры будут способствовать выздоровлению, уже является фактором, положительно влияющим на эффективность лечения. Негативным этот эффект становится в случае недоверия к медицинским процедурам, тогда их фактическая эффективность может стать ниже.

Рассмотрим более конкретно те психологические проблемы, которые возникают у ребенка.

  • Депрессивные и субдепрессивные состояния, снижение мотивации.
  • Фиксация на болезненных симптомах, ипохондрические проявления, рентная установка (как правило, бессознательное, но иногда и сознательное стремление получать преимущества благодаря своей болезни).
  • Переживания в связи с физическими изменениями. Изменения могут быть вызваны как болезнью, так и лечением, которое получает ребенок. Например, при применении гормональных препаратов может неблагоприятно изменяться внешность. Дети, особенно в подростковом возрасте, тяжело это переживают. Из-за этого нарушается представление о себе (образ Я). Ребенок воспринимает себя как крайне непривлекательного.
  • Высокий уровень тревожности, из-за которого нередко возникает недоверие к врачу, снижается комплаентность.
  • У детей, страдающих тяжелыми хроническими болезнями, нередко возникает отставание в умственном развитии.

Рассмотрим нарушения социальной ситуации развития.

  • В большинстве случаев проявляется недостаток общения со сверстниками. Если ребенок много времени проводит в больнице, то у него возникают лишь кратковременные контакты с другими детьми. При ряде заболеваний общение ограничивают из-за боязни инфекции, чтобы не утяжелить течение основного хронического заболевания. Многие дети с хроническими заболеваниями не могут посещать школу.
  • Нередко ограничивается содержательное общение с родителями. К этому вернемся чуть позже, когда будем говорить о проблемах со стороны родителей.
  • Ограниченность деятельности ребенка (игровой, изобразительной, учебной, самообслуживания, элементов труда). Причинами этого становятся ограничения физических возможностей, связанные с болезнью ребенка, частые госпитализации, неправильное отношение родителей к ребенку и его болезни.

Теперь поговорим о родительских проблемах, среди которых можно назвать следующие.

  • Недооценка тяжести заболевания, фиксация на учебе и достижениях, в связи с этим — снижение родительской комплаентности. Больному ребенку даются нагрузки, превышающие его возможности.
  • Сосредоточенность на лечении, игнорирование задач развития.
  • Чрезмерная ориентация на эмоциональное состояние ребенка, из-за которой, в частности, могут нарушаться медицинские рекомендации, например, ограничения, связанные с диетой — «Ему же хочется!».
  • Гиперопека и гиперконтроль. Здесь нужно иметь в виду, что больному ребенку в сравнении со здоровым действительно требуется более высокий уровень опеки, в ряде случаев более высокий уровень контроля (в частности, за соблюдением медицинских рекомендаций). И это было бы неправильно называть гиперопекой и гиперконтролем.
  • Недостаточное владение способами общения с больным ребенком. Иногда родители отстраняются от ребенка, нарушаются эмоциональные детско-родительские отношения.
  • Неблагоприятное собственное эмоциональное состояние, которое, в свою очередь, негативно влияет на эмоциональные отношения с ребенком. Как говорят иногда сами родители: «Я в таком плохом состоянии сама, что мне нечего ему эмоционально дать».

Можно выделить такие родительские установки как:

  • «учебная»;
  • «лечебная»;
  • личностная;
  • отвергающая.

К сожалению, в отношениях родителей с больным ребенком редко сохраняется личностная воспитательная установка. Часто наблюдаются переходы от учебной установки к лечебной или наоборот, в зависимости от физического состояния ребенка. Состояние ухудшается — родители целиком занимаются здоровьем, чуть улучшилось — родители как бы забыли, что ребенок все равно остался болен и важно учитывать его физическое состояние, они «схватились» за учебу…

Из всего вышесказанного вытекают задачи психолого-педагогической службы при работе с детьми, страдающими хроническими заболеваниями:

  • способствовать эффективности лечения;
  • создавать оптимальные условия для психического и физического развития ребенка, для его социальной адаптации;
  • обеспечить повышение качества жизни как больного ребенка, так и семьи в целом.

Направления работы психолого-педагогической службы:

  • работа с детьми;
  • работа с родителями;
  • работа с семьей в целом;
  • работа с врачами и со средним медицинским персоналом.
В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»