16+
Выходит с 1995 года
28 марта 2024
Малыш идёт в детский сад! Современный взгляд на проблему адаптации

Когда малышу исполнился год, два, а может быть, три, многие родители начинают задумываться о дошкольном учреждении. Почему? По нескольким причинам. Во-первых, часто мамы к этому возрасту ребёнка начинают испытывать дискомфорт от отсутствия эмоционального и физического ресурса. Во-вторых, появляются вопросы о воспитании и развитии ребёнка (приучение к горшку, самостоятельное употребление разнообразной еды, формирование навыков самообслуживания, интеллектуальное развитие), кажется, что эффективнее их решать в социальном учреждении. В–третьих, проблемы материального и социального характера на этом этапе жизни семьи часто становятся достаточно острыми. Это  вынуждает родителей обращаться с просьбой в государственные инстанции о зачислении малышей  в ясельные группы дошкольных учреждений.

Получив заветное направление в детский сад,  родители, чаще - мамы, сталкиваются с проблемой другого рода.  Проблемой отношений «мама-ребёнок». И возникают вопросы:  

  • Не рано ли я отдаю ребёнка в ясли?
  • Готов ли мой ребёнок к детскому саду?
  • Будет ли воспитатель любить моего ребёнка и заботиться о нём?
  • А я, мама, готова доверить своего малыша «чужой тёте»?

Нейробиологические исследования, проводимые в течение последних пятнадцати лет, доказали, что основной мотивационной системой человека является стремление к установлению контакта, к взаимному уважению и любви. Опыт одиночества, потери значимых отношений, длительные разлуки с близким значимым человеком (особенно в раннем возрасте) приводят к повышению уровня кортизола (гормона стресса) в крови ребенка.  Гормон влияет не только на работу физиологических систем организма, но и на эмоциональное состояние и познавательную активность ребёнка. Для нормализации состояния малышу необходимо, чтобы рядом был надёжный, принимающий и поддерживающий взрослый.

Ребёнку, пришедшему в ясельную группу детского сада, для комфорта и удовлетворения своих потребностей необходимо усвоить все нормы и правила социального взаимодействия в группе. И уметь их использовать по назначению во взаимодействии как с взрослыми,  воспитателями и няней, так и с детьми. Для маленького ребёнка это сложный процесс.

Современные исследования указывают на то, что главные помощники на пути адаптации к новым условиям жизни в детском саду - отношения, сформировавшиеся у ребёнка с матерью, и умение играть. Мама в этой ситуации выступает как посредник в процессе социализации, поскольку жизнь матери протекает в непосредственном взаимодействии с ребёнком, она значима для него и осуществляет первичный уровень социализации, создавая атмосферу принятия, в которой формируется привязанность.

Привязанность –  довольно значимый фактор социализации, поскольку именно привязанность и особенности отношений ребёнка с мамой становятся «матрицей», по которой в дальнейшем строятся все отношения ребёнка с другими людьми. А качество привязанности, в свою очередь, определяет успешность адаптации ребёнка в новых социальных условиях (по материалам книги И.А. Симоненко).

Надо отметить, что дети, у которых с матерями  в первые годы жизни сложились тёплые и надёжные отношения, обладают более стойкой «психологической выносливостью» к стрессам, чем те, чьи отношения носили ненадёжный характер. Период адаптации ребёнка к детскому саду,  как правило, наполнен сильными стрессовыми переживаниями, связанными с расставанием малыша с близким эмоционально значимым человеком (мамой). Поэтому, прежде чем принять решение о посещении малышом яслей, родителям необходимо получить консультацию специалиста - детского психолога, который поможет выработать конкретную тактику помощи в период адаптации, основанную на индивидуальных особенностях ребёнка.

Статуэтка «Золотая психея»Елена Викторовна Петш (Ларечина)
Елена Викторовна Петш (Ларечина)
участник по итогам 2010 года

Растем вместе

Читать дальше

Игра - естественный способ познания мира детьми. В процессе игры малыш осваивает различные способы действия с предметами и материалами, формы поведения в социуме, учиться всему тому, что необходимо ему для жизни. Как пишет А.Э. Гущина: «Игра - это сфера свободы». Но для свободной игровой деятельности малышу нужна психологическая и физическая безопасность. Дети в яслях не в состоянии по-настоящему заинтересоваться игрой, когда они чувствуют себя незащищёнными. Именно в условиях комфорта и необходимой поддержки ребёнок готов быть активным исследователем и проявлять интерес к внешнему миру. Специалисты знают, что активное поведение, заинтересованность игровой деятельностью, положительный эмоциональный настрой на взаимодействие с воспитателем – это критерии успешной адаптации ребёнка к детскому саду. Именно воспитатель становится для малыша той эмоционально значимой фигурой, которая замещает родителя. Поэтому прочные эмоциональные связи (отношения привязанности)  должны сложиться у малыша и с замещающим маму специалистом. Современные исследования доказали, что именно надёжные отношения привязанности обеспечивают успешность в развитии познавательных способностей, игровой деятельности и, соответственно, в процессе адаптации детей к новым социальным условиям жизни.

Для вас, родители, «Пять шагов к успешной адаптации в детском саду»

  1. Передача привязанности. Заранее познакомьтесь с воспитателем вашего ребёнка. Расскажите ему об особенностях вашего малыша, его привычках и интересах. Ребёнку расскажите о его будущей воспитательнице, используя тёплую доброжелательную интонацию. Расскажите, как она готовиться к встрече с малышами и как она рада будет его видеть. При первой встрече представьте воспитателя ребёнку, а ребёнка - воспитателю. Хорошо, если они пожмут друг другу руки. Если нет, не беда. Главное - трансляция доброжелательного отношения друг к другу.
  2. Построение эмоциональных и познавательных «мостиков» из дома в детский сад и обратно. Постарайтесь, чтобы режим жизни дома был приблизительно схож с режимом детского сада. Поинтересуйтесь меню детей раннего и младшего дошкольного возраста. Старайтесь вводить в рацион ребёнка больше овощей. Если ваш малыш эмоционален, и ему сложно расстаться с вами, выберите вместе с ребёнком игрушку  для совместного посещения детского сада.
  3. Формирование самостоятельности. Обучите ребёнка элементарным умениям самообслуживания (кушать ложкой рубленую еду, вытирать рот салфеткой, пользоваться горшком и т.п.).
  4. Компенсация эмоциональных и телесных дефицитов дома. После возвращения из детского сада играйте в телесные игры, делайте малышу игровые массажи.
  5. Внимательное наблюдение за состоянием ребёнка. Сложный период адаптации может длиться две недели. Если, эмоциональное  и физическое состояние ребёнка ухудшается после двух недель посещения, обратитесь к детскому психологу.

Удачи  и мудрых решений!
 

Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

  • Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    25.03.2021
    Юлия Борисовна Гиппенрейтер. Уроки общения с ребенком
    Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания — главные воспитательные средства. Похвалишь ребенка — и он укрепится в добре, накажешь — и зло отступит. Но вот беда: они не всегда безотказны, эти средства...
  • Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    30.05.2019
    Москва: открытые лекции о том, как пережить развод
    С 3 по 24 июня в Москве состоится серия лекций о психологическом аспекте развода. Психологи обсудят со слушателями, можно ли заранее просчитать риски, которые приводят к разводу; есть ли шансы сохранить семью, если супруги уже обсуждают развод; стоит ли сохранять семью ради ребенка; как ребенок переживает развод; что могут сделать родители, чтобы у ребенка сохранилось чувство защищенности и доверия к родителям во время и после развода...
  • Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    03.01.2019
    Длинные каникулы. Праздники и безопасность
    Очень часто родители отмечают, что дети в период праздников начинают вести себя иначе, чем в будни – становятся капризными, раздражительными, справляться с ними непросто. Да и в отношениях самих супругов порой возникают конфликты...
  • Развод и нарушения привязанности у детей
    09.01.2018
    Развод и нарушения привязанности у детей
    Для ребенка чрезвычайно труден внезапный переход от тройственных отношений к двум двойственным. То есть, одно дело, когда ребенок может одновременно поддерживать отношения с двумя родителями, и совсем другое, когда он может видеться с папой лишь при условии отказа от мамы, и наоборот. У ребенка появляется страх вообще потерять отца или мать. Посещения вторым родителем – за исключением тяжелейших случаев, – никогда нельзя прерывать, поскольку разрыв отношений помешает более спокойному привыканию к новой ситуации...
  • В ожидании Деда Мороза с добрыми папиными глазами...
    26.12.2017
    В ожидании Деда Мороза с добрыми папиными глазами...
    Елка, снег, ощущение праздника, запах апельсинов, ожидание подарков и чудес. Для взрослых новогодние ассоциации тесно связаны с детством: накануне Нового года мы снова становимся маленькими детьми. К Новому году принято готовиться заранее, но, вопреки всему, он традиционно наступает неожиданно. Новый год – это больше, чем просто праздник. Это событие, которое венчает год. Вот несколько советов от Деда Мороза, которые помогут вам организовать праздник...
  • Когда родители разводятся
    07.11.2017
    Когда родители разводятся
    В последнее время развод стал одним из популярных запросов для психологической консультации. Как правило, муж и жена принимают решение о разводе только тогда, когда жить вместе по разным причинам, они уже не могут. В этой статье мы поговорим о том, как себя чувствуют дети, когда их родители разводятся. Должны ли дети знать причину развода и надо ли с ними это обсуждать, а если надо то, что именно ребенок должен знать и как ему об этом сказать?...
  • Ценность семьи в сознании детей и подростков
    04.05.2017
    Ценность семьи в сознании детей и подростков
    Насколько значима семья в сознании детей и подростков и какое влияние это может оказать на них в будущем? Доклад состоялся в рамках Международной научно-практической конференции «Семья и дети в современном мире» (13- 15 апреля, Санкт-Петербург). Реан Артур Александрович – доктор психологических наук, профессор, председатель Научно-координационного совета РАО по вопросам семьи и детства, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ ...
  • Как не срываться на ребёнка. Техники регуляции эмоций
    03.03.2017
    Как не срываться на ребёнка. Техники регуляции эмоций
    Часто родитель кричит, хотя предпочёл бы этого не делать, потому что не может справиться со своими эмоциями. А потом появляется чувство вины, сожаления, потому что хотелось бы общаться иначе, но ... как? Нужны простые техники регулирования эмоций, которые можно применять сразу, за минуту до крика. Психологи Наталья Дикова и Валерия Федоряк создали мультфильм, в котором показывают, как не кричать на ребёнка, даже когда очень хочется, не подавляя свою злость и раздражение, а управляя ими...
  • Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    27.02.2017
    Сдать ЕГЭ и не умереть. Еще раз о подростковой депрессии
    Во втором учебном полугодии в моем кабинете начинается сначала слабый, а к весне усиливающийся поток родителей выпускников и самих подростков с жалобами на слабость, внезапно появившуюся слезливость, непонятные головные боли. Дети, которые до сих пор радовали родительские сердца упорным постижением всяческих наук, перестают интересоваться чем бы то ни было, ложатся на диван, отворачиваются к стене и перестают выходить на связь...
  • Зачем ребёнку подростковый кризис?
    07.12.2016
    Зачем ребёнку подростковый кризис?
    Подростковый возраст — это фаза развития человека, в которой происходит трансформация личности на телесном и психическом уровнях. Принятие образа тела долгий и внутрипсихически очень сложный процесс. Он длится от 11 до 21 года и течёт у каждого подростка индивидуально. Одновременно с телесными изменениями начинается изменение отношений с окружающими и, прежде всего, страдают родители. Родители перестают быть важными внутрипсихическими фигурами в жизни подростка...
  • Подросток: уже не ребёнок, ещё не взрослый
    25.11.2016
    Подросток: уже не ребёнок, ещё не взрослый
    Проект «Мама дорогая! Быть родителем подростка» – новая совместная инициатива журнала «Psychologies» и Региональной программы ЮНЕСКО по образованию в области здоровья. В первой передаче цикла о психологии, трудностях, кризисах, проблемах и сексуальности подростков рассказывают психолог Екатерина Мурашова и Ксения Киселева - автор нескольких книг о подростках и их родителях, главный редактор журнала «Psychologies»...
  • Онлайн-трансляция «Отличия в воспитании мальчиков и девочек»
    04.10.2016
    Онлайн-трансляция «Отличия в воспитании мальчиков и девочек»
    7 октября состоится открытая встреча «"Два разных мира", или Отличия в воспитании мальчиков и девочек». Вход свободный, онлайн-трансляция! В формате короткого практического семинара будут рассмотрены отличия в воспитании маленьких мужчин и женщин. Вы сможете исследовать тему гендерных особенностей в формате арт-терапевтических упражнений с элементами фототерапии...
Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»