16+
Выходит с 1995 года
13 октября 2024
Психологические особенности маргинальных личностей

На современном этапе развития российского общества появляется все большее количество маргинальных личностей. Они способствуют усложнению социальной ситуации в государстве и без соответствующей помощи могут пополнять криминальные структуры. Причинами, обусловливающими подобный рост, являются: обеднение населения, угроза потери социального положения, повышение невротизации населения, развитие дезадаптации в различных сферах жизни. Маргинальная личность, как правило, не способна самостоятельно решать свои проблемы, нуждается в поддержке государственных структур и, как показывает практика, часть из них не хочет что-либо менять в своем поведении и жизни в целом [3]. Данная особенность и вызывает наибольшие трудности в социально-психологической работе.

Противоречие интересов государства, представленных сотрудниками специальных служб, и членов маргинальных семей приводит к открытым и скрытым конфликтам [2]. При наличии более четкого понимания психологических особенностей маргинальных личностей подобных конфликтов можно было бы не допустить.

В психологии маргинальная личность рассматривается как «…личность, у которой не сформирована прочная, однозначная, согласованная система социальных идентичностей и ценностных ориентаций, в силу чего, как предполагается, маргинальная личность испытывает когнитивные и эмоциональные проблемы, затруднения, внутренний разлад. Понятие маргинальная личность введено Р. Парком (Park, 1932); позднее разрабатывалось Е. Стонквистом (Stonequist, 1960), который рассматривал «культурную» и «расовую» маргинальность» [5].

Постановка проблемы

Категории лиц, обращающающихся за помощью в службы социальной защиты населения, могут быть объединены в группы по критерию психологических особенностей и характерологических черт. Для достижения поставленной цели при поддержке БФ «Точка возврата» и Министерства труда и социальной защиты Тульской области нами была реализована диагностическая программа, включающая: тест «Исследование уровня субъективного контроля» Дж. Роттера (УСК) [6]; методику многофакторного исследования личности Р. Кеттела, форма С (105 вопросов) [1]; стандартизированный многофакторный метод исследования личности (СМИЛ) Л.Н. Собчик [4]; изучение мотивации достижения (А. Мехрабиан) [6]; цветовой тест М. Люшера [6]; полуструктурированная беседа со специалистами социальных учреждений. Был составлен социальный портрет на каждого обратившегося клиента. Всего было обследовано 509 респондентов.

Для определения групп маргинальных личностей использовался факторный анализ с помощью программы SPSS 21.

Факторизация проводилась методом главных компонент, вращение выявленных 13 факторов осуществлялось методом Варимакс с нормализацией методом Кайзера. Вращение сошлось за 27 итераций.

В силу того, что выборка большая и имеет большое количество переменных, граница отсечения была выбрана на уровне 0,32 факторной нагрузки, которая объясняет 10% дисперсии.

Результаты

На основании полученного факторного решения было получено 13 факторов, которые образовали следующие переменные (переменные приводятся с указанием соответствующих факторных нагрузок).

1 группа после вращения (поворота) объясняет 16,33% дисперсии; 2 группа — 13,71% дисперсии; 3 группа — 6,40% дисперсии; 4 группа — 4,77% дисперсии.

В соответствии с указанными выше параметрами первая группа включает лиц, обладающих следующими психологическими характеристиками. В разнообразных жизненных ситуациях данный тип склонен приписывать ответственность за происходящее внешним силам. По их мнению, результаты деятельности и значимые события жизни слабо зависят от их активности. В то же время они считают, что достигнутые успехи являются результатом собственных качеств и проявлений активности, они уверены в способности добиваться успеха на пути к цели, если все им будут помогать, создавать условия и удача будет им сопутствовать.

Ответственность за отрицательные события приписывается внешнему контролю, другим людям или результатам невезения. В семейной жизни ответственность за происходящее переносят на других членов семьи. Складывающиеся отношения в общении с другими людьми склонны объяснять как результат действий партнеров по общению. Состояние своего здоровья соотносят с влиянием случая, судьбы. Склонны верить, что выздоровление произойдет либо спонтанно, либо в результате деятельности врачей. Таким образом, перечисленные психологические характеристики показывают, что для данной группы существенной характеристикой является стремление переносить ответственность за происходящее на внешние факторы, т.е. на других.

Представители второй группы характеризуются отсутствием невротического сверхконтроля, неудовлетворенностью, несовершенством людей и тех законов нравственности, которыми они руководствуются, собственной раздвоенностью между желанием остаться в рамках предъявляемых к себе и другим гиперсоциальных и нравственных требований и желанием при этом добиться успеха и уважения.

Выражена большая ранимость по отношению к жизненным невзгодам, стремление ухода от конфронтации с жестокими законами реальной жизни в связи с пессимистической оценкой своих возможностей при противодействии стеничным установкам окружающих. Они пассивны, обстоятельства довлеют над их характером, имеется тенденция полагаться на то, как все «само собой складывается», сами же не пытаются повлиять на «судьбу». Роль жертвы, «безропотно несущей свой крест», является их жизненной установкой и находит отражение в их жизненном сценарии.

Имеется склонность к неустойчивости эмоций и конфликтным сочетаниям разнонаправленных тенденций, известной демонстративности, яркости эмоциональных проявлений при некоторой поверхностности переживаний, неустойчивой самооценке, на которую существенное влияние оказывает значимое окружение.

Имеются защитные механизмы, проявляющиеся в вытеснении из сознания негативной конфликтогенной информации или наносящей психологический урон личности, субъективному образу собственного Я.

Чувства и действенная активность превалируют над склонностью к раздумьям. Имеется некоторая определенная избирательность в контактах, субъективизм в оценке людей и явлений окружающей жизни, выражающаяся в отвлеченной от конкретики и повседневности.

Склонны к эксплозивному типу реагированию, если стресс задевает их субъективно значимые ценности, что лежит в основе сильной ответной агрессивной реакции. Эмоционально захвачены доминирующей идеей, в связи с чем способны заражать своей увлеченностью других. Возбудимы, паранойяльны, склонны к сутяжничеству. В межличностных ситуациях конфликтны, болезненно ревнивы. Мотивы избегания неудач превалируют над мотивами достижения, поисковая активность средняя, так же как и активно-личностная позиция. Социальные контакты ослаблены, склонны к отгороженности и отчужденности.

Эмоционально неустойчивы, переменчивы в настроении, часто находятся под влиянием чувств, легко расстраиваются, интересы неустойчивы, низкая толерантность к фрустрации, обладают повышенной раздражимостью и утомляемостью.

Третья группа имеет следующие психологические характеристики: скрытность, обособленность, отчужденность, недоверчивость, необщительность, замкнутость, критичность, склонность к объективности, ригидности, излишняя склонность к оценке людей, отмечаются трудности в установлении межличностных непосредственных контактов.

Робость, застенчивость, эмоциональная сдержанность, подверженность влиянию чувств, случая и обстоятельств. Потворствование своим желаниям, отсутствие усилий по выполнению групповых требований и норм. Неорганизованность, безответственность, импульсивность, отсутствие согласия с общепринятыми моральными правилами и стандартами, гибкость по отношению к социальным нормам и свобода от их влияния. Возможность беспринципности и склонности к антисоциальному поведению. Склонность к непостоянству, социальная пассивность, деликатность, внимательность к другим, повышенная чувствительность к угрозе, предпочтение индивидуального стиля деятельности и общения в малой группе (2–3 человека).

Целенаправленность, сильная воля, умение контролировать свои эмоции и поведение. Доминирование стремления избегать неудачи.

Четвертая группа характеризуется низкой тревожностью по отношению к сложившейся ситуации, высоким уровнем жизнелюбия, уверенностью в себе, позитивной самооценкой, которая является завышенной, отсутствием особой разборчивости в контактах, бесцеремонностью поведения, снисходительным отношением к своим промахам и недостаткам, быстрой отходчивостью, непостоянством в привязанностях.

Вялость, апатичность, спокойствие, низкий уровень мотивации.

Оптимальная мобилизация физических и психических ресурсов, установка на активное действие. В экстремальной ситуации наиболее вероятна высокая скорость ориентировки и принятия решений, целесообразность и успешность действий. Данная группа включает представителей в возрасте от 34 до 42 лет.

Таким образом, выделены четыре группы маргинальных личностей, обращающихся в органы социальной защиты г. Тулы и Тульской области.

Полученные результаты позволяют разработать рекомендации для сотрудников учреждений социальной защиты по повышению эффективности психокоррекционной работы с маргинальными личностями, получающими помощь в данных учреждениях.

Литература

  1. Капустина А.Н. Многфакторная личностная методика Р. Кеттелла. – СПб: Речь, 2001. 112 с.
  2. Пазухина С.В. Профилактика конфликтов интересов на государственной и муниципальной службе как одно из условий организации эффективной деятельности управленцев новой формации // Сб. материалов VI Междунар. науч.-практич. конф. «Эффективность государственной службы, государственного и муниципального управления, функционирования органов власти и хозяйствующих субъектов»/ под общ. ред. С.Д. Журавлева. ТФ РАНХиГС, 2013. С. 259-270.
  3. Попова И.П. Маргинальность: Социологический анализ. М., 1996, с.30.
  4. Собчик Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. – СПб: Речь, 2000. 219 с.
  5. Басин М.А., Хаидов С.К. Иждивенческая позиция личности маргинальной женщины, находящейся в трудной жизненной ситуации как негативный фактор социализации ребенка // Материалы I Международной научно-практической конференции. Психическая депривация детей в трудной жизненной ситуации: образовательные технологии профилактики, реабилитации, сопровождения. Сборник научных статей / Ред.: В.Н. Ослон, Е.В. Селенина. – М.: ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - 213 с., с. 125-134. http://psyjournals.ru/childdeprivation/issue/
  6. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2003. – 704 с.

Источник: Басин М.А., Хаидов С.К. Психологические особенности маргинальных личностей // The Unity of Science. 2015. №1-2. С. 44–47.

В статье упомянуты
Комментарии

Комментариев пока нет – Вы можете оставить первый

, чтобы комментировать

Публикации

Все публикации

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»