16+
Выходит с 1995 года
2 марта 2024

Кто есть кто

Ирина Александровна Петухова

Ирина Александровна Петухова

Москва

Кандидат психологических наук, профессор. Почетный работник высшего образования РФ.

Профессор кафедры общей психологии психологического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского Российского государственного гуманитарного университета.

Член Совета Московского психологического общества (Московского отделения РПО). Член Российского психологического общества, Российского психологического общества им. Л.С. Выготского, Международного общества по исследованию психологии поведения (International Society for the Study of Behavioral Development – ISSBD). Почетный член Международного научного общества Phi Beta Delta (секция Beta Tau), USA.

В 1973 г. окончила факультет психологии МГУ им. М.В. Ломоносова, в 1976 г. - аспирантуру НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.

В 1976 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Роль общих умственных способностей в структуре интеллектуальной инициативы».

В 1976-1980 гг. — научный сотрудник НИИ ОПП АПН СССР (ПИ РАО).

В 1980-1990 гг. — преподаватель, старший преподаватель, доцент кафедры общей психологии Московского государственного института иностранных языков им. М. Тореза.

В 1990-1992 гг. — главный специалист-психолог Департамента труда и занятости Правительства г. Москвы.

В 1990-1996 гг. организовала и в течение ряда лет заведовала кафедрой общей психологии факультета психологии Российского государственного социального университета и факультета психологии Московского гуманитарного университета (МГИ) им. Е.Р. Дашковой.

В 1995-1996 гг. преподавала в МПГУ.

Стояла у истоков создания Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. С 1996 г. работает на кафедре общей психологии психологического факультета Института психологии им. Л.С. Выготского РГГУ. В 2000-2008 гг. выполняла обязанности заместителя директора по методической работе и председателя методического совета Института, с 2001 г. - член Ученого совета Института.

В 1999-2000 гг. — приглашенный профессор-исследователь в Университете Сассекса, Великобритания (Sussex University, UK).

В 2000-2013 гг. — профессор кафедры управления человеческими ресурсами факультета менеджмента Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики».

В 2001-2004 гг. — профессор факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова.

В 2005-2006 гг. — стажировка и научная работа по гранту Фулбрайта Конгресса США в Йельском университете, США (Yale University, New Haven, Connecticut, USA).

В 2008-2013 гг. — профессор кафедры индивидуальной и групповой психотерапии, председатель учебно-методического совета, заместитель декана факультета консультативной и клинической психологии Московского государственного психолого-педагогического университета.

С 2013 г. преподавала на факультете психологии Православного института Святого Иоанна Богослова Российского православного университета.

По совместительству проводила лекционную и семинарскую работу в ряде ведущих вузов Москвы: МГУ им. М.В. Ломоносова, МАИ, МПСИ и др.

Принимала участие в подготовке профессиональных психологических кадров в различных регионах страны: Магадан, Урай, Георгиевск, Нижний Новгород, Тула, Кашира, Калуга, Домодедово МО, Петрозаводск, Санкт-Петербург и др.

Научные интересы:

  • психология творчества
  • психологические проблемы интегрированного обучения
  • психологические, педагогические и методические проблемы преподавания курса общей психологии в вузе

Разработала и внедрила в практику преподавания инновационный метод работы, названный «Учебно-творческая мастерская».

Читает курсы:

  • Общая психология
  • Психология личности
  • Психология познания

Основные публикации: более 100 работ, в том числе

  • Преподавание и творчество в контексте культурно-исторического подхода: развивающее обучение в высшей школе // Возрождение традиций. Сборник статей по материалам конференции. М., 2023.
  • Цифровые технологии в учебно-творческих мастерских: расширение возможностей развития субъекта учебно-профессиональной деятельности // Л.С. Выготский и А.Р. Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации в социальных практиках: Материалы Международного конгресса по культурно-исторической психологии. Новосибирск, 2022.
  • Роль учебно-творческих мастерских в процессе формирования профессиональных компетенций студентов-психологов // Педагог XXI: Сборник научных статей по итогам I Международного конкурса педагогических идей и разработок. Волгоград, 2022.
  • Деятельность преподавателя: способности, личность, творчество // Дифференциальная психология и психофизиология сегодня: способности, образование, профессионализм. М., 2021.
  • Психология творчества: культурно-деятельностный подход // Вестник РГГУ. 2017. №4.
  • В.В.Петухов. Избранное. In Memoriam. М.: Левъ, Лепта Книга, 2015. 656 с. (ред-сост.)
  • Преподаватель общей психологии: творчество, личность, деятельность // В.В.Петухов. Избранное. In Memoriam». М.: Левъ, Лепта Книга, 2015. С. 462-498
  • Исследование ценностно-смысловой сферы студентов-психологов // Психология сознания: Истоки и перспективы изучения: Материалы XIV Международных чтений памяти Л.С.Выготского. Москва, 12-16 ноября 2013 г. / Под ред. В.Т. Кудрявцева: Ч. 2. М.: РГГУ, 2013. С.153–162.
  • Творчество – личность – деятельность: теория, диагностика, практика // Школа Выготского сегодня. К десятилетию Института психологии им. Л.С. Выготского. Сборник научных трудов. М.: Фонд Выготского Л.С., Москва, 2005.
  • Творчество в профессиональной деятельности преподавателя // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы четвертых чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2003 г. / Под ред. Е.Е. Кравцовой и др. М., 2004.
  • Интеллектуальная инициатива в профессиональной деятельности // Культурно-исторический подход и проблемы творчества. Материалы третьих чтений памяти Л.С. Выготского. Москва, 17-20 ноября 2002 года / Под ред. Е.Е. Кравцовой и др. М., 2003.
  • Чтения, посвященные памяти Л.С. Выготского // Вопросы психологии. 2001, №2.
  • Психологические основы и развивающие эффекты интегрированного обучения // Культурно-историческая психология развития // Материалы первых чтений памяти Л.С. Выготского, Москва, 15-17 ноября 2000 / Под ред. И.А. Петуховой. М.: Смысл, 2001.
  • Психологические проблемы интегрированного обучения // Россия и мир – вчера, сегодня, завтра. М., МГИ, 2000.
  • Психологические факторы успешности решения профессиональных задач открытого типа // Психология созидания. Т. 1. Ежегодник Российского психологического общества. Казань: РПО, 2000 (в соавт. с Можаровой А.Г.)
  • Исследование когнитивного компонента интеллектуальной инициативы у детей дошкольного возраста // Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества. М., 1996. Т. 2, вып. 1.
  • Развитие мышления на уроках иностранного языка // Иностранные языки в школе. 1987. №2.
  • Проявление интеллектуальной активности в речевой деятельности // Вопросы психологического обоснования обучения иностранным языкам. Сб. науч. тр. МГПИИЯ №187. М.: МГПИИЯ, 1982.
  • Умственные способности как компонент интеллектуальной инициативы // Вопросы психологии. 1976. №4.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства общего и профессионального образования РФ (1996)
  • медаль Международного научного общества Phi Beta Delta (отделение Beta Tau) USA (2006)
  • Почетная грамота Департамента образования Правительства г. Москвы (2010)
  • Медаль и звание «Почетный работник высшего профессионального образования РФ» (2012);
  • Победитель Национального конкурса «Золотая Психея» в номинации «Событие года в жизни сообщества» (Всероссийская конференция с международным участием «От истоков к современности» 130 лет организации психологического общества при Московском университете», 29 сентября — 1 октября 2015 года).
Упоминания в публикациях «Психологической газеты»
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»