• Генеральный спонсор — «Иматон»

Скоро

27 сентября — 4 октября
Online

Пересмотр профессионального стандарта «Педагог-психолог»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

28 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

29 — 30 сентября
Волгоград, online

VIII межрегиональная научно-практическая конференция «Психиатрия — наука о мозге и душе»

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 октября
Москва

XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2022»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

17 — 19 октября
Сириус, online

Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

28 — 30 октября
Москва

Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
Мухамедрахимов Рифкат Жаудатович, Санкт-Петербург

Доктор психологических наук, профессор.

Заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей факультета психологии Санкт-Петербургского государственного университета, заместитель декана по научной работе и председатель научной комиссии факультета психологии СПбГУ. Руководитель лаборатории междисциплинарных исследований раннего детства СПбГУ.

Член Межведомственной рабочей группы по организации системы ранней помощи и сопровождения детей и взрослых с инвалидностью, а также их семей, при Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации. Член Межведомственной рабочей группы Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по вопросам семьи, женщин и детей. Член Совета по профилактике и вмешательству Европейской федерации психологических ассоциаций (European Federation of Psychologists Associations Board of Prevention and Intervention).

Член Всемирной ассоциации психического здоровья младенцев (World Association for Infant Mental Health). Член Международного общества раннего вмешательства (International Society on Early Intervention). Член Санкт-Петербургского психологического общества.

Председатель диссертационного совета Д.212.232.22 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальностям 19.00.04 – медицинская психология, 19.00.02 – психофизиология, 19.00.10 – коррекционная психология (психологические науки). Член диссертационного совета Д.212.232.42 по защите докторских и кандидатских диссертаций при СПбГУ по специальности 19.00.13 – психология развития, акмеология.

Член редколлегии «Петербургского психологического журнала».

В 1985 г. закончил факультет психологии ЛГУ им. Жданова. После окончания факультета продолжил обучение в аспирантуре Института физиологии им. И.П. Павлова, работая в лаборатории слуха.

В 1989 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Роль системы височная область коры — гиппокамп при латерализации неподвижного и движущегося звукового образа у человека», в 1999 г. — докторскую диссертацию на тему «Психологическое взаимодействие матери и ребенка».

В 1992 году вошел в инициативную группу сотрудников Института физиологии им. Павлова, направленную на организацию в Санкт-Петербурге программы раннего выявления детей из групп риска и их междисциплинарного, семейно-центрированного сопровождения. Руководитель первой в России Службы ранней помощи, организованной в рамках городской социальной программы «Абилитация младенцев» в ДОУ №41.

С 1993 г. работает на кафедре социальной адаптации и психологической коррекции факультета психологии СПбГУ.

С 2000 г. одновременно с работой на факультете психологии и в программе раннего вмешательства в системе образования является российским научным руководителем международного научно-исследовательского проекта, направленного на изучение и изменение первичного социального окружения детей младенческого и раннего возраста, проживающих в домах ребенка. Проект поддержан грантом Федерального правительства США и осуществляется совместно по договору между факультетом психологии СПбГУ, Отделом детского развития Питтсбургского Университета и Санкт-Петербургским домом ребенка №13.

Научные интересы:

  • клиническая психология развития
  • психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей
  • взаимодействие и привязанность матери и младенца
  • эмоции и отношения человека на ранних этапах развития
  • ранний опыт и последующее развитие человека
  • раннее вмешательство для детей в семьях и домах ребенка

Научные проекты:

  • 2014-2016 гг. «Влияние ранней депривации на био-поведенческие показатели развития ребенка» (мега-грант Правительства РФ; поддержано решением Совета по грантам Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. о государственной поддержке научных исследований, проводимых под руководством ведущих ученых в российских образовательных учреждениях высшего профессионального образования; грант №14.Z50.31.0027, ведущий ученый – Е.Л. Григоренко, Йельский университет, США; образовательной учреждение - Санкт-Петербургский государственный университет).
  • 2014-2016 гг. «Комплексное психофизиологическое изучение слуховой пространственной ориентации у детей младенческого и раннего возраста» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств гранта РГНФ № 14-06-00713; шифр в ИАС СПбГУ № 8.16.577.2014). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2013 г. Организация и проведение международной научной конференции “Раннее вмешательство и психическое здоровье детей: от учреждения к семейному окружению” (грант РГНФ № 13-06-14040, 8 130600 140409). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011 г. «Биологические и психологические основы слухового восприятия пространства у детей в раннем возрасте» (фундаментальное научное исследование совместно с лабораторией физиологии слуха Института физиологии им. И.П. Павлова РАН, руководитель лаборатории – Н.И. Никитин. НИР из средств внебюджетного финансирования СПбГУ, шифр 8.23.1226.2011). Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2011-2013 гг. «Биомедицинские, психологические и социальные основы здоровья человека на ранних этапах развития» (фундаментальное научное исследование совместно с биологическим факультетом и факультетом социологии; НИР из средств СПбГУ, шифр: 0.37.116.2011, руководитель проекта – проф. Краснощекова Е.И.). Научный руководитель работ со стороны факультета психологии.
  • 2007-2012 гг. Российско-американский научный проект “Долговременное влияние опыта ранних социально-эмоциональных отношений у детей из домов ребенка” (“Long-Term Effects of Early Social-Emotional-Relationship Experience in Post-Institutionalized Children”). Грант №HD 050212 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2007-2008 гг. «Обучение персонала и изменение социального окружения детей в доме ребенка» (”Improving the Caregiving Environments in Baby Home 3”). Грант от организации “International Assistant Group of Pittsburg”, USA (Larisa Mason, President, Executive Director). Научный руководитель с российской стороны.
  • 2005 г. Особенности психологического взаимодействия детей раннего возраста, оперированных в новорожденности, и их матерей. Грант РГНФ № 05-06-06539а. Научный руководитель - Мухамедрахимов Р.Ж.
  • 2000-2005 гг. Российско-американский научный проект «Влияние изменения социального окружения на развитие детей в домах ребенка» (“Effects of Improving Caregiving on Early Mental Health”). Грант №5R01HD39017-03 Национального Института Детского Здоровья и Человеческого Развития США (National Institute of Child Health and Human Development of the U.S. Public Health Service). Научный руководитель с российской стороны.

Читает курсы:

  • Введение в клиническую психологию раннего возраста
  • Современные исследования в детской клинической психологии

Основные публикации:

  • Реабилитация инвалидов: национальное руководство. Краткое издание / коллектив авторов. М., 2020.
  • Организация предоставления услуг ранней помощи детям и их семьям: методическое пособие / Старобина Е.М., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. СПб, 2019.
  • Проблема сиротства в современной России: психологический аспект / коллектив авторов. М., 2015.
  • Влияние изменения раннего социально-эмоционального опыта на развитие детей в домах ребенка / Мухамедрахимов Р.Ж., Никифорова Н.В., Пальмов О.И., Гроарк К.Я., Мак Колл Р.Б. М., 2008.
  • Эмоции и отношения человека на ранних этапах развития / Пальмов О.И., Мухамедрахимов Р.Ж. и др. СПб, 2008.
  • Психология здоровья: учебник для вузов / коллектив авторов. СПб, 2006.
  • Психология / коллектив авторов. М., 2000, 2003, 2004.
  • Мать и младенец. Психологическое взаимодействие / Мухамедрахимов Р.Ж. СПб, 2001, 2003.
  • Психология взаимодействия матери и младенца: методические указания для студентов психологического факультета / Мухамедрахимов Р.Ж. СПб, 1998.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. Игротека для детей: опыт русско-шведского сотрудничества // Вопросы психологии. 1997. №4. С. 13-20.
  • Мухамедрахимов Р.Ж. Формы взаимодействия матери и младенца // Вопросы психологи. 1994. № 6. С. 16-25.

Награды:

  • Почетная грамота Министерства образования РФ (2001).
  • Почетная грамота Министерства образования и науки РФ (2009).

Статьи и интервью в «Психологической газете»


  • Генеральный спонсор — «Иматон»
25 сентября 2022 , воскресенье

Скоро

27 сентября — 4 октября
Online

Пересмотр профессионального стандарта «Педагог-психолог»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

28 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

29 — 30 сентября
Волгоград, online

VIII межрегиональная научно-практическая конференция «Психиатрия — наука о мозге и душе»

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 октября
Москва

XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2022»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

17 — 19 октября
Сириус, online

Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

28 — 30 октября
Москва

Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь
25 сентября 2022 , воскресенье

Скоро

27 сентября — 4 октября
Online

Пересмотр профессионального стандарта «Педагог-психолог»

28 — 30 сентября
Екатеринбург, online

Всероссийский психологический форум (в рамках VII Съезда РПО)

28 сентября
Санкт-Петербург

Проект «Золотые имена психологии в РГПУ им. А.И. Герцена»

29 — 30 сентября
Волгоград, online

VIII межрегиональная научно-практическая конференция «Психиатрия — наука о мозге и душе»

30 сентября
Санкт-Петербург

Международная научно-практическая конференция «Российская девиантологическая панорама: теория и практика»

1 — 2 октября
Воронеж

III Межрегиональная конференция педагогов, психологов и психотерапевтов «Мир глазами ребёнка»

5 октября
Москва

XVI Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Педагог-психолог России — 2022»

14 — 17 октября
Ереван, Степанакерт, online

Международная научно-практическая конференция «Социально-психологические последствия войны»

17 — 19 октября
Сириус, online

Междисциплинарная научно-практическая конференция с международным участием «Речь, грамотность, дислексия»

18 — 21 октября
Санкт-Петербург

Международная научная конференция «Ананьевские чтения — 2022. 60 лет социальной психологии в СПбГУ: от истоков — к новым достижениям и инновациям»

21 — 22 октября
Сочи, online

Всероссийская научная конференция «Психология безопасности и психологическая безопасность: проблемы взаимодействия теоретиков и практиков»

28 — 30 октября
Ярославль

Международный конгресс «Психология XXI столетия (Новиковские чтения)»

28 — 30 октября
Москва

Научно-практическая конференция-фестиваль «Ритм и пластическая культура личности»

11 — 12 ноября
Москва

III Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии памяти Ф.Е.Василюка

15 — 17 ноября
Online

Международный конгресс «Л.С.Выготский и А.Р.Лурия: культурно-историческая психология и вопросы цифровизации социальных практик»

24 — 25 ноября
Ярославль

Всероссийская научно-практическая конференция «Психология способностей и одарённости»

Весь календарь