16+
Выходит с 1995 года
1 марта 2024

Кто есть кто

Ирина Сергеевна Якиманская

Ирина Сергеевна Якиманская

Оренбург

Кандидат психологических наук, доцент.

Доцент кафедры клинической психологии и психотерапии Оренбургского государственного медицинского университета. Сооснователь и директор АНО ВПО «Институт консультирования и тренинга “Статус”», психолог-консультант, тренер Центра консультирования и психологической помощи, преподаватель, тренер Центра переподготовки и повышения квалификации.

Член Совета УМО по направлению «Психолого-педагогическое образование». Член редколлегии по педагогике и психологии Федерального центра науки и образования «Эвенсис».

Председатель Регионального отделения Федерации психологов образования России Оренбургской области. Член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги.

В 1987 г. окончила факультет психологии Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова.

В 1997 г. защитила кандидатскую диссертацию на тему «Особенности психологического консультирования в работе со школьными учителями».

С сентября 1987 г. – по распределению работала психологом социально-психологической лаборатории Механического завода в г. Воронеже, затем психологом городского отдела народного образования, школьным психологом. В 1990 годы по приглашению распределилась и  переехала в г. Оренбург, где работала в Государственном педагогическом университете на кафедре психологии ассистентом (1990-1991), старшим преподавателем (1991-1998), доцентом (1998-2000), затем перешла на должность доцента в Оренбургский государственный университет, на кафедру психологии, кандидат психологических наук (1997), доцент (2000), с 1 марта  2010 г. заведующая кафедрой социальной психологии факультета социальных и гуманитарных наук Оренбургского государственного университета.

Научные интересы:

  • психологическая помощь,
  • психологическое консультирование,
  • кросскультурная психология,
  • психология изменений среды и личности,
  • безопасность образовательной среды,
  • лидерство,
  • гендерная психология.

Читает курсы:

  • Безопасность жизнедеятельности (модуль Психологические аспекты безопасности жизнедеятельности человека)
  • Индивидуальное консультирование
  • Искусство и психологическое консультирование (арт-терапия)
  • Математические методы в психологии
  • Методологические основы психологии
  • Общая психология
  • Психоаналитический подход к развитию личности
  • Спецпрактикум по групповому консультированию
  • Спецпрактикум по социально-психологическим методам групповой работы
  • Супервизия в психологическом консультировании
  • Творческое принятие коллективных решений и мотивация совместной деятельности
  • Теоретические и методические основы социально-психологического тренинга

Направления практической деятельности:

  • психологическое консультирование
  • ведение личностных тренингов
  • ведение методических тренингов
  • поддержка и супервизия специалистов помогающих профессий
  • HR-консалтинг
  • коучинг

Авторские программы:

  • Введение в психологическое консультирование;
  • Основы клиентцентрированного консультирования;
  • Тренинг личностного роста и арт во мне;
  • Я — психолог-консультант;
  • Работа с травмой в консультировании.
  • Травматические переживания людей
  • Эффективный родитель. Особенности развития ребенка
  • Моя будущая профессия
  • Тайм-менеджмент
  • Психологическое давление в деловых и межличностных отношениях
  • Профилактика педагогического насилия в образовательной среде (организация служб примирения)

Работает в направлениях:

  • арт-терапия,
  • индивидуальная психология А. Адлера,
  • личностно-центрированная терапия,
  • песочная терапия,
  • психодрама,
  • системная семейная терапия,
  • сказкотерапия,
  • экзистенциальная психотерапия,
  • юнгианский анализ

Основные публикации: более 120 работ, в том числе:

  • Психологические особенности представлений о семейных мифах подростков в полной и неполной семье / Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2023. Том 12. № 1(42). С. 187–192.
  • Психологические особенности самоотношения подростков, занимающихся спортом / Якиманская И.С. // Психолог. 2022. № 2. С. 39-50.
  • Особенности психосоматических расстройств у мальчиков-подростков из неполных семей / Якиманская И.С. // Мир науки. Педагогика и психология. 2022. Т. 10. № 1.
  • Психология лени: введение в проблему / Якиманская И.С., Фархутдинова (Воробьева) В.В. М., 2022.
  • Особенности личности и представлений о будущем подростков, относящихся к категории «дети-сироты» / Якиманская И.С. // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология. Сборник научных трудов по материалам IV Международной научно-практической конференции. Саранск, 2021. С. 20.
  • Детская агрессия: возрастные и социальные характеристики / Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 3 (36). С. 396-398.
  • Социальные представления об измене у мужчин и женщин, состоящих и не состоящих в браке / Якиманская И.С. // Психолог. 2021. № 1. С. 47-59.
  • Гендерные особенности агрессивности и адаптивности подростков / Якиманская И.С. // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. Т. 9. № 1.
  • Прикладная социальная психология в психологическом консультировании / Якиманская И.С., Молокостова А.М. М., 2021.
  • Гендерные особенности чувства юмора как вида психологической защиты / Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 3 (32). С. 418-421.
  • Особенности супружеского лидерства и психологический климат семьи / Якиманская И.С. // Психолог. 2020. № 2. С. 32-44.
  • Отношение к болезни у родителей детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья): постановка проблемы / Быкова И.С., Краснощекова И.В., Якиманская И.С. // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 35.
  • Ценностные ориентации и социальная адаптация студентов, ведущих клубный образ жизни / Копылова О.Ю., Молокостова А.М., Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 345-347.
  • Дистанция и социальное партнерство в представлениях субъектов педагогического процесса / Молокостова А.М., Якиманская И.С. // Гуманитарные науки (г.Ялта). 2019. № 2 (46). С. 108-116.
  • Практика проведения судебной психолого-педагогической экспертизы в ситуации развода родителей / Якиманская И.С. // Вестник практической психологии образования. 2019. № 2 (2). С. 75-86.
  • Обучение клинических психологов навыку концептуализации клинического случая в различных психотерапевтических подходах / Балашова С.В., Якиманская И.С. // Оренбургский медицинский вестник. 2018. Т. VI. № S4 (24). С. 6-14.
  • Характеристики образовательной среды в представлениях субъектов образовательного процесса / Молокостова А.М., Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 1 (22). С. 287-290.
  • Мотивация учения студентов (на примере подготовки клинических психологов) / Якиманская И.С. // Педагогические и социологические аспекты образования. материалы Международной научно-практической конференции. 2018.
  • Психологическое здоровье и возможности его поддержки у подростков в условиях средней школы (результаты исследования подростков Оренбургской области) / Якиманская И.С. // Человек в условиях неопределенности. Сборник научных трудов научно-практической конференции с международным участием. В 2-х томах. 2018. С. 75-78.
  • Некоторые аспекты надежности, валидности, объективности судебной психолого-педагогической экспертизы / Якиманская И.С. // Антология российской психотерапии и психологии. Материалы Всероссийского конгресса с международным участием «Отечественная психотерапия и психология: становление, опыт и перспективы развития (к 85-летию отделения неврозов и психотерапии Национального центра психиатрии и неврологии им. В.М. Бехтерева)». 2018. С. 143.
  • Психологические особенности «активных» и «пассивных» студентов-пользователей Интернет / Якиманская И.С. // Психология психических состояний. Сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых. Казань, 2018. С. 121-126.
  • Поведение членов организации как предиктор конфликтных ситуаций / Якиманская И.С. // Конфликты в образовании и социальной сфере: теоретические и прикладные аспекты. Материалы 1-й Международной научно-практической конференции. 2018. С. 311-315.
  • Состояние и психологическая травма ребенка при разводе родителей / Якиманская И.С. // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. материалы Третьей Международной научной конференции. 2018. С. 607-610.
  • Психологическое консультирование и психотерапия семей, воспитывающих проблемного ребенка: учебное пособие / Якиманская И.С., Быкова И.С. Оренбург, 2018.
  • Metacognition of organization members as the basis of learning strategy in higher school / Yakimanskaya I.S., Molokostova A.M., Ibragimova M.Y. // Metacognition and Successful Learning Strategies in Higher Education. 2017. С. 137-154.
  • Социальная психология: учебное пособие / Молокостова А.М., Трифонова Е.А., Бендас Т.В., Якиманская И.С. 3-е изд., испр. и доп. М., 2017.
  • Планирование исследования метакогнитивных аспектов безопасности образовательной среды / Якиманская И.С. // Перспективы психологической науки и практики. сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 682-684.
  • Шопинг-зависимость как нарушение психического здоровья личности / Якиманская И.С. // Актуальные вопросы психологии здоровья и психосоматики. Материалы V Всероссийской научно-практической конференции. 2017. С. 440-445.
  • Психологические особенности социальных страхов и самооценки детей дошкольного возраста / Якиманская И.С. // Комплексные исследования человека: психология. Материалы VII Сибирского психологического форума. 2017. С. 265-268.
  • Психологические особенности представления о себе и о другом у русских студентов - юношей и девушек / Якиманская И.С. // Психологическая служба университета: реальность и перспективы. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 235-240.
  • Метакогниции и безопасность образовательной среды: возможности исследования / Якиманская И.С. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2017. № 7. С. 138-146.
  • Психологическое сопровождение подростков в условиях образовательной среды: условия, запросы, особенности / Кормушина Н.Г., Якиманская И.С. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 331-335.
  • Психологическая безопасность образовательной среды: теория и исследования / Логутова Е.В., Карымова О.С., Биктина Н.Н., Якиманская И.С. Ставрополь, 2016.
  • Школьники как субъекты обеспечения психологической безопасности образовательной среды / Якиманская И.С. // С. 38-87.
  • Родители как субъекты образовательного пространства и психологическая безопасность образовательной среды / Якиманская И.С. // Психологические аспекты безопасности образовательной среды: исследования и методики. Сборник научно-методических статей. Под общей редакцией Якиманской И.С. Ставрополь, 2016. С. 88-113.
  • Родители и педагоги как субъекты целеполагания и психологическая безопасность образовательной среды / Якиманская И.С. // Психологические аспекты безопасности образовательной среды: исследования и методики. Сборник научно-методических статей. Под общей редакцией Якиманской И.С. Ставрополь, 2016. С. 115-145.
  • Готовность учителей к инновациям и психологическая безопасность образовательной среды / Якиманская И.С. // Психологические аспекты безопасности образовательной среды: исследования и методики. Сборник научно-методических статей. Под общей редакцией Якиманской И.С. Ставрополь, 2016. С. 146-174.
  • Психологическая безопасность образовательной среды и представления о рисках в дополнительном образовании / Якиманская И.С. // Психологические аспекты безопасности образовательной среды: исследования и методики. Сборник научно-методических статей. Под общей редакцией Якиманской И.С. Ставрополь, 2016. С. 174-192.
  • Психологическая безопасность в напряженной и благоприятной образовательной среде в представлениях школьников и родителей / Якиманская И.С. // Психологическое благополучие современной семьи. Материалы межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 196-199.
  • Психологическая безопасность образовательной среды и личностные особенности педагогов и школьников в условиях изменений в образовании / Якиманская И.С. // Психология состояний. Сборник материалов юбилейной Международной школы. 2016. С. 262-268.
  • Особенности метакогниций субъектов образования и безопасность образовательной среды / Якиманская И.С. // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2016. № 5. С. 156-164.
  • Представления об образовательной среде у родителей и учителей / Якиманская И.С. // Актуальные проблемы и перспективы развития современной психологии. 2016. № 1. С. 120-126.
  • Социальная психология: учебник / Бендас Т.В., Якиманская И.С., Молокостова А.М., Трифонова Е.А. Оренбург, 2015.
  • Инновации в российской системе образования и за рубежом / Заневский С.В., Микаелян М.А., Новикова Н.Н., Королева Н.А., Якиманская И.С. Новосибирск, 2015.
  • Психология управления в организации: учебно-методическое пособие / Карымова О.С., Якиманская И.С., Молокостова А.М., Бендас Т.В. Оренбург, 2015.
  • Социально-психологические аспекты безопасности образовательной среды и субъективное благополучие специалистов помогающих профессий / Молокостова А.М., Якиманская И.С. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2015. № 2 (177). С. 189-193.
  • Изучение риска организационных изменений в представлениях сотрудников / Молокостова А.М., Якиманская И.С. // Научное обозрение. 2015. № 2. С. 385-395.
  • Социальные представления о детских травмах у специалистов помогающих профессий образования и здравоохранения / Якиманская И.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2015. № 177. С. 43-54.
  • Мониторинг и оценка социально-образовательной среды как необходимое условие формирования безопасности образовательных организаций / Якиманская И.С. // Казанский педагогический журнал. 2015. № 6-3 (113). С. 66-69.
  • Семантический психогеометрический тест в исследовании представлений топ-менеджеров об организации / Якиманская И.С. // Мир науки, культуры, образования. 2015. № 4 (53). С. 204-206.
  • Психологическое консультирование: учебное пособие / Якиманская И.С., Биктина Н.Н. Оренбург, 2015.
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательной среды в условиях внедрения новых образовательных стандартов: монография / Якиманская И.С., Биктина Н.Н., Логутова Е.В., Молокостова А.М. Оренбург, 2015.
  • Особенности восприятия организации менеджерами, находящимися на разных уровнях управления / Якиманская И.С., Молокостова А.М. // Наука и бизнес: пути развития. 2015. № 4 (46). С. 14-20.
  • История, методология и практика современного образования в России / Акутина С.П., Алтухов В.А., Белова Н.Ю., Брыкина Е.К., Волгунов В.А., Гвазава В.И., Говорун А.В., Малороссиянова О.И., Немкина Е.С., Фомин В.В., Халяпина Л.П., Щелина Т.Т., Якиманская И.С. Новосибирск, 2014.
  • Современная система образования: теория и практика / Акутина С.П., Беганцова И.С., Величко Н.Ю., Горнева Е.А., Зникина Л.С., Калинина Т.В., Коновалова Л.А., Копелиович Д.И., Маркеева М.В., Масленникова Н.Н., Милова Ю.В., Миронова Е.В., Мнацаканян Э.Г., Перевозова О.В., Рожнева Е.М., Шепелева Т.Е., Якиманская И.С. Ставрополь, 2014.
  • Мониторинг социальных представлений подростков о ценностях и асоциальном поведении / Якиманская И.С. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2014. № 167. С. 62-70.
  • Образовательная среда учреждений, с различным успехом внедряющих новые федеральные государственные образовательные стандарты / Якиманская И.С. // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 3 (46). С. 169-171.
  • Воспоминания о детских психологических травмах: анализ и классификация / Якиманская И.С. // Перспективы науки. 2014. № 4 (55). С. 61-63.
  • Застенчивость учителей как источник риска безопасности образовательной среды / Якиманская И.С. // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 4. С. 291-296.
  • Психология взаимодействия и принятие управленческих решений: рабочая тетрадь / Якиманская И.С., Молокостова А.М. Оренбург, 2014.
  • Образование сегодня: традиции и инновации / Андреева Е.А., Бурыкина М.Ю., Бутунина Л.В., Гарькавая Т.С., Митенева С.Ф., Полозенко О.В., Сейтенова С.С., Старчакова И.В., Якиманская И.С. Ставрополь, 2013.
  • Современные аспекты педагогической работы / Ахмерова А.Ф., Ахметов Л.Г., Гилев Г.А., Кабанов А.М., Коровкина Т.В., Максимов Н.Е., Петренко М.А., Попков А.И., Романовский С.К., Рубан Г.А., Файзрахманов И.М., Файзрахманова А.Л., Харитонова С.В., Черняева А.Ю., Якиманская И.С. Одесса, 2013. Том 1 Книга 1.
  • Мониторинг психологической безопасности образовательной среды и качества образования в условиях модернизации / Баева И.А., Якиманская И.С. // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 81-90.
  • Психология делового общения: учебное пособие / Логутова Е.В., Якиманская И.С., Биктина Н.Н. Оренбург, 2013.
  • Субъект-субъектные отношения и мониторинг качества в ситуации изменений в дополнительном образовании / Якиманская И.С. // Инновация в образовании. Современная психология в обучении. Материалы II Международной научной конференции: В 2 томах. 2013. С. 179-185.
  • Психологические особенности школьников, педагогов и родителей в условиях внедрения новых ФГОС / Якиманская И.С. // Психологические аспекты социализации личности в условиях современного образования. Сборник статей III Всероссийской научно-практической конференции. 2013. С. 6-16.
  • Метод многостороннего группового диалога в изучении безопасности образовательной среды / Якиманская И.С. // European Social Science Journal. 2013. № 3 (31). С. 269-278. 1
  • Риски психологической безопасности образовательной среды в условиях интернатного учреждения для детей со специальными образовательными нуждами / Якиманская И.С. // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. 2013. № 2 (5). С. 104-111.
  • Школа как организация: применение метода фокус-группы для выявления проблем образовательной среды / Якиманская И.С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2013. Т. 2. № 1. С. 61-67.
  • Представления об асоциальном поведении подростков Оренбургской области (2004-2009-2011) / Якиманская И.С. // Феноменология и профилактика девиантного поведения. Материалы VI Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. 2012. С. 329-333.
  • Особенности травматических переживаний и стереотипы жестоких отношений в социальной среде / Якиманская И.С. // Казанская наука. 2012. № 10. С. 272-274.
  • Оценка безопасности образовательной среды, асоциального поведения, системы помощи и поддержки во мнениях школьников городских и сельских школ Оренбургской области / Якиманская И.С. // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2012. Т. 1. № 1. С. 23-34.
  • Методика экспертизы деятельности педагога-психолога / Якиманская И.С., Голубева В.В. // Теоретические и прикладные проблемы психологии образования: сборник научных статей. 2012. С. 161-174.
  • Семантический психогеометрический тест: практическое руководство / Якиманская И.С., Карымова О.С. Оренбург, 2009.
  • Лидерство в кросс-культурных и гендерных исследованиях / Бендас Т.В., Якиманская И.С. Оренбург, 2006.
  • Особенности проявлений интеллекта у учащихся с разными типами индивидуального профиля латеральности / Якиманская И.С., Кузнецова О.А. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2006. № 6-1 (56). С. 104-110.
  • Кросскультурные отношения и личностные характеристики лидеров общественных организаций Оренбурга: методики исследования и первичные результаты / Якиманская И.С. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 12. С. 139.
  • Некоторые психологические особенности репродуктивной установки рожавших женщин и женщин, состоящих на учете по бесплодию / Якиманская И.С., Карымова О.С. // Вестник Оренбургского государственного университета. 2005. № 12. С. 185.
  • Исследование особенностей качества жизни субъектов образовательного процесса / Якиманская И.С. // Психологические чтения. Психологическая служба: направления, содержание, тенденции развития» материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей 23-24 апреля 2004 г. 2004. С. 89-90.
Участие в Национальном конкурсе «Золотая Психея»

Хотите получать подборку новых материалов каждую неделю?

Оформите бесплатную подписку на «Психологическую газету»